Цели урока:
- Обобщить знания детей по теме «Люби живое».
- Учить ориентироваться по текстам.
- Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Открытие конференции
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной».
В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов:
- Вести из леса
- Рыбацкий узел
- Почта
- Городские новости
- Сельские новости
(Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)
II. «Вести из леса»
Учитель - Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту ..., представителю отдела «Вести из леса».
1 корреспондент: «Стая птиц под снегом»
Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! – сорвался и в снег по самые уши.
И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег.
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?
Учитель – Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке.
(Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.)
III. «Рыбацкий узел»
Учитель - Слово для выступления предоставляется корреспонденту .., представителю отдела «Рыбацкий узел».
1. – Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.
Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.
Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 году. Родина ее – Северная Америка.
Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.
Ондатра дает красивый ценный мех.
Учитель – Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.
(Рассказы детей.)
2. – Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.
«Первыми заметили Пики большие ….
Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась … и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов».
(Ответ: 1. Белый чайки. 2. Щука. 3. Чайки.)
– Откуда этот отрывок?
(«Мышонок Пик». В Бианки.)
– какая смерть грозила бедному мышонку?
(Его чуть не убил мальчик; чуть не склевали чайки; чуть не поймала щука; змея; жулан.)
IV. «Почта»
Учитель – Слово корреспонденту из отдела «Почта».
Корреспондент – Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.
Жалоба 1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.
(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.)
Жалоба 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, кА ко нас. не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
Учитель – Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?
– Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?
Кукушка – птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.
Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
V. «Городские новости»
– Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был –
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут как птицы трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
– Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?
(Дети рассказывают о мальчике и Жучке из рассказа В.Л. Дурова «Наша Жучка».)
– В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?
(В. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В Астафьев. «Капалуха».)
VI. «Сельские новости»
– А вот корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников.
Мальчик:
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Корреспондент – Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?
(Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».)
VII. Итоги конференции
Учитель – Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься?
(Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)
Ученица:
Берегите землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
Конференция закачивается песней, которую поют все.
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробей,
Ля, ля, ля, ля,
Песенкой разбудит.
А царапать и кусать,
Ля, ля, ля, ля,
А царапать и кусать
Вас никто не будет…