Использование средств информационно-коммуникационных технологий при изучении курса "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций.[4] В основе любой компетенции лежат общеучебные умения, которые дают возможность обучающимся наиболее рационально, по-научному учиться по всем предметам, осуществлять все виды деятельности, входящие в учебный процесс средней школы.[3] Овладение этими умениями и навыками должно обеспечить обучающимся возможность эффективного самообразования в процессе обучения в школе и после нее. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.

В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся?

Большие возможности для развития умения применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи дает курс «Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века». Н.Ф. Виноградова обращает внимание на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо информации является существенным показателем развития, но не самым важным. Выделяет основные характеристики развития, наиболее важные для младшего школьника и формируемые при изучении предмета «Окружающий мир»:

  • умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
  • стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
  • умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
  • умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.

Одной из главных задач рассматриваемого предметаявляется развитие общей культуры школьника. Моя деятельность как учителя начальной школы направлена на формирование элементов культуры, развитие нравственных чувств, а также культуры поведения в обществе.

Особого внимания в курсе «Окружающий мир» заслуживают уроки с подборками репродукций картин художников-классиков по трем темам: «Родная природа – радость, любовь, вдохновение», «Русь, Россия – Родина моя», «Жизнь людей нашей страны в разные эпохи». [2] Рассматривание произведений живописи, описание их, составление повествовательных рассказов, рассказов-этюдов помогает детям понять эмоциональные связи человека с окружающим миром, развивает стремление передать свои чувства после общения с ним в творческой продуктивной деятельности.

Конечно, подобные уроки лучше всего проводить в Художественных музеях, но когда нет такой возможности, мультимедийные технологии могут быть использованы как сопровождение объяснения учителя и учащихся.

Мультимедиа – это средство и инструмент познания на различных уроках. Разумное использование в учебном процессе подобных наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи и мышления учащихся.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Надо отметить, что для проведения уроков с использованием мультимедиа и учителю необходимо самосовершенствование, умение пользоваться современными образовательными ресурсами сети Интернет, владеть средствами Microsoft Office.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у младших школьников пропадает страх перед компьютером, и что не мало важно, воспринимают компьютер не как средство игры. Обучающиеся в течение урока и при подготовке учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой. У них появляется заинтересованность и желание выполнять дополнительные задания.

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи-рассуждения). [1]

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только большой чувственный опыт, у него развиваются умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, классифицировать, сравнивать, обобщать наблюдаемое, делать выводы – то есть он учится быть учеником, он учится учиться.

Применение новых технологий изменяет процесс усвоения знаний, но эффективность обучения в этом случае достигается только при систематической работе. Систематичность в использовании мультимедиа на уроках создает дополнительные условия для обогащения личности каждого обучающегося. Экранное изображение становится для него столь же обычным, привычным явлением, как работа с учебником. Причем, разумное использование в различных учебных ситуациях, на различных этапах урока, с различными целями расширяет творческие способности детей, их познавательную активность.

Приведу пример проведенного урока в 4-м классе с использованием мультимидийных технологий.

Тема: Архитектура XVIII века. О первых историках России.

Задачи урока:

  • ознакомление с архитектурными сооружениями XVIII века;
  • ознакомление с биографическими сведениями и творчеством выдающихся русских архитекторов;
  • развитие общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появлялись в процессе его развития;
  • формирование общеучебных умений – сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль;
  • формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
  • воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир;
  • формирование нравственных и эстетических чувств;
  • подготовка младшего школьника к изучению истории, ориентировка в научных терминах и отдельных понятиях.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: мультимедиа, толковые словари

Наглядность: презентация «Искусство XVIII». / Для создания презентации использованы энциклопедические статьи, мультимедиа-иллюстрации «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»/

Индивидуальные задания к уроку: сообщения о Зимнем дворце Санкт - Петербурга, о Петровском дворце в Москве, о «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. /Дети самостоятельно выбирают вид сообщения – рассказ, заочная экскурсия/

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ход занятия.

1. Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. К. Маркс

- Что значит быть художественно образованным человеком?

- Какими знаниями необходимо владеть, чтобы быть художественно образованным человеком? Почему эти знания важны для наслаждения искусством?

Надеюсь, что в течение урока мы приблизимся к идеалу образованного человека, увидим красоту и необычность форм памятников архитектуры.

2. Сообщение темы урока (слайд 1)

- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать …»

- Предположите, архитектуру, каких городов мы рассмотрим на уроке? (Обоснуй свой выбор)

- Попробуйте объяснить понятие «архитектура».

Давайте обратимся к энциклопедии (слайд 2).

- Выделите главную мысль в объяснении данного термина.

- Назовите выразительные средства архитектуры.

/Работа в индивидуальных листах: продолжите фразу: Архитектура – это …. Выразительные средства архитектуры …/

- Какие понятия вам хотелось бы посмотреть в толковом словаре? Отметьте их. Обратитесь за помощью к толковому словарю.

- Каким другим словом можно назвать архитектуру? А архитектора?

В течение урока я предлагаю вам заносить информацию в таблицу 1:

Архитектор Сооружение Где оно находится? Особенности проектирования. Исторические события, связанные с данным сооружением
       

- Каменное строительство в послепетровское время приобрело широкий размах, прежде всего в городах. Монархи, вельможи, богатые купцы обзаводятся роскошными дворцами, возводятся общественные здания. Первенствуют Петербург и Москва. Именно здесь трудились талантливые зодчие. В Петербурге и в его окрестностях творили зарубежные и русские мастера. Второй родиной стала Россия для итальянца Варфоломея Растрелли. На берегу Невы он построил Зимний дворец – шедевр зодчества той поры.

/Сообщение ученика, которое сопровождается показом презентации. Слайд 4, 5, 6, 7/

- Какие исторические факты привлекли ваше внимание?

- Что особенно понравилось в облике и убранстве Зимнего дворца в Санкт-Петербурге?

- Неоценим вклад в архитектуру гениального русского зодчего Василия Ивановича Баженова. (Слайд 8, 9). В Москве на холме против Кремля вырос по его проекту дворец, вид которого никого не оставляет равнодушным. Это дом Пашкова, названный по имени заказчика. Изящное и возвышенное здание поражает легкостью, воздушностью форм, неповторимым сочетанием колонн с ротондой на крыше и боковыми галереями (слайд 10).

Свое могучее дарование другой русский зодчий Матвей Федорович Казаков посвятил Москве (слайд 11). В Кремле он возвел монументальное здание Сената. Строгий и величественный ансамбль Московского университета украсил древнюю столицу (слайд 12). М. Ф. Казаковым создано, и другое архитектурное сооружение Петровский замок.

/Сообщение ученика о Петровском дворце с последующим обсуждением услышанного и увиденного. Слайд 13./

- Яркими архитектурными решениями отмечены подмосковные дворцы в Кускове, Останкине, Архангельском, Марфине, созданные крепостными архитекторами. Их владельцы украшали эти сооружения садами, парками, прудами (слайд 14, 15, 16, 17, 18, 19)

- Знаете ли вы архитектурные сооружения XVIII века в нашем городе? Назовите. (слайд 20, 21). (Во время показа звучит «Песня о Тобольске» на слова С. Соловьевой)

Домашнее задание /по выбору/: приготовить сообщение (рассказ, заочная экскурсия, устный журнал) о любом архитектурном памятнике г. Тобольска (слайд 22)

- Николай Васильевич Гоголь сказал, что архитектура тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Согласитесь ли вы с таким утверждением или поспорите? (обоснуйте свой ответ.)

- Почему Н. В. Гоголь называет архитектуру летописью мира?

Следующую информацию можно заносить в таблицу 2:

Первые русские историки Главный труд Содержание. Особенности Значение для России
       

- В первой половине XVIII века появляется первая книга «История Российская» Василия Никитича Татищева (слайд 23).

«История Российская» Татищева – это первый в России научный обобщающий труд по отечественной истории. По манере расположения материала она напоминает древнерусские летописи – события изложены в строгой хронологической последовательности. Вот почему это произведение историка иногда называют «последним летописным сводом». Но ученый не просто переписал летописи: он передал их содержание языком более доступным современникам, дополнил летописные известия другими материалами, а, кроме того, в специальных комментариях дал собственную оценку событий. В этом была новизна и научная ценность его труда.

Татищев считал, что история – это воспоминания о «бывших деяниях и приключениях, добрых и злых». Знание истории помогает человеку не повторять ошибок своих предков и совершенствоваться нравственно.

Историческая наука, по мнению ученого, должна основываться на фактах, извлекаемых из источников. Работу историка он сравнивал с трудом архитектора, который должен из груды материалов отобрать все годное для строительства здания. Так и историк должен уметь отличать надёжные и достоверные документы от тех, которые не заслуживают доверия.

- Слайд 24. Какое значение имела «История Российская» для науки?

- «Первым историком и последним летописцем» назвал Николая Михайловича Карамзина А. С. Пушкин. Но перед тем как стать историком, Карамзин уже был известнейшим писателем. Вся Россия зачитывалась его произведениями. Перед ним преклонялись, у него учились, ему подражали. Однако наибольшую славу Карамзину принесло главное творение его жизни – «История государства Российского». (Слайд 25)

/Сообщение ученика о «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина/

Обучающимся предлагается отрывок из предисловия к «Истории государства Российского»

Н. М. КАРАМЗИН. ИЗ «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

Из Предисловия к «Истории государства Российского»

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие.

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

- Какими источниками пользовался Н. М. Карамзин для создания «Истории государства Российского»?

- О каких исторических лицах писал в своем труде Н. П. Карамзин? Почему?

- Какое значение имеет труд писателя и ученого Н. П. Карамзина для молодого поколения России?

- Каждый человек должен знать как можно больше об истории, культуре, искусстве своего народа, своей родины. Без прошлого нет настоящего, нет будущего. Мы гордимся лучшими образцами творения рук людских и умов – памятниками искусства, архитектуры, музыки, литературы. Мы чтим свои исторические корни, мы свято бережем все, что создали народные умельцы и мастера, написали поэты и писатели. В очередной раз прав великий Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».

Домашнее задание: учебник с. 89 – 92. ответить на вопросы рубрики «Выскажи предположение», * составить кроссворд по изученной теме.

3. Итог урока

- Какие впечатления у вас остались после урока?

- Какие поставленные вами задачи решены?

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

/Следующий урок окружающего мира посвящен обсуждению индивидуальной самостоятельной работы учащихся/

Использование презентаций на уроках окружающего мира

Класс Тема Содержание презентации
1 Поиграем: «Угадай мою профессию» Рисунок, описание профессии, которую необходимо угадать. Составление рассказов о профессии людей с использованием опорных слов. Фотографии родителей с места работы. Составление рассказов «Профессия моей мамы, моего папы»
1 Гости с севера Птицы перелетные, кочующие, зимующие. Охрана птиц.
1 Какого народа ты сын Культура, традиции, национальный костюм.
1 О гербе, флаге, гимне Символы государства. Москва – столица России. Символика моего города. Тобольск – жемчужина Сибири.
1 Поиграем: «Мы приехали в Москву» Достопримечательности Москвы. (Заочная экскурсия)
1 День космонавтики Звездное небо. Планеты солнечной системы. Наши космонавты. *Рассказ по опорным словам «Мы прилетели на другую планету»
2 Из истории нашей Родины Первые русские поселения. Первые орудия труда. Первые русские князья. Отрывок из «Повести временных лет», отрывок из произведения «Слово о полку Игореве»
2 Древние города России Заочная экскурсия по «Золотому кольцу России»
2 Животные – живые существа Опорная схема «Царства живой природы». Представители каждого царства. Кроссворд.
2 Голоса леса Птицы леса (разных природных зон). Редкие виды. (Звуковое сопровождение «Голоса птиц»)
3 Природные зоны России Природные зоны
3 Русская трапеза Национальные блюда славянских народов
3 Во что верили славяне Язычество. Обереги. Украшения. Предметы обихода со священными знаками. Христианская вера. Храмы Киевской Руси. Убранство православных храмов.
3 Когда появились автомобили Заочная экскурсия по залам автомобильного музея.
3 Как дом вышел из-под земли Первые деревянные и каменные постройки.
3 Путешествия по старинным русских городам Заочная экскурсия по Великому Новгороду, Владимиру.
4 Памятники архитектуры Древней Руси Русское искусство /Приложение 1/
4 Архитектура XVIII века Искусство XVIII века./Приложение 2/
4 О художниках XVIII века. О театре XVIII века О художниках XVIII века. Государственный публичный театр. /Приложение 3/
4 Художники XIX века Художники XIX века. /Приложение 4/

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир. Методика обучения», издательство «Вентана-Граф», 2002 г.
  2. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы». Педагогический университет «Первого сентября».
  3. Хуртова Т. В. «Формы профессионального обучения педагогов», издательство «Учитель», 2008 г.
  4. Милованова Н. Г., Прудаева В. Н. «От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий», ТОГИРРО, 2008 г.