Урок окружающего мира в начальной школе. Тема: "Композиторы XIX века. М.И. Глинка"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. ориентировать учащихся в основных достижениях культуры XIX века;
  2. формировать представления об историческом пути развития общества и вкладе отдельной личности в развитие культуры (М.И. Глинка);
  3. развивать эрудицию, интерес к музыкальному искусству.

Оборудование: проигрыватель для компакт-дисков, компакт диск, карточки, учебник, портрет композитора.

Ход урока. 

1. Орг. Момент.

  • Чтение стихотворения о марте или Андерсена «Дети года».
  • Какими словами автор говорит о первом месяце весны? Почему?

Прослушивание музыкального отрывка. П.И. Чайковский «Времена года»: «Март».

  • Как композитор передал весеннее настроение?
  • Нарисуйте на листочке один из символов настроения, с которым вы пришли на урок.

2. Проверка домашнего задания.

  • На доске записан текст с пропусками слов. Вы должны вставить слова, чтобы получился связный текст, потом попытаемся сделать вывод.

3. Изучение нового.

  • Почему XIX век называют золотым веком Российской культуры?
  • С какими видами искусства XIX века мы уже познакомились?
  • Какие виды искусства вы знаете?
  • Сегодня мы поговорим о музыке и композиторах. А точнее

«Композиторы XIX века»;

  • Что нам уже известно?
  • В конце занятия мы должны ответить на вопросы, которые записаны на доске:
  1. Зачем люди сочиняют музыку?
  2. О чем сочиняли музыку композиторы XIX века;
  3. Почему они рассказывали об исторических событиях, о детях?
  • Скажите, какими качествами на ваш взгляд должен обладать музыкант? Почему?
  • А о каких качествах музыканта, человека, говорят эти слова:

«По вечерам и в сумерках любил я мечтать за фортепиано».

  • Эти слова сказал о себе великий русский композитор

Михаил Иванович Глинка.

  • Что знаете о творчестве этого человека?
  • Где слышали о нем?

4. Работа по учебнику.

С.111

  • Давайте прочитаем текст и ответим на вопрос: какие воспоминания, события из детства помогли М.И.Глинка стать композитором? (песни, сказки няни; война с французами 1812 года).
  • Пометьте условным знаком самый удивительный на ваш взгляд факт. Проверка.
  • Скажите, на творчество какого человека повлияла няня?
  • Вспомните, какое первое большое произведение этого поэта было напечатано в 1820 году?
  • Какими строками оно начинается?
  • Предлагаю вам дать характеристику каждому из героев этого произведения. Но будьте внимательны: задание с секретом.
Руслан
Людмила
Наина
Князь Гвидон
Фарлаф
Черномор
Царевна Лебедь
Царь Салтан
Баян
мудрость
коварство
нежность
хвастливость
злобность
мужество

Исторический факт:

В 1842 г. В одной московской газете появились такое объявление: «Сегодня, в пятницу, 27 ноября на Большом театре: «Руслан и Людмила» волшебная опера, первое представление».

  • Так я не поняла: это поэма или опера?
  • Кто пишет поэмы, а кто оперы?

Исторический факт:

Прочитав поэму А.С. Пушкина, М.И. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку. Он с большим удовольствием писал музыку и закончил оперу очень быстро.

Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре «Руслан и Людмила», то и дело переставали петь от восторга, хлопая композитору.

А.С.Пушкин знал о планах М.И. Глинка написать музыку к поэме, и даже хотел внести изменения в текст, но неожиданная смерть помешала этим планам.

Слушание.

  • Мы столько говорили о музыке, но еще не слышали ее.
  • Предлагаю вам послушать отрывок из оперы М.И. Глинка «Руслан и Людмила» и определить: кого из героев с помощью музыки изобразил композитор?
  • Кто это?
  • Действительно, сейчас прозвучал отрывок, который называется «Марш Черномора»
  • Каким представили?
  • Что помогло?
  • Какие средства выразительности использовал композитор?
  • Какое чувство или чувства помогли М.И. Глинка создать это произведение?

Первичное закрепление.

  • О ком мы говорили на уроке?
  • Можем ли мы уже ответить на один из наших вопросов? Какой?

2 часть.

1. Орг. Момент.

2. Повторение.

  • Творчество какого композитора рассматривали на предыдущем уроке?
  • С каким из его произведений познакомились?
  • Какие чувства выразил композитор?
  • Какое чувство или чувства помогли М.И. Глинка создать это произведение?
  • Что еще запомнили о творчестве этого композитора?
  • Но в жизни М.И. Глинка была и тяжелая стезя – война, которая тоже оставила след в его душе и творчестве.

3. Работа по учебнику. С.112

(рассказ об исторических событиях 1613 года).

  • Кто главный герой?
  • Кого называли «Лях»? СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слушание.

  • Послушайте отрывки из этой оперы и приготовьтесь ответить на вопрос: Какое название вы бы дали этой опере? Почему?
  • Какое настроение вызывает ария Сусанина?
  • Почему М.И.Глинка закончил оперу гимном «Славься!»
  • Какие чувства хотел выразить композитор?
  • На какой из главных вопросов мы можем ответить?

Сравнение.

Слушание. «Камаринская»

  • Можно ли эту музыку сравнить с народной? Почему?

Вывод:

  • Произведение какого композитора слушали?
  • Что понравилось? Чем? Что запомнили?
  • Теперь давайте подведем итог и ответим на главные вопросы.

4. Рефлексия.