Цель:
- ориентировать учащихся в основных достижениях культуры XIX века;
- формировать представления об историческом пути развития общества и вкладе отдельной личности в развитие культуры (М.И. Глинка);
- развивать эрудицию, интерес к музыкальному искусству.
Оборудование: проигрыватель для компакт-дисков, компакт диск, карточки, учебник, портрет композитора.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
- Чтение стихотворения о марте или Андерсена «Дети года».
- Какими словами автор говорит о первом месяце весны? Почему?
Прослушивание музыкального отрывка. П.И. Чайковский «Времена года»: «Март».
- Как композитор передал весеннее настроение?
- Нарисуйте на листочке один из символов настроения, с которым вы пришли на урок.
2. Проверка домашнего задания.
- На доске записан текст с пропусками слов. Вы должны вставить слова, чтобы получился связный текст, потом попытаемся сделать вывод.
3. Изучение нового.
- Почему XIX век называют золотым веком Российской культуры?
- С какими видами искусства XIX века мы уже познакомились?
- Какие виды искусства вы знаете?
- Сегодня мы поговорим о музыке и композиторах. А точнее
«Композиторы XIX века»;
- Что нам уже известно?
- В конце занятия мы должны ответить на вопросы, которые записаны на доске:
- Зачем люди сочиняют музыку?
- О чем сочиняли музыку композиторы XIX века;
- Почему они рассказывали об исторических событиях, о детях?
- Скажите, какими качествами на ваш взгляд должен обладать музыкант? Почему?
- А о каких качествах музыканта, человека, говорят эти слова:
«По вечерам и в сумерках любил я мечтать за фортепиано».
- Эти слова сказал о себе великий русский композитор
Михаил Иванович Глинка.
- Что знаете о творчестве этого человека?
- Где слышали о нем?
4. Работа по учебнику.
С.111
- Давайте прочитаем текст и ответим на вопрос: какие воспоминания, события из детства помогли М.И.Глинка стать композитором? (песни, сказки няни; война с французами 1812 года).
- Пометьте условным знаком самый удивительный на ваш взгляд факт. Проверка.
- Скажите, на творчество какого человека повлияла няня?
- Вспомните, какое первое большое произведение этого поэта было напечатано в 1820 году?
- Какими строками оно начинается?
- Предлагаю вам дать характеристику каждому из героев этого произведения. Но будьте внимательны: задание с секретом.
Руслан Людмила Наина Князь Гвидон Фарлаф Черномор Царевна Лебедь Царь Салтан Баян |
мудрость коварство нежность хвастливость злобность мужество |
Исторический факт:
В 1842 г. В одной московской газете появились такое объявление: «Сегодня, в пятницу, 27 ноября на Большом театре: «Руслан и Людмила» волшебная опера, первое представление».
- Так я не поняла: это поэма или опера?
- Кто пишет поэмы, а кто оперы?
Исторический факт:
Прочитав поэму А.С. Пушкина, М.И. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку. Он с большим удовольствием писал музыку и закончил оперу очень быстро.
Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре «Руслан и Людмила», то и дело переставали петь от восторга, хлопая композитору.
А.С.Пушкин знал о планах М.И. Глинка написать музыку к поэме, и даже хотел внести изменения в текст, но неожиданная смерть помешала этим планам.
Слушание.
- Мы столько говорили о музыке, но еще не слышали ее.
- Предлагаю вам послушать отрывок из оперы М.И. Глинка «Руслан и Людмила» и определить: кого из героев с помощью музыки изобразил композитор?
- Кто это?
- Действительно, сейчас прозвучал отрывок, который называется «Марш Черномора»
- Каким представили?
- Что помогло?
- Какие средства выразительности использовал композитор?
- Какое чувство или чувства помогли М.И. Глинка создать это произведение?
Первичное закрепление.
- О ком мы говорили на уроке?
- Можем ли мы уже ответить на один из наших вопросов? Какой?
2 часть.
1. Орг. Момент.
2. Повторение.
- Творчество какого композитора рассматривали на предыдущем уроке?
- С каким из его произведений познакомились?
- Какие чувства выразил композитор?
- Какое чувство или чувства помогли М.И. Глинка создать это произведение?
- Что еще запомнили о творчестве этого композитора?
- Но в жизни М.И. Глинка была и тяжелая стезя – война, которая тоже оставила след в его душе и творчестве.
3. Работа по учебнику. С.112
(рассказ об исторических событиях 1613 года).
- Кто главный герой?
- Кого называли «Лях»? СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Слушание.
- Послушайте отрывки из этой оперы и приготовьтесь ответить на вопрос: Какое название вы бы дали этой опере? Почему?
- Какое настроение вызывает ария Сусанина?
- Почему М.И.Глинка закончил оперу гимном «Славься!»
- Какие чувства хотел выразить композитор?
- На какой из главных вопросов мы можем ответить?
Сравнение.
Слушание. «Камаринская»
- Можно ли эту музыку сравнить с народной? Почему?
Вывод:
- Произведение какого композитора слушали?
- Что понравилось? Чем? Что запомнили?
- Теперь давайте подведем итог и ответим на главные вопросы.