Внеклассное занятие в начальной школе по теме "Русская одежда. Сарафанный ансамбль"

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательная: сформировать целостное представление о северном женском костюме. Познакомить с историей его возникновения.
развивающая: развивать внимание и эстетические вкус.
воспитательная: чувство патриотизма, интерес к русским традициям.

Оборудование:

  • изображение сарафана, головных уборов, обуви,
  • толковый словарь,
  • запись песни «Лапти»,
  • раскраска «Девочка в русском сарафане».

Ход урока.

1. Народный календарь

  • Как называли месяц декабрь? Почему?
  • Какое сегодня число? (18)
  • Но начнем мы с 17 дня. 17 день – Варвара

Относительно этого дня есть пословицы

! Трещит Варюха – береги нос да ухо.

  • Что значит «трещит»?
  • Как понимаете пословицу?

18 день – Савва

По народным представлениям Савва продолжает работу Варвары.

Как понимаете «продолжает работу»?

! Варюха мосты мостит, Савва дорогу стелет

  • Что значит «Мосты мостит» (дорогу стелет)? ( Или «в лед реку одевает» - саням путь дает)
  • На Савву народ примечал
   
  Дым столбом – к морозу.
   
  Дым без ветра бьет к земле – жди снега.
  • У кого есть возможность, пронаблюдайте.

2. Проверка домашнего задания.

  • Кто подготовил колыбельные песни?
  • Для чего они были нужны?

3. Вводная беседа. Сообщение темы.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством, хлебосольством, широтой души. Когда даже нежданного гостя встречали со всей душой, выставляя на стол все, что имелось в доме. Народ, всегда готовый встать на защиту своей Родины и драться с врагом до последней капли крови. Готовый прийти на помощь слабому и отдать последний кусок хлеба тому, кто в этом нуждается. Славен своими песнями, которые бесконечны, великолепны, как и огромные российские просторы.

Также красива и своеобразна была русская одежда. И не хватит одного урока, чтобы рассказать о видах русского костюма и традициях его создания.

Поэтому тема нашего урока: Русский костюм. Сарафанный ансамбль.

Для птиц весенние песни – это очень важное и серьезное дело. Поют только самцы. Своей песней птица, как бы, устанавливает невидимую границу. И если рядом раздается песня соперника (сородича) – хозяин участка распустив перья, кинется на него и прогонит. А другие птицы – «пожалуйста – селитесь!». Ведь у других птиц и корм другой и строительный материал для гнезд.

Женская одежда одной части России отличалась от другой. Сегодня знакомимся с костюмом, который носили женщины Севера.

Женский костюм – это целый мир, в нем все связано: человек, животные, растения. Наденет молодая женщина такой костюм и сама становится, как природа.

Вспомним, из скольких частей состоял мир?

Что у женщины относится к верхнему миру?

1. Головной убор.

Головной убор – это небо. Здесь знаки птиц, солнца, небесных оленей. Саму женщину всегда сравнивали с птицей: легкая, грациозная, руки как крылья.

И даже названия головных уборов птичьи.

Красота – девичья головная повязка. Символ свободы и независимости. Носили незамужние женщины. Единственный головной убор из под которого были видны волосы. Замужние же женщины должны были прятать волосы головным убором.

Кокошник – от слова «кокошь». Кокошью звали птицу, которая кричит «ко-ко-ко». Что это за птица?

Кичка – так звали утку. Этот головной убор не простой, рогатый, напоминает о священном олене.

Сорока – его название дали не требует пояснения.

2. А теперь переходим к среднему миру.

  • О чем будем говорить узнаете, если отгадаете загадку. Вход один, а выходов 3? (рубаха)
  • Как догадались?

Рубаху наши предки носили с незапамятных времен. В старину рубахи шили из конопляного или льняного холста, пропуская цельное полотно от ворота до подола (вырезка), отсюда и название «проходница». В обычное время носили рубаху из двух частей. Верхнюю называли «рукава» и шили из более тонкой материи, нижнюю «стан» - из обычной домотканины. Готовя нарядную рубаху рукодельницы показывали все, на что способны. Красным цветом расшивали места не закрытые сарафаном – горловина, рукава, подол, мышки. Вышивку делали красным цветом, иногда она сплошным узором покрывала рукава. Это обереги. Они берегли тело и душу человека от внешней среды.

3. Традиционный наряд русского севера часто называли «сарафанным комплексом», так как он состоял из рубахи и сарафана.

Интересно, что слово сарафан встречается на Руси в документах XIVв (500 л.н.э.). само слово восточное и в переводе с персидского означает «народная, длинная с ног до головы одежда».

Мало кто знает, что первоначально женский русский сарафан был мужской одеждой и носили его люди богатые: воеводы, князья.

  • Кто такие воеводы? (военачальники)

Переднее полотнище длиннее заднего. Первые русские сарафаны были как с рукавами так и без них. Но рукава большей частью были съемные на веревочках, которые крепились к пройме. Отсюда и выражение:

! Работать спустя рукава.

  • Как понимаете?

О сарафане, как женской одежде идет упоминание в XVIIв. Наиболее древний вид женского сарафана Шушпан со сплошным передним полотнищем (чертеж). Позже молодежь освоила распашной сарафан застегивающийся на пуговицы. Из-за большого числа клиньев он получил название клиник.

Не богатые люди шили сарафаны из домотканой материи, богатые же шили из богатой заморской ткани – парчи, бархата.

Ткачество дорогих тканей было не развито в России и широкое распространение получило золотое шитье.

Наиболее распространенные цвета: синий и красный. Необыкновенно популярен красный цвет (цвет жизни, крови, радости), который шел на праздничную одежду. В XIXв. Появляются сарафаны из 5-6 клиньев с узкими лямками. Его называют лямошник. Сарафан тоже имеет обереги.

Праздничные и особо нарядные сарафаны надевали только по праздникам и передавали по наследству от матери к дочери. Многие подлинные образцы русских сарафанов хранятся сегодня в музеях.

  • Что относится к нижнему миру? (обувь)

4. Обувь.

И завершим мы наш костюм обувью.

Послушав песню, вы узнаете, какой вид обуви на Руси был самым распространенным.

Песня «Лапти»

Лапти – самая древняя обувь на Руси. Лапти были мужской и женской обувью. Материал для лаптей всегда был под рукой, их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска и даже березы. Будничные лапти плели из грубого широкого лыка. Нарядные – розовые из вязового лыка. Цвет они приобретали после опускания в горячую воду.

Чтобы укрепить и утеплить свои лапти крестьяне подшивал на подошву конопляную веревку. Ноги в них не замерзали и не промокали. Лапти носили как на босу ногу так и на анучи.

Ступни – подобии калош. Всегда стояли около порога, легко одевались при выходе из дома.

Чуни – называли веревочными лаптями. Их носили дома или в поле в теплую, сухую погоду.

4. Закрепление нового материала.

  • Назовите составные части нашего костюма. (образец)

5. Практическая работа.

  1. – Как одета девочка?
    – Сейчас вам самим предстоит создать женский северный костюм с помощью фломастеров.
  2. Выставка работ.

6. Итог урока.

Назовите составные части северного женского костюма.

7. Домашнее задание.

Подобрать загадки об одежде.