Мультимедийный проект (видеофильм). Тема: "С чего начинается Родина"

Разделы: География, История и обществознание, Внеклассная работа


Идея создания мультимедийного проекта «С чего начинается Родина» (приложение у автора, общий объем 235 мегабайт) родилась у автора в результате многолетней работы по изучению истории и географии родного края.

Изучение истории формирования территории микрорайона школы, обусловлено огромным воспитательным потенциалом курсов «География России» под редакцией Дронова В.П. и Рома В.Я. и «Краеведение» под редакцией Лебедевой И.М. и др. Окружающая действительность изучается по гносеологической спирали – от своего микрорайона до района, города и региона. Учащиеся среднего и старшего возраста намного более эмоционально воспринимают изучаемые героические и трагические события, если знакомство с прошлым проводится на материале изучения истории их «малой Родины».

Увидев на экране свой двор, абсолютное большинство детей, затаив дыхание, следили за развитием событий, сопереживали, сочувствовали, восхищались и изумлялись. Просмотр материалов мультимедийного проекта способствовал формированию чувства сопричастности к судьбе своего Отечества, его наследию, национальной гордости, патриотизма и активной гражданской позиции.

У учащихся начальной школы, впервые знакомящихся с историческим прошлым на примере традиций своего народа, закладывается основа для формирования исторической памяти, без которой невозможно воспитать культурного человека и гражданина Мира.

Ведущие идеи:

  • Любой исторический период оставляет наследие, которым пользуются последующие поколения. Современным гражданам России досталось богатое наследие, созданное многими поколениями россиян. Его надо уметь оценить, сохранить, обогатить и передать следующим поколениям.
  • Каждый гражданин Российской Федерации, каждая семья являются участниками исторического процесса. Каждая семья имеет свои «корни», предков, её члены являлись участниками, очевидцами исторических событий. Сохранение связи поколений, своей «родовой» памяти – это одно из важнейших условий воспитания семьянина, гражданина, человека, сопричастного к историческому процессу.

Сквозной темой проекта «С чего начинается Родина» является тема наследия, исторической памяти и сопричастности событиям, значительно удалённым во времени и пространстве. Более 100 лет Карл Юнг сказал: «Наряду с даровитостью ума существует даровитость сердца, которая не менее важна, однако её легко упустить из вида. Такие люди часто бывают полезнее и ценнее для благополучия общества в целом, чем прочие дарования». Предлагаемый мультимедийный проект обращён, в первую очередь, к сердцам учащихся, учителей и жителей Невского района. Однако в видеофильме даны сведения по истории становления Санкт-Петербурга и территории всего Северо-Западного региона, что, несомненно, будет интересно любому человеку, интересующемуся историей и географией России.

Предлагаемая работа рассчитана на вариативность использования её материалов, как в целом виде, так и фрагментарно; учителями и учащимися; на уроках географии, истории и краеведения, классных часах и во внеклассной работе. Видеофильм посмотрели все учащиеся и учителя нашей школы, многие родители, учителя других школ и жители Невского района.

Содержание работы выдержано в хронологическом порядке. Слайды сменяются автоматически и озвучены комментариями автора. Слайды расположены в следующей последовательности:

  1. Панорама на улицу Седова в Невском районе Санкт-Петербурга, снимок 2007 года от улицы Полярников на 336 школу.
  2. Дома по улице Фарфоровской улице построены в 1929 году! Дома - №18 и №22. Снимок сделан в декабре 2006 года.
  3. Территория Северо-запада России 500 миллионов лет назад была покрыта водами тёплого и мелкого моря.
  4. В море кипела жизнь: древние ракообразные - трилобиты, морские огурцы и лилии, моллюски.
  5. Эры и периоды сменяли друг друга, формируя современный ландшафт Петербургского региона.
  6. На современный ландшафт Петербургского региона и всего Северо-запада Евразии оказали влияние ледниковые периоды.
  7. Такой, вероятно, была панорама Невы после таяния ледников 10 тысяч лет назад. На снимке - панорама реки Вуокса, снимок 2006 года.
  8. Район расположен на территории, которую в Средние века называли Ижорской землёй. С древних времён здесь жили финно-угорские племена (чудь, водь, карела, вепсы) - среди которых самым многочисленным было племя ижора.
  9. В IX веке на этих землях стали селиться славяне, пришедшие с юго-востока. Славяне занимались земледелием, ставили избы и бани.
  10. Территория Приневских земель долгое время оставалась «яблоком раздора» между Русским государством и Западной Европой. В устье реки Ижора в 1240 году произошла Невская битва, в которой новгородское ополчение, во главе с князем Александром Ярославичем, разбило превосходившие их по численности войска шведских и немецких рыцарей. Теперь мы знаем князя – как Александра Невского.
  11. Фрагмент из фильма «Александр Невский», созданный Сергеем Эйзенштейном в 1941 году.
  12. В начале XVII века, воспользовавшись слабостью Русского государства, шведы захватили земли по Неве и удерживали их более 90 лет. В районе современной Малой Охты была построена крепость Ниеншанц.
  13. Мы знаем о некоторых допетровских поселениях левого берега Невы. Там, где сейчас к реке выходит Железнодорожный проспект, со средних веков находилась деревня Виллола, и в 1500 году в ней было 6 дворов, а к концу шведского владычества дворов было уже 12, причём известны имена и фамилии их хозяев, которые показывают смешение народов, проживавших в то время на берегах Невы.
  14. Только в ходе Северной войны, начатой Петром I в 1700 году, шведы были изгнаны с русских земель. 16(27) мая 1703 года государь заложил основание новой столицы – город Санкт-Петербург.
  15. Санкт-Петербург – уникальный город, который возник из небытия, словно по мановению волшебной палочки волей Петра I, усилиями многих его сподвижников и отнявшем жизни у миллионов русских крестьян. Ни один город мира не возводился столь стремительно!
  16. В 1744 году один из кирпичных заводов по указу императрицы Елизаветы Петровны был превращён в Порцелиновую мануфактуру, которая с 1765 года начала называться Императорский фарфоровый завод. В середине XIX века Невская застава превращается в промышленное предместье Санкт-Петербурга. Основателем производства стал русский учёный Дмитрий Иванович Виноградов.
  17. В России было налажено производство фарфора, который не уступал по качеству ни саксонскому, ни китайскому.
  18. Вот только люди, которые работали на производстве фарфора, жили в нечеловеческих условиях. Вид на Фарфоровую слободу в XIX веке. Справа внизу дом, сохранившийся в Усть-Ижоре. Снимок 2006 года
  19. В XVIII веке земли по Шлиссельбургскому тракту начали раздавать царским сановникам и придворным вельможам – графу Румянцеву, князю Вяземскому, Куракину и Потёмкину.
  20. Панорама на Пролетарский завод в 1844 и 2007 годах.
  21. За Невской заставой на Александровском заводе впервые в истории российского промышленного производства были построены: цельнометаллическая подводная лодка, парусное судно с паровым двигателем «Нева» и флагман капитализма XIX века – паровоз.
  22. Красота и мощь Санкт-Петербурга ковалась на рабочих окраинах города, где трудящиеся с семьями ютились в убогих бараках, где была ужасающая детская смертность и нищета.
  23. В начале XX века в саду «Вена» выступал Фёдор Иванович Шаляпин. Теперь здесь располагается парк имени Бабушкина.
  24. За 40 минут и за 20 копеек можно было доехать из центра города - от Знаменской площади - до сада «Вена». Вверху - вид на знаменитый храм в Стеклянном заводе - в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте" (фото начала XX века).
  25. За Невской заставой рождалось будущее России. Здесь работали: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская, Иван Васильевич Бабушкин, Николай Васильевич Шелгунов. Эти люди просвещали рабочих и поддерживали их стремление к достойной жизни. "Земля - крестьянам, фабрики - рабочим", "Кто не работает, тот не ест" - законные лозунги нарождающегося самосознания нарда.
  26. Снимок 1928 года из архивов музея Сергея Мироновича Кирова, где мы видим тех людей, которые строили наши дома по Фарфоровской улице.
  27. Двор, окружённый домами №26, 28 и 24 по Фарфоровской улице – снимок 1929 года. После разрухи и гражданской войны прошло всего 10 лет – это невероятно! Для сравнения - перестройка уже длится почти 20 лет.
  28. Так выглядела кухня (1929 год) в наших домах по Фарфоровской улице. Снимок из музея С.М.Кирова - 2007 год.
  29. Уникальная фотография 1932 года, на которой ещё нет современных домов №30 и нашей школы №336. Панорама на магазин и библиотеку (современный адрес Фарфоровская дома №14 и №26). Трансформаторная будка одна, улицы Седова ещё нет.
  30. Панорама на строительство Володарского моста – снимок 1934 года. Вид на правый берег.
  31. Панорама на левый берег Невы и купол храма Преображения Господня на Фарфоровом заводе. Снимок 1934 года.
  32. Вид на Володарский мост и здание Исполкома Невского райсовета, в здании располагались райком Коммунистической партии и райком Комсомола. Нижний снимок - довоенный.
  33. Панорама на деревенскую улицу Ивановская (1933 год) и дома Сталинского ампира по Ивановской улице в 1938 году. Слева снимок 1965 года с оставшимися деревянными постройками.
  34. В 1941 году Володарский (Невский) район становится прифронтовым участком, где проходит линия обороны от немецко-фашистских захватчиков. Панорама на Володарский мост - снимок 1946 года.
  35. На здании «колбаса» (современный адрес – ул. Бабушкина д.61) в 1941-1943 годах дежурили 3 пулемётчика, отражая атаки фашистов, которые летали бомбить Володарский мост, железнодорожную станцию «Сортировочная» и 5 ТЭЦ.
  36. В здании школы (теперь это 331 школа) был расположен военный госпиталь, по Неве стояли эскадренные миноносцы. Слева внизу эсминец "Стройный" - фото 1942 года.
  37. В здании бывшего костёла располагался штаб ПВО (противовоздушной обороны), в магазине находилась блокадная булочная. Сейчас в здании по улице Фарфоровская д.14 тоже находится магазин. Снимок 2006 года (внизу слева).
  38. В тяжёлые блокадные годы в Ленинграде работали школы, библиотеки и концертные залы.
  39. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от вражеской блокады.
  40. По улице Ивановской были восстановлены все разрушенные здания. Вверху панорама на улицу Ивановская со стороны Московской железной дороги (фото 1964 года).
  41. Крупнопанельное строительство развернулось в Невском районе через 10 лет после снятия блокады Ленинграда и Победы в Великой Отечественной войне! Вверху - здание по улице Полярников д.10 - фото 2006 года.
  42. Здание 336 школы было построено в 1959 году (фото 2006 года).
  43. В 1960-70-е годы были построены большинство зданий современного Невского района.
  44. Послевоенное поколение заложило фундамент современной инфраструктуры района.
  45. Техногенные реалии современной улицы Фарфоровская. За 20 лет «перестройки» погиб яблоневый сад во дворе за костёлом, гибнет ясеневая аллея, вдоль "колбасы", во дворах, вместо задорного детского смеха, пахнущие бензином и ацетоном - машины.
  46. Мы хотим жить в красивом и безопасном мире! Фотографии учеников, которые помогали создавать проект - 2007 год.
  47. Авторский коллектив проекта «С чего начинается Родина».
  48. Список использованной литературы.
  49. Тест для закрепления материала.
  50. Автор мультимедийного проекта.