Внеклассное мероприятие для учащихся 6–8-х классов. Тема: "Мой край родной, мой Север милый"

Разделы: География


Цель:

  • расширить и закрепить знания о природе родного края,
  • сформировать представление об особенностях природных зон Кольского полуострова,
  • дать оценку экологической ситуации края,
  • закрепить навыки работы с картами атласа.

Задачи: Воспитывать интерес к изучению своего родного края, а также воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Оборудование:

  • физическая карта Кольского полуострова;
  • плакат “Животные Арктики”;
  • стенд “Природа родного края” (фотогаллерея представителей животного и растительного мира);
  • стенд “Самое- самое…”;
  • выставка книг по теме;
  • компьютер, экран.

При подготовке к данному мероприятию классы заранее готовят сообщения о рельефе, климате, животном и растительном мире Кольского полуострова, делают подборку стихов, соответствующей музыки, что позволяет более логически совершать переходы от одного сообщения к другому.

Ход занятия

Мероприятие начинается вступительным словом учителя/

У каждого есть родина своя,
У каждого есть маленькое солнце,
На родине заботы не томят,
На родине и радостней поется.
У каждого есть родина своя,
У каждого есть дом, где он родился,
А где родился, там и пригодился,
Вот так у нас в народе говорят.
Зимой у нас бывает много льда,
А летом здесь бывает много света,
Порою слишком сильные ветра,
Тепло бывает очень редко.
У каждого есть родина своя.

Наша с вами малая родина – это Кольский полуостров, на котором располагается Мурманская область. Она занимает особое место в составе Российской Федерации. Здесь находятся уникальные месторождения полезных ископаемых, самая северная в мире приливная электростанция, крупнейшие за Полярным кругом города, незамерзающий порт, единственный в своем роде Полярно-альпийский ботанический сад и многое другое “самое-самое”.

Вот сегодня мы и поговорим о природе родного края. А с чего же нам надо начать? Разумеется, с физико- географического положения, поскольку каждый человек должен знать, где он живет.

(Приглашается 1-й ученик, который работает с картой и дает характеристику географического положения Кольского полуострова).

Учитель: Поскольку большая часть области расположена за Полярным кругом, то это определяет особенности ее климата, погоды, ландшафтов, растительного и животного мира. По геологическим данным, горные породы, слагающие земную кору Мурманской области, относятся к числу древнейших на планете – их возраст превышает 3 миллиарда лет. Область расположена на Балтийском щите – древнем складчатом фундаменте Русской платформы. Особую роль в формировании рельефа сыграло материковое оледенение в четвертичном периоде, ведь через Кольский полуостров прошли три известных в геологической истории ледника: Лихвинский, Днепровский, Валдайский. Последний отступил 9–12 тысяч лет назад, поэтому рельеф области относительно молод. Наиболее характерные ледниковые формы рельефа: в горах- цирки, бараньи лбы, троги, на равнинах- моренные холмы, озы, зандры. (Рассказ учителя сопровождается слайдами на экране). А что вы знаете об особенностях рельефа нашей области?

Ученик:

Давай взойдем на холм.
Ландшафт увидишь ты.
Сколь старческие в нем
Проявлены черты!
Покатые горбы.
Кривые деревца.
Морщинистые лбы.
Угрюмость и ленца.
При хмурых небесах,
Конечно, вид такой
Внушает – нет, не страх-
Раздумье и покой…
Но ты взойди, мой друг,
Сюда в накале дня!
Какие игры тут!
Какая беготня!
Какой шальной огонь
Над сопками воздет!
Какой каскад погонь
Устраивает свет!
Какие дали здесь,
Открыты и чисты!..
И это ли не есть
Мальчишечьи черты?
А старческие?..
Что ж,
Видать наш край таков-
С детьми он очень схож,
Похож на стариков.
Беспечен он и лыс,
Не обеспечит жатв,
Но гениальный смысл
Таит его ландшафт.
Все старческое в нем
Нам равновесье даст.
А детское – подъем,
Спасительный для нас.
Природа.
Красота.
Мой тоненький горнист.
Покуда ты чиста –
Я тоже буду чист.
(Вл. Семенов)

Следуют сообщения о Хибинских, Ловозерских тундрах и др., об уникальном геологическом эксперименте: бурении сверхглубокой скважины для изучения древних пород в земной коре. Кольская сверхглубокая скважина занесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Следующий ученик делает сообщение о землетрясениях:

Мурманская область не относится к сейсмически активным районам планеты, но исследования показали, что через различные промежутки времени происходят землетрясения силой от 3 до 4–5 баллов, иногда до 6. Жители Кольского полуострова давно знакомы с этим явлением, о чем свидетельствуют различные документы: монастырские летописи, дневники путешественников, публикации в газетах и журналах. Одно из наиболее ранних зафиксированных землетрясений произошло в 1542 г. и нашло отражение в ряде названий: река Лувеньга, поселок Лувеньга, Лувеньгские озера, Лувеньгские тундры (от саамского слова “лувве” – встряхнуть). В летописи Соловецкого монастыря имеется запись, что “было великое трясение в трех погостах: в Керети, Ковде и Кандалакше до Умбы верст на 300 и более горы и леса тряслись”. Можно отметить три зоны повышенной сейсмичности: вдоль оси Кандалакшского залива; Мурманский берег, включая Кольский залив и окрестности Колы; Хибинский горный массив.

Учитель: вся толща земной коры состоит из разнообразных по свойствам, составу, происхождению горных пород. В свою очередь горные породы состоят из минералов. Что же такое полезные ископаемые? Как можно охарактеризовать полезные ископаемые нашего полуострова?

Ученик: Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности. Кольский полуостров в шутку иногда называют “геологическим рюкзаком за плечами Европы”. Как известно, в Мурманской области на площади менее 1% территории страны сосредоточены крупные источники важнейших видов минерального сырья, многие из которых имеют федеральное значение. В области находится большинство полезных ископаемых, необходимых для развития экономики. Они распределены неравномерно и образуют в отдельных районах более или менее крупные скопления руд: апатитовых, медноникелевых, железных и других. По ведущим полезным компонентам все месторождения можно разделить на 2 класса: металлические и неметаллические, которые в свою очередь делятся на группы.

(Далее краткая информация об исследованиях Ферсмана А. Е., сообщения о некоторых поделочных и коллекционных камнях края. На экране выводятся слайды с поделочными камнями. Представлена коллекция горных пород Кольского полуострова).

Учитель: Рельеф – это первая особенность Кольского полуострова. Теперь коснемся климата нашей области, который имеет ряд особенностей: расположение за Полярным кругом; влияние теплого Мурманского течения; взаимодействие двух разнородных типов воздушных масс

( холодных и сухих – из Арктики и теплых и влажных – из Атлантики); значительная пространственная протяженность области в сочетании с неоднородностью рельефа. На территории области наблюдается полярный день и полярная ночь. Здесь высокая влажность воздуха и большое количество осадков. В Мурманске ночь длится с 1 декабря по 13 января, а полярный день – с 23 мая по 21 июля. Сильные частые ветры – один из экстремальных климатических факторов на Кольском Севере. Суров Север! Суровый и красивый! Чего только стоит Полярное сияние!

Ученик: В северном (поморском) говоре русского языка полярные сияния называются пазорями и сполохами. В разговорной речи они нередко именуются полярными зорями. По форме чаще всего полярные сияния наблюдаются в виде дуг беловато-зеленого, изредка красного цвета, пересекающих небосвод с запада на восток, а также полос и облакоподобных пятен от нежно-фиолетового до красного цвета. Иногда дуги и полосы как бы сотканы из множества тонких мерцающих лучей. Нередко ленты, висящие в темном небе, приобретают вид веера или гигантского занавеса высотой в сотни км и толщиной в несколько сотен метров, который протягивается с запада на восток на тысячи км. Ткань занавеса напоминает прозрачную вуаль, сквозь которую видны звезды.

В наших краях наблюдаются очень редкие формы полярных сияний – пульсирующие или пылающие , представляющие собой световые пятна, волнообразно движущиеся друг за другом с интервалом в несколько секунд. По яркости полярные сияния делятся на 4 класса. К первому классу относятся еле заметные сияния, близкие по яркости к Млечному пути, а к четвертому – такие, которые освещают Землю как полная Луна ( позволяют читать газету). Полярные сияния усиливаются в периоды повышения активности Солнца. Одновременно происходит возмущение магнитного поля Земли. Поэтому сияния всегда сопровождаются магнитными бурями, приводящими к нарушению радиосвязи на коротких волнах, искажающими показания магнитных приборов. У северных поморов издавна существует выражение “ на пазорях матка дурит”, т. е. компас работает неправильно. (“Маткой” на рыбацких судах называли компас).

( Сообщение сопровождается проекцией на экран фото Полярных сияний).

Ученик:

Я родился у самого края земли,
Там, где море волну об утесы дробило.
Прямо в тундру из комнаты двери вели,
И на Северный полюс окно выходило.
Здесь июньскою ночью, как в полдень, светло.
Здесь к погоде сложилась такая примета:
Если с Полюса ветер – то, значит, тепло,
Если с юга – то холода жди непременно.
Там и лес, что покрыт чуть заметной листвой,
Низкорослый, как будто вприсядку он пляшет.
В нем любой самый толстый березовый ствол
Годен только на палочки для первоклашек.
Но попробуй-ка этот край отними у меня.
Никому никогда не по силе.
Для меня этот маленький северный мир-
Как трамплин на дороге к огромной России!
(Вл. Смирнов)

Учитель: Мы видим уникальность природы нашего края. А какой удивительный растительный и животный мир здесь! На территории Кольского полуострова выделяют три природно-географические зоны: тундры, лесотундры и северной тайги. Каковы же их особенности?

( Три ученика представляют характеристику природных зон полуострова. Сообщения сопровождаются слайдами).

40й ученик – аптекарь: Среди пищевых растений Мурманской области наибольшее значение имеют ягодники. Северные ягоды называют “кладовыми витаминов”. Важнейшие из них – морошка, голубика, черника, брусника, клюква, княженика, костяника. Пищевую ценность могут представлять и некоторые салатно-овощные растения: крапива, щавель. В лекарственных целях используют листы и сушеные ягоды брусники, листья толокнянки. Высушенные ягоды черники применяют при расстройствах желудка. Отвар калгана (лапчатки прямостоячей) используют как кровоостанавливающее и бактерицидное средство. Листья Иван-чая применяются издавна для приготовления чая. Для повышения работоспособности и улучшения самочувствия издавна применяют радиолу розовую, или золотой корень.

Из водорослей северных морей наибольшее значение имеет морская капуста, или ламинария. Свежие морские водоросли – прекрасный источник витаминов и микроэлементов. Ламинарию рекомендуют использовать в пищу при недостатке йода в организме.

В Баренцевом и Белом морях ведется промысел бурых водорослей: фукусов и ламинарий. Из красных водорослей добывается анфельция на Белом море. Вещества, получаемые из водорослей, используют при производстве косметических средств и лечебно-профилактических препаратов. Замороженная морская капуста и салаты из нее продаются в магазинах. Морская капуста рекомендуется как диетический продукт для профилактики заболеваний, характерных для Севера. ( Демонстрирует упаковки с лекарственными сборами трав, ягод, а также с морской капустой).

Учитель: Много удивительного в растительном мире нашего края. Но не менее уникален и животный мир! У нас есть яркие представители, о которых сейчас и послушаем.

Ученик: Животный мир сформировался на Кольском севере в основном в послеледниковый период. Животные пришли сюда из более южных областей. (Далее следуют сообщения о представителях животного мира, которые сопровождаются слайдами).

Ученик:

Под Мончегорском умирает лес,
Пытаясь уползти:
Сухие корни землю царапают,
Сухие ветки – небо.
Колышутся над Имандрой полночной
Дымы, как разноцветные знамена.
Одно – лиловое, как туча грозовая,
Второе – бурное, как хвоя мертвых елок,
А третье – полинялое, как наша
Уже готовая к уступкам новым совесть.
(П. Беспрозванная)

1-й эколог: С каждым годом по мере освоения богатств Мурманской области все больше территорий занимают города, поселки, транспортные магистрали, промышленные предприятия. В атмосферу выбрасывается значительное количество дыма, загрязняющих веществ. С целью охраны окружающей среды на территории Мурманской области созданы особо охраняемые территории: Лапландский государственный биосферный заповедник. Организован в 1930 г для сохранения популяции дикого северного оленя, горной тундры и северной тайги. Сейчас в заповеднике насчитывается 559 видов сосудистых растений, 231 вид мхов, 115 видов лишайников, 209 видов шляпочных грибов. 5 видов сосудистых растений занесено в Красную книгу России. Главное достояние Лапландского заповедника – девственные леса. Возраст некоторых массивов составляет три, пять и даже 10 тысяч лет. Возраст отдельных деревьев сосны и ели достигает 400–600 лет, диаметр – до 30 м, диаметр ствола – 70 см. Есть в заповеднике удивительные сосновые боры, редкие для Кольского полуострова. (сообщение сопровождается слайдами).

2-й эколог: Кандалакшский государственный заповедник организован в 1932 году. Территория его состоит из отдельных участков. Это острова в Кандалакшском заливе Белого моря и на Мурманском побережье Баренцева моря. Главное его достояние – морские птицы. Особое внимание уделено гаге, пух которой очень ценен. Здесь растут: солнцецвет арктический, венерин башмачок, надбородник безлистный, одуванчик турьемысский, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. Из животных в Красную книгу внесены: серый тюлень, орлан – белохвост, скопа, кречет.

3-й эколог: Государственный природный заповедник “Пасвик” организован в 1992 году. Главная задача заповедника – сохранение богатейших водноболотных угодий и водоплавающих птиц, а также изучение и охрана самых северных в Европе коренных сосновых лесов. “Пасвик” – район международного сотрудничества. Активная работа по охране природы и сохранению биологического разнообразия ведется в природных заказниках. Ценные в эстетическом, культурном, историческом или научном отношении и небольшие по площади участки объявляются памятниками природы и охраняются государством. Ботанические сады и дендрологические парки образуются для изучения растений с целью их более эффективного использования (слайды по ходу сообщения)

Ученик:

Люблю я заполярный край
За крайности и за бескрайность;
За то, что чувство это вкралось,
Другого чувства не украв.
Не заслоняя от меня
Равнины моего рожденья,
Светло, почти без наважденья ,
Отроги Кольские манят.
Люблю взойти на самый верх,
Взглянуть на Кольский полуостров,
Где все затем и низкоросло,
Чтоб был высоким Человек!
(Вл. Семенов)

В заключение учебного занятия учитель предлагает ответить на вопросы викторины “Мой край родной, мой Север милый”

  1. Кого из северных морских животных называют спутниками льда? (Гренландского тюленя.)
  2. Какие земноводные и пресмыкающиеся встречаются на территории Кандалакшского заповедника? (Лягушка остромордая и травяная, жаба обыкновенная, гадюка обыкновенная, ящерица живородящая.)
  3. Как называется самая ценная птица края и как она устраивает гнезда? (Гага; устилает пухом на земле.)
  4. В Белом море обитает несколько видов тюленей: лысун, морской заяц, кольчатая нерпа. Встречаются одиночные экземпляры моржей. Заходят ли в море представители китообразных? Какие? (Белухи, касатки, морские свиньи, кашалоты, нарвалы.)
  5. Назвать представителей семейства собачьих. (Волк, лисица, песец.)
  6. Как называется коренное население Кольского полуострова? (Саамы.)
  7. Какая северная ягода в период созревания трижды меняет свой цвет? (Морошка.)
  8. Растущий на севере кустарник с игловыми листьями и шишками – хороший санитар воздуха, сырье для медицинских препаратов. (Можжевельник.)
  9. Лишайник, служащий пищей для оленей. (Ягель.)
  10. Какая северная ягода заменяет лимон? (Клюква.)
  11. Откуда начинается Кольский Север для проезжающих с юга? (Со ст. Полярный Круг.).
  12. Большую часть жизни эта рыба проводит лежа на дне. Поэтому нижняя часть ее тела белая и без чешуи, а верхняя покрыта чешуей и имеет темно-серый цвет. Иногда она зарывается в песок наполовину и тогда ее почти невозможно обнаружить. Такой образ жизни привел к тому, что оба глаза расположены на одной стороне плоского как блин тела. Выклюнувшиеся из икринок личинки обычные для большинства рыб имеют строение тела с симметричным расположением глаз по бокам. Подрастая и опускаясь на дно, приобретают ассиметричную форму. Самка откладывает до миллиона икринок. Рыба защищает себя формой и цветом. Ее можно назвать хамелеоном. (Камбала.)

С целью рефлексии в заключительном моменте мероприятия учитель предлагает ответить в течение минуты на следующие вопросы:

Сегодня:
Я узнал…
Я понял…
Я могу…
Я буду…
Я хочу, чтобы…

Некоторые ответы можно зачитать. Данные вопросы позволят определить, насколько важно данное мероприятие было для каждого ученика, какие моменты были наиболее значимы для восприятия.

Учитель подводит итоги. Благодарит всех за работу. Заканчивает стихами.

Не сравнивайте Родину свою
С иной землей – то Родина другого.
Не сравнивайте, чтоб не ранить словом
Явившихся на свет в ином краю.
Не сравнивайте Родину свою.
Ведь это несравнимо, несравненно.
Как руки матерей в ветвистых венах…
Не сравнивайте Родину свою.
Когда душа безбрежна и чиста,
То бескорыстно любят, не ревнуя,
Не отвергая красоту иную.
Ведь этот мир – большая красота.
(Н. Колычев)

На фоне стихотворных строк и музыки демонстрируются слайды с теми животными и растениями, которые подлежат полной охране на территории Мурманской области.

Использованная литература

  1. “Мурманская область: география и история освоения”. Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996г. Рецензенты: Н.И. Ливадний, Г. Г. Матишов. Мультимедийные издания:
  2. Возница В.М. География Мурманской области” (учебное пособие для обучающихся 6 класса образовательных учреждений Мурманской области). Комитет по образованию Мурманской области, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры, 2007г.
  3. “Растительные сообщества Кольского полуострова”. Н.В. Василевская, Е. В. Шошина, И. А. Петрова. Комитет по образованию Мурманской области, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2006.
  4. Харламова М.Н., Луппова Е.Н., Митина Е.Г. Животный мир Мурманской области. Учебное пособие для обучающихся 7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области. Комитет по образованию Мурманской области, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2006.
  5. Антонов А.А., Загородный В.Г. и др. “География Мурманской области”. Учебное пособие для учащихся 8–9 классов. Мурманское книжное издательство 1993.