Система. Традиционная. Программа «Школа 2100».
Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. – М.: «Баласс», 2007.
Цель урока: Формирование представлений о частице не и её употреблении с глаголами.
Задачи урока:
- Формировать представление о частице не и её употребление с глаголами, умение писать частицу не с глаголами раздельно.
- Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету.
Оборудование: презентация, компьютер, проекционный экран, карточки, рисунок Глагола, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Презентация – Приложение 1. Слайд 1
Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в садах растёт.
– О какой части речи говорится в этом стихотворении? (О глаголе)
– Докажите. (Глаголы обозначают действие предметов или их состояние).
– Найдите глаголы в стихотворении.
– Проверим. Слайд 2.
2. Изучение нового материала.
а) Актуализация знаний.
– Сегодня мы продолжим путешествие по волшебной стране «Речь». И нас, конечно, интересует её правитель – его величество ГЛАГОЛ.
– Расскажите всё, что вы знаете о нём? Слайд 3.
– Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе?
– Есть что-то, чего мы ещё не знаем?
б) Сообщение темы урока.
– Прочитайте предложения. Слайд 4.
Оля любит читать стихи.
Илья не любит читать стихи.
– Чем отличаются? Почему изменился смысл предложения?
– Тема урока: «Правописание тичасцы не с глаголами». Слайд 5.
– Вы догадались, как называется слово не? (Частица).
в) Постановка проблемы.
- Что такое не?
- К какой части речи относится?
- Как пишется не с глаголами?
г) Поиск решения.
– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).
– Откройте учебник на странице 100. Прочитаем название раздела.
– Продолжим наблюдение по учебнику. Выполним упражнение 360 устно.
– Прочитайте предложения.
– Почему изменился смысл предложения? Сделайте вывод. Слайд 6
Вывод: Частица придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.
– С. 101, упр. 361 – выборочное списывание.
– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
– Как написана частица не с глаголами? (Раздельно).
– Выпишите глаголы с частицей не.
– Проверим. Слайд 7.
д) Работа с правилом.
- Сказочное обоснование. Слайд 8.
«Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!»
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь…»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» … И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях, не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут».
– Что интересного узнали? (Некоторые слова пишутся с частицей не слитно).
– А вы догадались, почему в словах негодую и ненавижу, частица не пишется слитно?
– Да, вы правы. Эти слова не употребляются без не, нет таких слов «годую», «навижу».
- Анализ правила. Научное обоснование.
– Давайте подтвердим наши открытия. На странице 100 прочитайте правило про себя.
– Сколько в нём частей?
– О чём говорится в 1-ой части? Во 2-ой? Слайд 9.
– Это орфограмма – пробел, поэтому подчёркиваем не частицу не, а пробел между не и глаголом.
– Подчеркните орфограмму-пробел в написанных словах.
3. Физкультминутка.
Слайд 10
Наши глазоньки устали. Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять – быстро глазки закрывать.
Шесть, семь – их открыть и на руки поглядеть.
Головою не верти, только глазками води:
Вверх, вниз, влево, вправо. Отдохнули?! Повернёмся вправо влево.
Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой, вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой, влево шаг и снова стой!
Повернись на право к другу. Правую дай руку другу!
4. Первичное закрепление.
а) Работа по учебнику в парах.
– С. 101, упр.362.
– Возьмите карандаш. Восстановите пословицы.
– Объясните каждую кратко.
– Спишите. Обозначьте орфограмму-пробел.
б) Творческая работа в микро коллективах. Слайд 11-12.
– Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.
- Девочек __ дёргать за косички.
- __ драться на переменах.
- На уроках __ говорить с соседом.
- __ приходить вовремя на занятия.
- …
- …
– Проверим, что у вас получилось.
– Молодцы!
5. Контроль.
- Игра «Выбери». Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Пишите в строчку, через запятую. Как будете писать частицу не с глаголами?
Слезь со стула!
Не _ хочу!
Упадёшь!
Не _ упаду!
Отойди!
Не _ отойду!
Приедешь?
Нет, не _ приеду!
Придёшь?
Нет, не _ приду!
Услышишь?
Не _ услышу!
Найдёшь?
Нет, не _ найду!
Слезаешь?
Не _ слезаю!
Решаешь?
Не _ решу!
Мечтаешь?
Не _ мечтаю!
Молчишь?
Нет, не _ молчу!
Конфетку, может, хочешь?
Нет! Да, хочу, хочу, хочу!
– Проверим. Слайд 13.
– У кого так же?
– Сколько глаголов выписали? (11).
6. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Какие задания понравились больше всего?
– Кто легко справился со всеми заданиями?
– Какое задание показалось самым сложным? Почему?
– Над чем ещё надо поработать дома?
– Я предлагаю вам правило в стихах, которое очень легко запомнить, только вставьте недостающие слова. Слайд 14.
Не с глаголами пиши _________ (раздельно),
Например: не _ хотел, не_ знал.
Только помни об исключеньях:
Не _________, не _________ (ненавидел, негодовал).
7. Домашнее задание.
Слайд 15.
С.106, упр.8; С.100 – правило.
Спасибо за урок!