Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание частицы не- с глаголами"

Разделы: Начальная школа


Система. Традиционная. Программа «Школа 2100».

Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. – М.: «Баласс», 2007.

Цель урока: Формирование представлений о частице не и её употреблении с глаголами.

Задачи урока:

  • Формировать представление о частице не и её употребление с глаголами, умение писать частицу не с глаголами раздельно.
  • Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».
  • Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Оборудование: презентация, компьютер, проекционный экран, карточки, рисунок Глагола, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация – Приложение 1. Слайд 1

Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в садах растёт.

– О какой части речи говорится в этом стихотворении? (О глаголе)

– Докажите. (Глаголы обозначают действие предметов или их состояние).

– Найдите глаголы в стихотворении.

– Проверим. Слайд 2.

2. Изучение нового материала.

а) Актуализация знаний.

– Сегодня мы продолжим путешествие по волшебной стране «Речь». И нас, конечно, интересует её правитель – его величество ГЛАГОЛ.

– Расскажите всё, что вы знаете о нём? Слайд 3.

– Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе?

– Есть что-то, чего мы ещё не знаем?

б) Сообщение темы урока.

– Прочитайте предложения. Слайд 4.

Оля любит читать стихи.
Илья не любит читать стихи.

– Чем отличаются? Почему изменился смысл предложения?

– Тема урока: «Правописание тичасцы не с глаголами». Слайд 5.

– Вы догадались, как называется слово не? (Частица).

в) Постановка проблемы.

  1. Что такое не?
  2. К какой части речи относится?
  3. Как пишется не с глаголами?

г) Поиск решения.

– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).

– Откройте учебник на странице 100. Прочитаем название раздела.

– Продолжим наблюдение по учебнику. Выполним упражнение 360 устно.

– Прочитайте предложения.

– Почему изменился смысл предложения? Сделайте вывод. Слайд 6

Вывод: Частица придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

– С. 101, упр. 361 – выборочное списывание.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

– Как написана частица не с глаголами? (Раздельно).

– Выпишите глаголы с частицей не.

– Проверим. Слайд 7.

д) Работа с правилом.

  • Сказочное обоснование. Слайд 8.

«Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!»

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь…»

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» … И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.

Так Глагол доказал, что в некоторых случаях, не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут».

– Что интересного узнали? (Некоторые слова пишутся с частицей не слитно).

– А вы догадались, почему в словах негодую и ненавижу, частица не пишется слитно?

– Да, вы правы. Эти слова не употребляются без не, нет таких слов «годую», «навижу».

  • Анализ правила. Научное обоснование.

– Давайте подтвердим наши открытия. На странице 100 прочитайте правило про себя.

– Сколько в нём частей?

– О чём говорится в 1-ой части? Во 2-ой? Слайд 9.

– Это орфограмма – пробел, поэтому подчёркиваем не частицу не, а пробел между не и глаголом.

– Подчеркните орфограмму-пробел в написанных словах.

3. Физкультминутка.

Слайд 10

Наши глазоньки устали. Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять – быстро глазки закрывать.
Шесть, семь – их открыть и на руки поглядеть.
Головою не верти, только глазками води:
Вверх, вниз, влево, вправо. Отдохнули?! Повернёмся вправо влево.
Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой, вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой, влево шаг и снова стой!
Повернись на право к другу. Правую дай руку другу!

4. Первичное закрепление.

а) Работа по учебнику в парах.

– С. 101, упр.362.

– Возьмите карандаш. Восстановите пословицы.

– Объясните каждую кратко.

– Спишите. Обозначьте орфограмму-пробел.

б) Творческая работа в микро коллективах. Слайд 11-12.

– Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.

  1. Девочек __ дёргать за косички.
  2. __ драться на переменах.
  3. На уроках __ говорить с соседом.
  4. __ приходить вовремя на занятия.

– Проверим, что у вас получилось.

– Молодцы!

5. Контроль.

  • Игра «Выбери». Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Пишите в строчку, через запятую. Как будете писать частицу не с глаголами?

Слезь со стула!
Не _ хочу!
Упадёшь!
Не _ упаду!
Отойди!
Не _ отойду!
Приедешь?
Нет, не _ приеду!
Придёшь?
Нет, не _ приду!
Услышишь?
Не _ услышу!
Найдёшь?
Нет, не _ найду!
Слезаешь?
Не _ слезаю!
Решаешь?
Не _ решу!
Мечтаешь?
Не _ мечтаю!
Молчишь?
Нет, не _ молчу!
Конфетку, может, хочешь?
Нет! Да, хочу, хочу, хочу!

– Проверим. Слайд 13.

– У кого так же?

– Сколько глаголов выписали? (11).

6. Итог урока.

Что нового узнали?

– Какие задания понравились больше всего?

– Кто легко справился со всеми заданиями?

– Какое задание показалось самым сложным? Почему?

– Над чем ещё надо поработать дома?

– Я предлагаю вам правило в стихах, которое очень легко запомнить, только вставьте недостающие слова. Слайд 14.

Не с глаголами пиши _________ (раздельно),
Например: не _ хотел, не_ знал.
Только помни об исключеньях:
Не _________, не _________ (ненавидел, негодовал).

7. Домашнее задание.

Слайд 15.

С.106, упр.8; С.100 – правило.

Спасибо за урок!