Тема урока: географическое положение Африки.
Цель: знакомство с географическим положением Африки.
Задачи:
- Познакомить учащихся с географическим положением Африки;
- выявить особенности географического положения материка;
- определить влияние ГП на природу материка;
- в рамках изучения данной темы познакомить с новыми географическими объектами
- совершенствовать навыки установления причинно – следственных связей;
- способствовать развитию логического мышления;
- продолжить работу по формированию навыков самостоятельной деятельности обучающихся;
- способствовать развитию навыка работы в группах;
- средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: эвристическая беседа с постановкой проблемного вопроса, сообщения учащихся, дифференцированно-групповая, самостоятельная работа.
Оборудование: физическая карта мира, учебник В. А. Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенева «География материков и океанов», атласы, рабочие тетради учащихся, раздаточный материал, мультимедийное оборудование (презентация используется по ходу всего урока) (приложение 1).
Ход урока
1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! На наших уроках мы не раз совершали путешествия. Вспомните, где мы с вами уже побывали, что исследовали? (Океаны). (Учащиеся называют и показывают океаны на настенной карте)
Но на этом наши путешествия не закончились. Впереди нас ждет много нового и интересного, т. к. мы отправляемся в путешествие по материкам! Назовите существующие материки (работа с настенной картой).
2. Новый материал
1. Введение в тему
Наше путешествие начнется со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким, определите сами!
На экране демонстрируются слайды с видами Африки, и идет сопроводительный текст:
«Этот материк считают наиболее вероятной прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть все. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскаленные солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами».
О каком материке идет речь? Как определили?
Много интересного и загадочного можно встретить на этом материке. Даже происхождение названия материка «Африка» до сих пор вызывает споры. (Чтение заранее подготовленным учеником сообщения о версиях происхождения названия данного материка)
Я вижу, вы уже многое знаете об этом материке. А чтобы еще вы хотели узнать? (ответы учащихся).
Африка - самый жаркий материк на Земле (записать на доске)
Может сейчас кто-то из вас точно сказать - почему? (Нет) Значить это проблема, которую мы должны решить!
Есть ли у вас какие – нибудь предположения относительно причин данного явления? (это результат, в первую очередь, географического положения материка, особенностей орографии, циркуляции воздушных масс, океанических течений и т. д. - таблички с причинами вывешиваются на доску в соответствии с ответами детей).
Давайте мы познакомимся с влиянием каждой причиной в отдельности, определим её значение. Как вы думаете, с чего мы начнем и почему? (все таблички убираются, остается одна – «географическое положение Африки»)
Итак, тема сегодняшнего урока: географическое положение Африки.
Константин Георгиевич Паустовский сказал «Познания и странствия неотделимы друг от друга» (высказывание на доске). Ну что ж, мои друзья, в путь!
В пути нас будут сопровождать верные помощники (записать на доске): атлас стр. 2 -3, 7, 14 и учебник, но об этом помощнике чуть позже.
2. Самостоятельная работа (10 минут)
Для более полного и глубокого знакомства с ГП материка мы с вами поработаем в группах. Каждая группа будет определять свои особенности географического положения материка. Для этого на ваших столах лежат варианты заданий. Прошу ознакомится с ними. Есть у групп вопросы по заданиям? (Эти же задания представлены на экране)
Дифференциация: Если при работе у вас возникнут затруднения, вы можете воспользоваться подсказками, которые находятся в конвертах у вас на столах. Вот здесь вам и пригодится второй помощник – учебник, номера страниц которого указаны в подсказках.
В том случае, если какая - нибудь группа закончит работу раньше отведенного времени, вы можете подойти к любой еще работающей группе и предложить свою помощь, если знаете ответ на их вопрос.
Во время нашего исследования вам встретятся географические объекты (записать на доске в столбик): Рас – Энгела, Игольный, Альмади, Рас – Хафун, Атлантический, Индийский, Средиземное, Гвинейский, Сомали, Мадагаскар, Гибралтарский, Суэцкий.
С некоторыми из них вы уже знакомы, а с некоторыми вам только предстоит познакомиться. По ходу выполнения работы определите, какое отношение они имеют к изучаемому нами материку. Как только в процессе работы в тетради вам встретятся эти названия – подчеркните их.
Задания для работы в группах
1группа
- положение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана;
- климатические пояса, в которых расположен материк.
2 группа
- крайние точки материка, их координаты;
- протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах;
- площадь материка.
3 группа
- океаны и моря, омывающие материк, характер береговой линии;
- океанические течения, проходящие вдоль берегов Африки, их возможное влияние на природу материка.
4 группа
- положение Африки относительно других материков;
- значение близкого «соседского» положения Африки с другими материками.
3. Проверка самостоятельной работы (15 минут)
Представитель каждой группы озвучивает информацию по пунктам плана, учащиеся записывают её в свои тетради.
3. Вывод по итогам самостоятельной работы (итог урока)
Итак, является ли географическое положение причиной того, что Африка является самым жарким материком на Земле? Ответ обоснуйте.
Только ли географическое положение является причиной такого уникального факта?
Тогда наше путешествие по этому удивительному материку продолжится на следующем уроке.
4. Работа с географической номенклатурой (рефлексия)
Какое отношение к Африке имеют перечисленные объекты? (учащиеся называют объект и объясняют, какое отношение он имеет к изучаемому материку, а учитель эти данные подписывает к географическим объектам)
Например: что такое «Рас – Энгела»? (мыс, крайняя северная точка Африки) Учитель подписывает рядом с географическим объектом слово «мыс».
Аналогично с другими объектами:
- (мыс) Игольный,
- (мыс) Альмади,
- (мыс) Рас – Хафун,
- Атлантический (океан),
- Индийский (океан),
- Средиземное (море),
- Гвинейский (залив),
- (полуостров) Сомали,
- (остров) Мадагаскар,
- Гибралтарский (пролив),
- Суэцкий (канал, перешеек).
5. Домашнее задание
Дома я предлагаю вам зафиксировать на к/к полученные знания о ГП материка (нанести географическую номенклатуру), а также провести еще одно исследование, а именно выяснить, как проходили исследования Африки. Для этого вы можете использовать материал учебника § 24, и при желании дополнительную литературу (доклад об исследователях – дополнительная отметка).