Учебник А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. «От амебы до человека». Биология 7 класс.
Урок 26. Раздел Беспозвоночные. Высшие многоклеточные. (§19)
Цель урока:
- дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации;
- дать характеристику среды обитания, познакомить со строением представителей класса Олигохет на примере дождевого червя;
- провести наблюдение за поведением и рефлексами, значением в природе.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с внешним строение класса Олигохеты на примере дождевого червя, провести наблюдение за поведением и рефлексами.
- Воспитательные: воспитание сознательной дисциплины на уроке, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.
- Развивающие: развивать умения анализировать ответы,развивать познавательный интерес к предмету, навыков работы с живыми материалами, развивать умения выделять главное; развивать умения и навыки, необходимые для работы в паре.
Формы работы на уроке: а) объяснение материала; б) лабораторная работа; в) самостоятельная работа
Планируемые результаты:
- учащиеся должны усвоить, что кольчатые черви – сегментированные свободноживущие животные;
- знать внешнее строение кольчатых червей;
- выделять особенности приспособления к среде обитания кольчатых червей;
- узнавать кольчатые черви на рисунках и натуральных объектах.
Методические рекомендации:
- Материал по дождевым червям необходимо заготавливать осенью. Для этого нужно накопать на огороде с хорошо удобренной почвой крупных дождевых червей и вместе с почвой принести их в кабинет. Время от времени почву увлажняют и добавляют сверху растительные остатки для питания червей. Так можно содержать червей целый год. Их можно использовать на практических занятиях, а также проводить опыты по планам индивидуальных работ.
- Текст инструктивной карты раздать на каждый стол.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Эпилог:
Великий Чарльз Дарвин был первым, кто внимательно пригляделся к дождевым червям и оценил их способности и роль на планете. Дождевые черви занимали Дарвина на протяжении 50-ти лет - всей его жизни в науке. В конце 1881 года вышел его классический научный труд: "Образование растительного слоя Земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни".
Чарльз Дарвин говорил:«Нельзя не удивиться, когда подумаешь о том, что весь растительный слой уже прошел через тело дождевых червей и через несколько лет снова пройдет через них. Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго до его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место".
«…м-р Фиш отверг мои заключения об участии, принимаемом червями в образовании растительного слоя, только из предвзятой идеи о их неспособности произвести такую работу. Он говорит, что "при их слабости и их незначительной величине работа, которую им приписывают, должна для них быть совершенно непосильной".
Кто же оказался прав: Чарльз Дарвин или его оппонент?
На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
III. Актуализация знаний:
- Назовите основные отличия Кольчатых червей от Плоскихи и Круглых.
- На какие известные вам классы делится Тип Кольчатые черви? ( Полихеты и Олигохеты)
- Назовите представителей класса Полихет. (Нереиды, Афродита (или морская мышь), Серпула)
- Какова среда обитания этих червей и каковы приспособления к этой среде? (водная, жабры, параподии)
- Можно использовать эти приспособления на суше? Почему?
Каково строение и какие приспособления к обитанию на суше другого класса - Олигохет – узнаем в ходе урока на примере знакомого нам дождевого червя.
IV. Изучение нового материала
Тема: «Кольчатые черви. Внешнее строение и поведение дождевого червя». (на доске)
Рассказ учителя о кольчатых червей с применением мультимедийного проектора.
1. Систематическое положение:
Тип Кольчатые черви
Класс Малощетинковые
Семейство Настоящие черви, или Люмбрициды
Род Дождевой червь
Вид Обыкновенный дождевой червь
2. Строение. (на экране - слайд диска «Лабораторный практикум» 5.3.4. Работа протекает в интерактивном режиме)
- Членистое тело состоит из трех отделов: головной лопасти, сегментированного туловища и задней лопасти, где расположены зона роста и анальное отверстие. У некоторых имеются мелкие глаза.
- Тип Кольчатых червей отличается от плоских и круглых сегментированностью строения. В каждом сегменте червя повторяются многие органы. Кожа у кольчатых червей представлена однослойным эпителием с железистыми клетками.
- Головная лопасть. Небольшая подвижная лопасть впереди рта, расположенного на брюшной стороне тела. У дождевого червя она не имеет ни глаз, ни щупалец.
- Сегменты. На каждом сегменте имеется по 4 пары жестких щетинок – производных кожи, которые образуют на теле продольные ряды – сбоку и снизу. Хорошо развиты кольцевые и продольные мышцы.
- Поясок. Железистое утолщение покровов. Во время размножения поясок выделяет вещества кокона. Есть тончайшая кутикула, которая выделяется кожным эпителием.
IV. Изучим внешнее строение, поведение на живых объектах, выполняя лабораторную работу.
Цель: знакомство со строением и особенностями поведения кольчатых червей на примере дождевого червя.
Материалы и оборудование: Банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук, ручные лупы, хозяйственные перчатки (для брезгливых), инструктивная карта.
Инструктивная карта: (Приложение 1)
-
Вытащите пинцетом дождевого червя из банки с почвой и поместите его в кювету или миску с почвой. Понаблюдайте, как червь зарывается передним концом вперед, сокращая кольцевую и продольную мускулатуру. Зарисуйте.
-
Положите дождевого червя на стекло и рассмотрите его сверху и снизу. Обратите внимание на вздутый головной конец со ртом на нижней стороне тела и на задний уплощенный конец тела с анальным отверстием на последнем членике. Через ручную лупу рассмотрите парные щетинки на каждом сегменте тела на боковых и брюшных валиках (4 пары щетинок на каждом сегменте: 2 – по бокам, 2 – снизу). Зарисуйте. Рассмотрите окраску спинной и брюшной сторон тела. Определите стадию развития червя: неполовозрелый червь без вздутого пояска в передней трети тела, а половозрелый – с пояском. На нижней стороне тела найдите парные половые отверстия на бугорках: женские на 14-м сегменте, мужские – на 15-м. Запишите.
-
Положите дождевого червя на лист бумаги. При его движении можно расслышать шуршание. Предположите, чем вызвано это шуршание?
-
Поместите перед дождевым червем свежеотрезанный кусочек лука. Понаблюдайте за рефлексом – резкими изгибами тела червя, который остро реагирует на химическое воздействие.
-
Выпустите червя в банку с почвой. Регулярно в течение месяца увлажняйте почву, кормите червей растительными остатками.
V. Демонстрация презентации «Экос» и результата опыта.
Через месяц мы увидим результаты. Но сегодня мы опередим время. В этом нам поможем экологический кружок «Экос», который заложил такой же опыт месяц назад и сейчас мы посмотрим на результаты этого опыта.
VI. Проверка усвоенных знаний (тест):
Фамилия _____
Тест к лабораторной работе «Внешнее строение, поведение дождевых червей. Роль в почвообразовании»
Выберите из предложенных суждений правильные (обведите цифру в тесте)
- Дождевые черви живут в почве богатой перегноем.
- Дождевые черви являются гермафродитами.
- Анальное отверстие дождевого червя расположено на 16 сегменте.
- Кожа покрыта кутикулой, а на каждом членике 16 щетинок.
- Дождевые черви – хищники.
- На коже дождевого червя много слизистых и ядовитых желез.
- Тип Кольчатых червей разделен на классы: Олигохеты, Полихеты.
- Среди различных червей Кольчатые – наиболее прогрессивная группа.
- Мускулатура дождевого червя образована продольными и кольцевыми мышцами.
- Олигохеты играют большую роль в почвообразовании, разлагая органические остатки.
(Правильные ответы: 1, 2, 7, 8, 9, 10)
Итог урока: Кто же был прав: Дарвин или Фиш? Почему?
Материалы и оборудование:
Для объяснения нового материала: мультимедийный проектор; учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» издательства Республиканского центра (2004 г.) при поддержке НФПК; доска, мел.
К лабораторной работе: банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук, ручные лупы, хозяйственные перчатки (для брезгливых), инструктивная карта (Приложение 1 – подготовить на каждый стол), презентация (Приложение 2).
К проверке знаний: тест (Приложение 4 – по количеству учащихся).