Программные задачи:
- Учить детей замечать изменения в природе. Уточнить и расширить представление детей о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах.
- Учить проявлять сочувствие к тем, кто в нем нуждается.
- Развивать коммуникативные умения, регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность.
- Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, добрые чувства к окружающим.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, сюрпризный момент, инсценировка.
Словарная работа: красота, семена, парашют, дупло.
Предварительная работа: чтение художественных произведений А.Лопатина, М.Скребцова «Сказки о цветах и деревьях», беседы с детьми о лесе и его обитателях, создание проблемных ситуаций, наблюдения на прогулках, разучивание слов к инсценировке «В лесу».
Оборудование: шапочки (цветов, деревьев, белочки, бабочки, стрекозы, медведя, птицы, грибов, травы).
Музыкальные записи «Голоса птиц», танцевальных мелодий, дидактическая кукла - одуванчик, дидактическая игра «Помоги растению», «мусор» для лесной поляны, пеньки, магнитная доска.
Ход занятия.
Дети готовятся к занятию, воспитатель вносит в группу дидактическую куклу-одуванчик, у него грустное выражение лица.
Воспитатель:
- Ребята, занятие сегодня отменяется, в детском саду произошла странная история. Я поднималась по лестнице и увидела на ступеньках вот это растение.
- Как оно называется?
- Как вы думаете, хорошо одуванчик себя чувствует или плохо?
- По каким признакам вы определили, что он нуждается в помощи?
- Как ему можно помочь?
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки на магнитной доске (лейка, тучка, солнышко, лампочка, пила, топор, горшок для земли, ваза, ножницы, лопата).
Воспитатель:
- Дети, рассмотрите предметы, расположенные на доске и выберите те, которые будут полезными, необходимыми для нашего гостя, с их помощью мы изменим его настроение.
Дети выполняют задание и объясняют, почему они выбрали именно эти предметы. Воспитатель незаметно для детей «изменяет выражение лица у одуванчика».
Воспитатель:
- Молодцы! Вы отлично знаете, как помочь одуванчику, чтобы у него изменилось настроение. Посмотрите, он улыбается.
- Как вы думаете, если мы посадим его в горшок с землей и польем, что произойдет? /одуванчик поднимет листья/.
Дети ставят одуванчик в горшочек и «засыпают корни землей», «поливают»его. Листья одуванчика поднимаются вверх.
Одуванчик: - Спасибо вам ребята, вы спасли меня от гибели.
Воспитатель: - Что с тобой произошло?
Одуванчик: - Рос я возле большого многоэтажного дома в городе. Мимо проезжали машины, проходили люди, и никто не обращал на меня внимания, Однажды, я увидел мальчика и девочку, они подошли так близко, что я услышал, их разговор.
- «Какой маленький, беленький, пушистый цветочек», - сказала девочка.
Она наклонилась и хотела меня рассмотреть, но... мальчик схватил меня за стебелек и вырвал из земли с корнем. Мне было очень больно, я плакал, но люди не слышат, как разговариваем мы, растения.
Девочка прижала меня к себе, стала жалеть и рассказывать о лесе, что там растет моя мама, много цветов и других растений. Водятся разные животные, насекомые и птицы.
- «Если бы я могла тебе помочь одуванчик», - сказала девочка - Я бы отвезла тебя в лес и посадила в землю.
Мальчику стало стыдно, что он обидел меня.
- «Давай отнесем его в детский сад, ребята ему помогут»,- предложит он.
- Так я и оказался на лестнице вашего детского сада.
- Если вы согласитесь, я дам вам всем по моему парашютику, и мы полетим с вами в лес. Вдруг я там найду свою маму и друзей.
Воспитатель:
- Дети вы согласны отправиться в лес и помочь одуванчику?
- А что это такое парашютики? / это семена, ветер их разносит далеко, далеко,
они попадают в землю и прорастают/.
- Одуванчик, а тебе не жалко раздавать свои семена?
Одуванчик: - Нет, они для того и нужны, чтобы везде «сеять» красоту.
Воспитатель помогает детям взять по парашютику.
Звучит музыка. Дети двигаются по группе, выполняя танцевальные движения под музыку. Изображая полет на парашюте. Постепенно музыка затихает.
Дети подходят к ковру, на нем размещены пеньки деревьев, сломанная ёлочка, мусор, пластиковые бутылки, «консервные» банки и т.п. Воспитатель собирает парашютики в коробочку.
Воспитатель:
- Дети, куда мы с вами попали?
- Этот лес похож на живой?
- Почему?
- Что можно увидеть в живом лесу?
- Кого можно встретить?
- Как вы думаете, что здесь произошло?
- Вы правы, этот лес не берегли, не охраняли, разводили костры, мусор не
убирали. Поэтому он стал погибать.
- Как же нам ему помочь?
Дети собирают «мусор» в пакеты.
Одуванчик:
- Как хорошо, что вы знаете, как помочь лесу! Только мне опять грустно. Потому, что в нем нет моей мамы, нет животных и растений, а я так хотел с ними познакомиться.
Воспитатель:
- Это не беда, мы тебе поможем! Отвернись, закрой глаза и не подглядывай.
Воспитатель ставит одуванчик так, чтобы он «не подглядывал».
- Дети, давайте устроим ему сюрприз, превратимся в живых растений, насекомых, животных. Принесем в лес игрушечных зверей. А я буду мамой одуванчика.
Воспитатель раздает шапочки, и дети рассаживают игрушки, размещаются на ковре.
Звучит запись «Голоса птиц». Одуванчик «поворачивается».
Воспитатель-мама одуванчика: - Здравствуй, сынок, я твоя мама, а это мои друзья, жители леса, хочешь с ними познакомиться?
Одуванчик «нюхает» бабочку.
Одуванчик: - Какой красивый цветочек...
Одуванчик интересуется цветком.
Бабочка:
Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
- Вы меня узнали?
Одуванчик: - Это же бабочка.
Цветок: - Я - цветок - ромашка! Цветы нужны для красоты. Пчелы, осы, шмели собирают с них нектар. Я и мои подружки украшаем леса и поля.
Одуванчик: - Ну вот, я опять ошибся! Пусть они сами о себе расскажут. Дети рассказывают.
Дерево: - Я - дерево! Я дышу, сплю, ем и работаю. Животным в лесу я и дом, и защита, и еда. Я всё чувствую, и даже по-своему умею говорить.
Гриб: - Я - гриб-боровик! Без меня в лесу животным трудно приходится. Я для них и еда, и лакомство. Люди меня тоже уважают, в корзинки собирают, разные блюда из меня готовят.
Стрекоза: - Я, стрекоза! Живу в лесу, в поле и даже в городе. Налетит стая мошек, начнет кусать людей и животных, а я тут как тут. Прилечу и всех от мошкары спасу. Я мошками питаюсь.
Белка:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки все грызу.
- Вы меня узнали? Я белочка.
Травка: Я. Травка! Хоть не вышла я ростом, польза во мне великая. Когда по мне ходят, я только радуюсь. Землю ковриком покрываю, ходить удобнее, для зверей я лучшее лакомство. Люди меня специально выращивают, я лечить умею.
Птица: Я, птица - дятел! Я летаю по лесу. Собираю с деревьев вредителей. Меня называют санитаром леса, я «лечу» деревья. Деревья дают мне защиту, на них я строю своё гнездо и выращиваю птенцов.
Медведь: Я, мишка-медведь! Лесной житель, спал зимой в берлоге, у медведицы родились медвежата. Она их кормила молочком, а весной вывела в лес искать насекомых, разные корешки и первую ягоду.
Одуванчик:
-Спасибо вам ребята! Вы настоящие друзья, которые могут прийти на помощь в трудную минуту.
Воспитатель:
- Конечно, одуванчик, мы с ребятами рады, что смогли тебе помочь попасть в лес, познакомиться с жителями леса и узнать о них много интересного. Но как это не печально нам пора возвращаться в детский сад. Прощайся с лесными жителями.
Одуванчик:
- Можно я здесь с ними останусь? В этом лесу нужна моя помощь!
- Подует ветерок, разнесет мои семена, пройдет дождь и вокруг появится много
одуванчиков, вернутся звери и птицы. Лес оживет. А я буду ждать вас в гости. До свидания, дети!
Дети «высаживают» одуванчик на полянку, снимают шапочки. Прощаются. Берут мусор в пакетах с собой.
Звучит музыка. Дети танцевальными движениями возвращаются на свои места.
Воспитатель:
- Вот наше путешествие и подошло к концу, но мы с вами обязательно вернемся на лесную полянку осенью и узнаем, что нового там произойдет. А чтобы вы не забывали о нём, я хочу подарить вам семена. Впереди лето, каждый из вас сможет вырастить цветы и заботится о них, поливать, рыхлить землю. Ваши цветы будут нести красоту и радость окружающим. Желаю удачи!