Цели:
- Повторять ранее изученные звуки и буквы, закреплять умение детей читать слова, слоги, предложения.
- Развивать речь учащихся через специальные речевые упражнения, развивать память, внимание, интерес к окружающему миру.
- Воспитывать любовь к русской речи, уважение друг к другу, сознательную дисциплину.
Оборудование: снежинки на ниточках, закрепленные на перекладине- держателе; пуговичные коврики; пластиковые шарики диаметром 3-4 см.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Встаньте ровненько! Повернитесь и поприветствуйте наших гостей!
Выполняем двигательные упражнения:
Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках
Все катается,
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается…
В окнах пишет узор
Льдом – иголочкой.
И стучится к нам во двор
С зеленой ёлочкой.
2. Дыхательные упражнения.
Учитель располагает перед детьми снежинки на креплениях.
- Снежинки в небе закружились,
И в класс к нам тихо опустились.
- Дуем на снежинки так, чтобы вызвать легкий снегопад.
- А теперь дуем так, чтобы начался сильный снегопад.
- А теперь так, чтобы вызвать метель.
3. Подготовка речевого аппарата к работе.
- Наберите воздуха в легкие побольше и на одном дыхании проговорите:
Снеговик из снега лепим
Ком к комку мы крепко крепим.
4. Сообщение темы и целей урока детям.
- Ребята вы так старательно дули на снежинки, что одна из снежинок оторвалась, отстала от своих подруг и осталась в нашем классе. Она сегодня будет вместе с вами путешествовать по зиме.
- Что изменилось в природе с приходом зимы?
- Расскажите.
5. Работа со схемой “Речь”.
- Вы хорошо рассказали о зиме.
- Что помогает нам отвечать на вопросы, общаться друг с другом, рассказывать друг другу и родителям о своих делах и проблемах?
- Да это наша речь. На уроках обучения грамоте мы и учимся ею владеть, развиваем нашу речь.
- И снежинка опускается к нашей схеме, которую мы постепенно заполняли с 1-го сентября.
- Кто готов повторить все, что мы знаем о нашей речи?
(Дети отвечают по желанию. Рассказ получается следующий: каждый человек владеет речью. Речь бывает устной и письменной. Письменная речь, которую мы пишем и читаем, а устная, которую мы говорим и слышим. Вся речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков, звуки эти разные - гласные и согласные.)
6. Повторение ранее изученных стихотворений и характеристик звуков.
- Снежинка полетела дальше и оказалась в сугробе. А кого может скрывать сугроб, что может прятаться зимой под снегом?
(Дети отвечают)
- Вспомните и расскажите стихотворение хотя бы об нескольких представителях животного или растительного мира, скрытых сейчас под снегом.
(Дети используют стихотворения, которые были ими выучены на уроках с момента поступления в школу с целью развития речевой памяти. Стихотворений на 19 декабря – 34 четверостишия.)
7. Составление слов из слогов и букв.
- Снежинка летит дальше.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт,
Чудо-чудное,
Расчудесное!
Не листочки на нём -
Не цветочки на нём,
Слоги и буквы на нем.
(Учащиеся составляют слова из слогов и букв, которые находятся на картине)
Слова должны получиться следующие:
Снег
Кот
Дерево
Мороз
Метель
Медведь
Снеговик
Ворота
Лиса
Волк
8. Гимнастика для рук с использованием пластиковых шариков.
- Снежинка приглашает вас поиграть в снежки.
- Берем пластиковые шарики и выполняем движения, которые делаем, когда лепим снежок.
- Затем массируем шариком внутреннюю и внешнюю части ладони, сначала плавно и нежно, затем сильно и интенсивно.
9. Угадай букву, прочитай слово.
- Хорошо мы поиграли в снежки!
- Но снежки залепили буквы в словах. Отгадайте букву - прочитайте слово.
- Дайте характеристику звукам, которые обозначают выбранные вами буквы.
10. Гимнастика на пуговичных ковриках.
- Встаем на пуговичные коврики.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили-
Крыши снегом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
11. Чтение слов и высказываний.
- Для вас снежинка приготовила зимние задания, только во время путешествия все у нее перепуталось. Помогите снежинке разобраться, кто чем занят и прочитайте, что у вас получилось!
Кабан умывается
лапкой
Кот
прилетел на кормушку
Медведь ищет корм
Воробей охотится на мышей
Лиса спит в
берлоге.
12. Итог.
- Снежинка заканчивает свое путешествие.
- А вам ребята предстоит вспомнить все, что вам на уроке понравилось?!
- Что не понравилось?
- Вам в подарок за успешную работу над речью вот такие маленькие снежинки.