Урок речевого развития с использованием здоровьесберегающих технологий

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Повторять ранее изученные звуки и буквы, закреплять умение детей читать слова, слоги, предложения.
  2. Развивать речь учащихся через специальные речевые упражнения, развивать память, внимание, интерес к окружающему миру.
  3. Воспитывать любовь к русской речи, уважение друг к другу, сознательную дисциплину.

Оборудование: снежинки на ниточках, закрепленные на перекладине- держателе; пуговичные коврики; пластиковые шарики диаметром 3-4 см.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Встаньте ровненько! Повернитесь и поприветствуйте наших гостей!

Выполняем двигательные упражнения:

Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках
Все катается,
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается…
В окнах пишет узор
Льдом – иголочкой.
И стучится к нам во двор
С зеленой ёлочкой.

2. Дыхательные упражнения.

Учитель располагает перед детьми снежинки на креплениях.

- Снежинки в небе закружились,
И в класс к нам тихо опустились.

- Дуем на снежинки так, чтобы вызвать легкий снегопад.

- А теперь дуем так, чтобы начался сильный снегопад.

- А теперь так, чтобы вызвать метель.

3. Подготовка речевого аппарата к работе.

- Наберите воздуха в легкие побольше и на одном дыхании проговорите:

    Снеговик из снега лепим
    Ком к комку мы крепко крепим.

4. Сообщение темы и целей урока детям.

- Ребята вы так старательно дули на снежинки, что одна из снежинок оторвалась, отстала от своих подруг и осталась в нашем классе. Она сегодня будет вместе с вами путешествовать по зиме.

- Что изменилось в природе с приходом зимы?

- Расскажите.

5. Работа со схемой “Речь”.

- Вы хорошо рассказали о зиме.

- Что помогает нам отвечать на вопросы, общаться друг с другом, рассказывать друг другу и родителям о своих делах и проблемах?

- Да это наша речь. На уроках обучения грамоте мы и учимся ею владеть, развиваем нашу речь.

- И снежинка опускается к нашей схеме, которую мы постепенно заполняли с 1-го сентября.

- Кто готов повторить все, что мы знаем о нашей речи?

(Дети отвечают по желанию. Рассказ получается следующий: каждый человек владеет речью. Речь бывает устной и письменной. Письменная речь, которую мы пишем и читаем, а устная, которую мы говорим и слышим. Вся речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков, звуки эти разные - гласные и согласные.)

6. Повторение ранее изученных стихотворений и характеристик звуков.

- Снежинка полетела дальше и оказалась в сугробе. А кого может скрывать сугроб, что может прятаться зимой под снегом?

(Дети отвечают)

- Вспомните и расскажите стихотворение хотя бы об нескольких представителях животного или растительного мира, скрытых сейчас под снегом.

(Дети используют стихотворения, которые были ими выучены на уроках с момента поступления в школу с целью развития речевой памяти. Стихотворений на 19 декабря – 34 четверостишия.)

7. Составление слов из слогов и букв.

- Снежинка летит дальше.

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт,
Чудо-чудное,
Расчудесное!

Не листочки на нём -
Не цветочки на нём,
Слоги и буквы на нем.

(Учащиеся составляют слова из слогов и букв, которые находятся на картине)

Слова должны получиться следующие:

Снег

Кот

Дерево

Мороз

Метель

Медведь

Снеговик

Ворота

Лиса

Волк

8. Гимнастика для рук с использованием пластиковых шариков.

- Снежинка приглашает вас поиграть в снежки.

- Берем пластиковые шарики и выполняем движения, которые делаем, когда лепим снежок.

- Затем массируем шариком внутреннюю и внешнюю части ладони, сначала плавно и нежно, затем сильно и интенсивно.

9. Угадай букву, прочитай слово.

- Хорошо мы поиграли в снежки!

- Но снежки залепили буквы в словах. Отгадайте букву - прочитайте слово.

- Дайте характеристику звукам, которые обозначают выбранные вами буквы.

10. Гимнастика на пуговичных ковриках.

- Встаем на пуговичные коврики.

Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили-
Крыши снегом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

11. Чтение слов и высказываний.

- Для вас снежинка приготовила зимние задания, только во время путешествия все у нее перепуталось. Помогите снежинке разобраться, кто чем занят и прочитайте, что у вас получилось!

Кабан         умывается лапкой
Кот              прилетел на кормушку
Медведь     ищет корм
Воробей     охотится на мышей
Лиса           спит в берлоге.

12. Итог.

- Снежинка заканчивает свое путешествие.

- А вам ребята предстоит вспомнить все, что вам на уроке понравилось?!

- Что не понравилось?

- Вам в подарок за успешную работу над речью вот такие маленькие снежинки.