Урок биологии в 11-м классе. Тема: "Возникновение и развитие человека — антропогенез"

Разделы: Биология


Цель: рассмотреть развитие взглядов на происхождение человека.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей изучения проблемы происхождения человека.
  • формировать у старшеклассников умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.
  • воспитывать уважительное отношение к человеку как уникальному созданию природы.
  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения сопоставлять факты; создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Оборудование: таблицы, показывающие общие черты строения млекопитающих и человека, сходство в развитии зародышей, сходство с человекообразными обезьянами.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: история, антропология, социология, география, анатомия, эмбриология, систематика, физиология.

Технологическая карта урока.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Организационный
подготовка учащихся к работе на уроке: приветствие, положительный психологический настрой на работу, организация внимания у всех учащихся включение учащихся в деловой ритм
  1. Актуализация знаний
Беседа

на повторение ранее изученного материала: “Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру, период – антропоген”:

  • характеристика климата
  • основные ароморфозы млекопитающих
  • влияние появления человека на развитие растительного и животного мира.
Предполагаемое содержание ответов учащихся:

Движение континентов, неоднократные смены климата, крупные оледенения Северного полушария.

Живорождение, теплокровность, более развитый мозг и связанная с ним большая активность обеспечили прогресс и выход на передний край эволюции млекопитающих. Они заняли господствующее положение на суше, в воздухе, в воде. К концу третичного периода кайнозоя начался процесс остепнения суши. В связи с этим развились злаковые растения, они образовали плотную дерновину и заняли на Земле степи, саванны, прерии. Питательные и легкоперевариваемые злаковые растения стали идеальной пищей для развивающихся групп млекопитающих. Завоевание степей привело к переходу от семейно-группового к стадно-стайному образу жизни.

В четвертичном периоде кайнозоя возникли люди, началось одомашнивание животных и растений около 10000 лет назад. Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, вытаптывание травостоев домашними животными, прямое истребление - привело к уменьшению и исчезновению видов, расширению площадей пустынь, появлению подвижных песков. Деятельность человека определила видовой состав органического мира, повлияла на современное географическое распространение организмов, создало современные биогеоценозы и привело к сегодняшней зональности.

  1. Целеполагание
Чем ознаменован период – антропоген?

(Предполагаемый ответ учащихся: появлением и эволюцией человека.)

Что мы знаем об эволюции людей? что еще необходимо узнать?

Сформулируйте тему урока, определите цели.

Формулируют тему урока, цель.

(Учитель при необходимости корректирует, уточняет).

  1. Изучение нового материала.
  • Знакомит с планом.
  • Первый вопрос изучается лекционно.
  • Записывают в тетрадь тему урока, план.
  • По первому вопросу записывают термины, заполняют таблицу.
  Для рассмотрения второго вопроса обращает внимание на таблицу 2 (раздаточный материал).

Задание: используя содержание таблицы 2, расскажите, как исторически формировались взгляды на происхождение человека?

Самостоятельная работа с таблицей 2.

Отвечают на вопрос учителя.

  При фронтальной беседе по ответу на вопрос подводит к современному положению человека в системе органического мира. Записывают систематику человека.
  Третий вопрос изучается лекционно. Записывают термины, заполняют таблицу
  Для раскрытия четвертого вопроса предлагает заполнить схему (Приложение 1), используя таблицу 4, сделать вывод. Самостоятельная работа.

Заполняют схему, делают вывод.

Предполагаемый вывод: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

  1. Проверка понимания учащимися и закрепление нового материала
Биологический диктант “Признаки человека и человекообразных обезьян”, учащиеся по вариантам выбирают номера тезисов, содержание которых имеет отношение к человекообразным обезьянам (1-й вариант): человеку (2-й вариант). Приложение 2. Ответы учащихся

1-й вариант — 2; 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 17; 19; 21.

2-й вариант — 1; 3; 5; 7; 9; 11; 13; 15; 18; 20; 22.

  1. Информация о д/з, инструктаж по его выполнения
Домашнее задание опережающего характера.

Заполнить таблицу: “ Различия в строении человека и человекообразных обезьян” (Приложение 3) по § 76.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

Учебное содержание урока.

План.

  1. Введение в тему.
  2. История вопроса: развитие представлений о происхождении человека.
  3. Доказательства происхождения человека от животных.
  4. Доказательства родства человека и человекообразных обезьян.

Введение в тему.

Антропология — отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Термин “антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука).

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Предмет исследования - человек.

Таблица 1. Антропология включает в себя три основных раздела:

Раздел Изучаемые вопросы
Морфология Вопросы, связанные:
  1. с индивидуальной изменчивостью физического типа;
  2. с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно;
  3. с явлениями полового диморфизма;
  4. с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
Антропогенез:
  • приматоведение, т.е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян;
  • эволюционную анатомию человека;
  • палеоантропологию, т.е. изучение ископаемых форм человека.
Вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучения условий и причин становления человека современного вида.
Расоведение, или этническая антропология изучает классификацию рас, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования

Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенезом (от греч. антропос — человек, социум — общество и генезис — происхождение).

История вопроса: развитие представлений о происхождении человека.

Биологический вид Человек разумный (Ноmo sapiens) существует на нашей планете 35—40 тыс. лет. За это время человек превратился в мощнейший фактор преобразования природы. Естественно спросить: как возник этот вид?

Идеалистическая точка зрения на проблему происхождения человека основана на библейских текстах, согласно которым человек является результатом творческого акта Бога-Творца.

Согласно материалистическим воззрениям, человек является закономерным результатом эволюции.

Таблица 2.

Ученый Научные взгляды
Анаксимен, Аристотель выдвинули идею, что человек - “родственник животных”. Аристотель также выявил различия между человеком и животными:
  • Прямохождение;
  • Головной мозг крупный;
  • Речь и разум.
Карл Линней в XVIII. веке Впервые отвел человеку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название Ноmo sapiens (Человек разумный). Тем самым К.Линней сделал важный шаг для решения вопроса о происхождении человека
Жан-Батист Ламарк в 1809 году в книге “Философия зоологии” описывал происхождение человека: исходный предок “четверорукое” высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению. Эволюция человека шла подобно тому, как развивалась нервная система у хордовых

Эта идея не была им обоснована.

XIX век Ч.Дарвин и его последователями (Э.Геккелем, Т.Гексли, Э.Дюбуа.). Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч.Дарвин в книгах “Происхождение человека и половой отбор” - доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов.

(1871) ; “О выражении эмоций у человека и животных” (1872). Дарвин в своих работах приходит к выводу, что человек — неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира.

Таким образом, благодаря работам Ч.Дарвина родилась обезьянья (симиальная) теория антропогенеза, согласно которой, человек произошел от “нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции”. Дарвин высказывал не просто предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Э.Геккель и

Э.Дюбуа привели данные палеонтологии.

Фридрих Энгельс Социальная сторона антропогенеза была рассмотрена в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1896) - писал: “Труд создал самого человека”.

Современное положение человека в системе органического мира следующее:

  • царство
  • тип
  • подтип
  • класс
  • подкласс
  • отряд
  • подотряд
  • семейство
  • род
  • вид  
Животные.
Хордовые
Позвоночные
Млекопитающие
Плацентарные
Приматы
Обезьяны
Гоминиды (люди)
Человек
Человек разумный

Доказательства происхождения человека от животных.

Общие принципы строения организма человека заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код и возникла первая клетка. В наших генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже беспозвоночных животных.

Человек — представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.

Таблица 3. “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.

Основные черты От кого унаследованы
1) Генетический код ядра Первые одноклеточные эукариоты
2) Генетический код митохондрий Первые прокариоты
3) Двусторонняя симметрия тела Предшественники ранних хордовых
4) Костный скелет Рыбы
5) Пятипалые конечности Рыбы, земноводные
6) Легочное дыхание Земноводные и пресмыкающиеся
7) Амниотическое яйцо Пресмыкающиеся
8) Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность Примитивные млекопитающие
9) Плацента, живорождение Ранние плацентарные млекопитающие

К сравнительно-морфологическим доказательствам животного происхождения человека также относятся рудименты и атавизмы.

Рудименты — это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции и имеющиеся у всех особей данного биологического вида. Атавизмы — это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей данного вида.

У человека обнаруживаются около 90 рудиментов (остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, околоушные мышцы, зубы мудрости, копчик, аппендикс и др.) и некоторые атавизмы (многососковость, волосатость, сильно развитые клыки и др.).

Убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология. Эмбриональное развитие человека и животных начинается с

зиготы, на ранних стадиях развития человеческого зародыша у него закладываются жаберные щели, сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным с одним кругом кровообращения и т. д.

Физиология представляет данные о принципиальном сходстве процессов, протекающих в организмах человека и животных, биохимия — о сходстве химического состава внутриклеточной среды у человека и животных.

Таким образом, общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы — бесспорные доказательства происхождения человека от животных.

Доказательства родства человека и человекообразных обезьян.

Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных — человекообразные обезьяны, представители так называемой понгидной ветви эволюции. Дело в том, что в начале неогенового периода разошлись две ветви эволюции: понгидная и гоминидная. Понгидная ветвь привела к современным человекообразным обезьянам, а гоминидная — к человеку.

К человекообразным обезьянам принадлежат горилла, шимпанзе (Африка) и орангутан (Азия). Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком. У человека и человекообразных обезьян много общих анатомических и биохимических признаков.

Таблица 4.

Черты
сходства человека и человекообразных обезьян отличия человека и человекообразных обезьян
  1. Одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев);
  2. сходная забота о потомстве (система ласк и наказаний);
  3. хорошая память и развитая центральная нервная система;
  4. высокая способность к обучению;
  5. отсутствие хвоста;
  6. на пальцах ногти, а не когти;
  7. стопы ног и ладони лишены волос;
  8. могут вертикально ходить, но опираются на руки;
  9. имеют 12—13 пар ребер;
  10. схожее строение органов чувств;
  11. сходное строение кожи;
  12. имеют четыре группы крови системы АВО;
  13. существуют общие болезни и паразиты;
  14. сходство хромосомного аппарата.
  15. способность накапливать жизненный опыт
  1. Обезьяны не могут создавать орудия труда;
  2. в скелете у человека изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки; широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг;
  3. объем мозга у человека больше в 2,5 раз (у обезьян 600см3, а у человека около 1600см3);
  4. поверхность мозга у человека в 3,5 раза больше;
  5. относительно более длинные передние конечности у обезьян;
  6. кости рук крюкообразные у обезьян;
  7. человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.

Литература:

  1. Биология. Человек: Учеб. для 8кл общеобраз. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш.- М.: Дрофа,2007.
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.М.: Мир, 1990.
  3. Дольник В.Р. непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика – пресс, 1994. – 208с.: ил.
  4. Общая биология: Учеб.для 10-11 кл. с углубл.изучением биологии в шк/ Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц; Под ред. В.К. Шумного. – М.: Просвещение, 2008
  5. Популярный биологический словарь/ Н.Ф. Реймес.- М.: Наука,1990
  6. Хомутов А.Е. Антропология. Ростов н\Д: “Феникс”, 2002. – 384с.
  7. Хрисанфова Е.Н. Очерки эволюции человека. – Киев, 1985.
  8. Эттенборо Д. Живая природа. Пер.с англ.- М.: ООО “Мир книги”, 2001.- 220с., ил