Цель: рассмотреть развитие взглядов на происхождение человека.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей изучения проблемы происхождения человека.
- формировать у старшеклассников умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.
- воспитывать уважительное отношение к человеку как уникальному созданию природы.
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения сопоставлять факты; создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Оборудование: таблицы, показывающие общие черты строения млекопитающих и человека, сходство в развитии зародышей, сходство с человекообразными обезьянами.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: беседа, самостоятельная работа.
Межпредметные связи: история, антропология, социология, география, анатомия, эмбриология, систематика, физиология.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
подготовка учащихся к работе на уроке: приветствие, положительный психологический настрой на работу, организация внимания у всех учащихся | включение учащихся в деловой ритм |
|
Беседа на повторение ранее изученного материала: “Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру, период – антропоген”:
|
Предполагаемое содержание ответов учащихся: Движение континентов, неоднократные смены климата, крупные оледенения Северного полушария. Живорождение, теплокровность, более развитый мозг и связанная с ним большая активность обеспечили прогресс и выход на передний край эволюции млекопитающих. Они заняли господствующее положение на суше, в воздухе, в воде. К концу третичного периода кайнозоя начался процесс остепнения суши. В связи с этим развились злаковые растения, они образовали плотную дерновину и заняли на Земле степи, саванны, прерии. Питательные и легкоперевариваемые злаковые растения стали идеальной пищей для развивающихся групп млекопитающих. Завоевание степей привело к переходу от семейно-группового к стадно-стайному образу жизни. В четвертичном периоде кайнозоя возникли люди, началось одомашнивание животных и растений около 10000 лет назад. Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, вытаптывание травостоев домашними животными, прямое истребление - привело к уменьшению и исчезновению видов, расширению площадей пустынь, появлению подвижных песков. Деятельность человека определила видовой состав органического мира, повлияла на современное географическое распространение организмов, создало современные биогеоценозы и привело к сегодняшней зональности. |
|
Чем ознаменован период – антропоген? (Предполагаемый ответ учащихся: появлением и эволюцией человека.) Что мы знаем об эволюции людей? что еще необходимо узнать? Сформулируйте тему урока, определите цели. |
Формулируют тему урока, цель. (Учитель при необходимости корректирует, уточняет). |
|
|
|
Для рассмотрения второго вопроса обращает внимание
на таблицу 2 (раздаточный материал). Задание: используя содержание таблицы 2, расскажите, как исторически формировались взгляды на происхождение человека? |
Самостоятельная работа с таблицей 2. Отвечают на вопрос учителя. |
|
При фронтальной беседе по ответу на вопрос подводит к современному положению человека в системе органического мира. | Записывают систематику человека. | |
Третий вопрос изучается лекционно. | Записывают термины, заполняют таблицу | |
Для раскрытия четвертого вопроса предлагает заполнить схему (Приложение 1), используя таблицу 4, сделать вывод. | Самостоятельная работа. Заполняют схему, делают вывод. Предполагаемый вывод: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования. |
|
|
Биологический диктант “Признаки человека и человекообразных обезьян”, учащиеся по вариантам выбирают номера тезисов, содержание которых имеет отношение к человекообразным обезьянам (1-й вариант): человеку (2-й вариант). Приложение 2. | Ответы учащихся 1-й вариант — 2; 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 17; 19; 21. 2-й вариант — 1; 3; 5; 7; 9; 11; 13; 15; 18; 20; 22. |
|
Домашнее задание опережающего характера. Заполнить таблицу: “ Различия в строении человека и человекообразных обезьян” (Приложение 3) по § 76. |
Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению. |
Учебное содержание урока.
План.
- Введение в тему.
- История вопроса: развитие представлений о происхождении человека.
- Доказательства происхождения человека от животных.
- Доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Введение в тему.
Антропология — отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Термин “антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука).
Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
Предмет исследования - человек.
Таблица 1. Антропология включает в себя три основных раздела:
Раздел | Изучаемые вопросы |
Морфология | Вопросы, связанные:
|
Антропогенез:
|
Вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучения условий и причин становления человека современного вида. |
Расоведение, или этническая антропология | изучает классификацию рас, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования |
Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенезом (от греч. антропос — человек, социум — общество и генезис — происхождение).
История вопроса: развитие представлений о происхождении человека.
Биологический вид Человек разумный (Ноmo sapiens) существует на нашей планете 35—40 тыс. лет. За это время человек превратился в мощнейший фактор преобразования природы. Естественно спросить: как возник этот вид?
Идеалистическая точка зрения на проблему происхождения человека основана на библейских текстах, согласно которым человек является результатом творческого акта Бога-Творца.
Согласно материалистическим воззрениям, человек является закономерным результатом эволюции.
Таблица 2.
Ученый | Научные взгляды |
Анаксимен, Аристотель | выдвинули идею, что человек - “родственник
животных”. Аристотель также выявил различия между человеком и
животными:
|
Карл Линней в XVIII. веке | Впервые отвел человеку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название Ноmo sapiens (Человек разумный). Тем самым К.Линней сделал важный шаг для решения вопроса о происхождении человека |
Жан-Батист Ламарк | в 1809 году в книге “Философия зоологии” описывал
происхождение человека: исходный предок “четверорукое”
высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно
превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению.
Эволюция человека шла подобно тому, как развивалась нервная система
у хордовых
Эта идея не была им обоснована. |
XIX век Ч.Дарвин и его последователями (Э.Геккелем, Т.Гексли, Э.Дюбуа.). | Биологическую теорию эволюции человека разработал
Ч.Дарвин в книгах “Происхождение человека и половой отбор” - доказал
на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль
социальных факторов. (1871) ; “О выражении эмоций у человека и животных” (1872). Дарвин в своих работах приходит к выводу, что человек — неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Таким образом, благодаря работам Ч.Дарвина родилась обезьянья (симиальная) теория антропогенеза, согласно которой, человек произошел от “нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции”. Дарвин высказывал не просто предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Э.Геккель и Э.Дюбуа привели данные палеонтологии. |
Фридрих Энгельс | Социальная сторона антропогенеза была рассмотрена в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1896) - писал: “Труд создал самого человека”. |
Современное положение человека в системе органического мира следующее:
|
Животные. Хордовые Позвоночные Млекопитающие Плацентарные Приматы Обезьяны Гоминиды (люди) Человек Человек разумный |
Доказательства происхождения человека от животных.
Общие принципы строения организма человека заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код и возникла первая клетка. В наших генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже беспозвоночных животных.
Человек — представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.
Таблица 3. “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.
Основные черты | От кого унаследованы |
1) Генетический код ядра | Первые одноклеточные эукариоты |
2) Генетический код митохондрий | Первые прокариоты |
3) Двусторонняя симметрия тела | Предшественники ранних хордовых |
4) Костный скелет | Рыбы |
5) Пятипалые конечности | Рыбы, земноводные |
6) Легочное дыхание | Земноводные и пресмыкающиеся |
7) Амниотическое яйцо | Пресмыкающиеся |
8) Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность | Примитивные млекопитающие |
9) Плацента, живорождение | Ранние плацентарные млекопитающие |
К сравнительно-морфологическим доказательствам животного происхождения человека также относятся рудименты и атавизмы.
Рудименты — это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции и имеющиеся у всех особей данного биологического вида. Атавизмы — это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей данного вида.
У человека обнаруживаются около 90 рудиментов (остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, околоушные мышцы, зубы мудрости, копчик, аппендикс и др.) и некоторые атавизмы (многососковость, волосатость, сильно развитые клыки и др.).
Убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология. Эмбриональное развитие человека и животных начинается с
зиготы, на ранних стадиях развития человеческого зародыша у него закладываются жаберные щели, сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным с одним кругом кровообращения и т. д.
Физиология представляет данные о принципиальном сходстве процессов, протекающих в организмах человека и животных, биохимия — о сходстве химического состава внутриклеточной среды у человека и животных.
Таким образом, общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы — бесспорные доказательства происхождения человека от животных.
Доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных — человекообразные обезьяны, представители так называемой понгидной ветви эволюции. Дело в том, что в начале неогенового периода разошлись две ветви эволюции: понгидная и гоминидная. Понгидная ветвь привела к современным человекообразным обезьянам, а гоминидная — к человеку.
К человекообразным обезьянам принадлежат горилла, шимпанзе (Африка) и орангутан (Азия). Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком. У человека и человекообразных обезьян много общих анатомических и биохимических признаков.
Таблица 4.
Черты | |
сходства человека и человекообразных обезьян | отличия человека и человекообразных обезьян |
|
|
Литература:
- Биология. Человек: Учеб. для 8кл общеобраз. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш.- М.: Дрофа,2007.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.М.: Мир, 1990.
- Дольник В.Р. непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика – пресс, 1994. – 208с.: ил.
- Общая биология: Учеб.для 10-11 кл. с углубл.изучением биологии в шк/ Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц; Под ред. В.К. Шумного. – М.: Просвещение, 2008
- Популярный биологический словарь/ Н.Ф. Реймес.- М.: Наука,1990
- Хомутов А.Е. Антропология. Ростов н\Д: “Феникс”, 2002. – 384с.
- Хрисанфова Е.Н. Очерки эволюции человека. – Киев, 1985.
- Эттенборо Д. Живая природа. Пер.с англ.- М.: ООО “Мир книги”, 2001.- 220с., ил