Экологическая тематика в защиту родной природы. Внеклассное мероприятие по теме "Земля — наш общий дом"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить знания о природе;
  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и
  • охранять природу;
  • формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.

 Оборудование:

  1. Запись “Птичьи голоса”.
  2. Рисунки цветов, грибов, ягод, животных (слайды).
  3. Красная книга Амурской области.
  4. Мультимедиа.
  5. Альбомные листы, карандаши.

Лес – наше богатство.
Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости.

Звучит стихотворение С. Погореловского “Лес”: (читает ученик)

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре.
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не упускай:
Ты же видишь, мы свои.

Учитель: (на фоне слайдов природы). Приложение 1. (Все музыкальные приложения находятся у автора статьи.)

– Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.

Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.

Итак, я открываю первую страницу устного журнала. Она называется:

“Что в лесу растёт, кто в лесу живёт”

Учитель: Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет. Угадайте, что это?

Загадки: (на фоне слайдов птиц, цветов, зверей…). Приложение 2.

Птица с верху налетает,
И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

Прилетел к нам, наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)

Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черные цвет.
Видишь кружит двадцать пар
И кричат:
- Карр! Карр! Карр! (Грач)

Среди леса кузнецы куют. (Дятел)

По ночам летает
На охоту,
Днем не видит,
Да и спать охота. (Сова)

Говорят они воришки,
Эти серые малышки.
И шумливы и драчливы,
Все щебечут:
- Чьи вы? Чьи вы? (Воробьи)

В синем небе голосок, будто
Тонкий голосок. (Жаворонок)

Прыгает ловко любит морковку. (Заяц)

Пятак есть, а нечего не купит. (Свинья)

У кого рога длинней хвоста. (У козы)

Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, сосна)

Смотри те-ка какая
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)

– В мире растений есть любовь и ненависть.

Не все растения могут жить мирно друг с другом. Нарциссы не любят соседства ландышей, а тюльпаны – незабудок. Сирень не любит жить рядом с фиалками. Бузина и акация стараются расти подальше от липы. А вот рябина, липа, сосна и берёза живут рядом в дружбе и согласии.

– Много в лесу домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт:

  • Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь)
  • Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка)
  • Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)
  • Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк)
  • Лесной доктор. (Дятел)
  • Лесной санитар. (Муравей)

1 ученик:

Бежит тропинка через лес,
Ныряет вправо, влево.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы. (Слайды Цветов). Приложение 3.

– Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится меньше.

2 ученик:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали…

Учитель:

– Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей)

Читает стихотворение азербайджанского поэта Самуа Вергуна:

Я должен над цветами поклониться.
Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица.
И доброе лицо им показать.

– Помните это, ребята!

2 страница – “Дары леса”

Учитель: Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи и грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!

Приложение 4. (Cлайды грибов)

Викторина о грибах.

  • Может ли гриб съесть дом? (Да, это домовый гриб. Он разрушает древесину)
  • Какие птицы едят грибы? (Глухари)
  • У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чёртов табачок. Каково название этого гриба? (Гриб-дождевик)
  • Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)

3 ученик:

– А вот и ягодные адреса:

  • Земляника – у пней, где светло, на вырубках.
  • Черника – в еловом бору.
  • Брусника – сосновый бор и смешанный лес.
  • Малина – опушка, вырубка, овраги.
  • Клюква – болото.

3 страница – “Лесная аптека”

Медсестра:

– В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней:

Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.

  • Кашель, бронхит лечит настой из мать-и-мачехи.
  • Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
  • Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
  • Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
  • Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.

– Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.

4 страница – “Красная книга”

Учитель показывает “Красную книгу”.

– Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке (показываю и называю):

  • розовая чайка;
  • мандаринка;
  • белый жук;
  • жук-олень;
  • женьшень.

– А сейчас я назову животных и растения, занесённые в Красную книгу (приложение 5).

  • одуванчик якутский;
  • черёмуха;
  • речной бобр;
  • чёрный аист;
  • серая цапля;
  • белый медведь;
  • благородный олень;
  • мак снежный.

– Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

5 страница. “Нет повести печальнее на свете”

(Экологическая сказка. Приложение 6)

На краю соснового бора одиноко стоял Дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое – где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, но очень скучно. Изредка на ствол садился дятел, но не найдя для себя пищи, улетел. Другие птицы также садились отдохнуть на его ветви, но и они вскоре улетели. Приходили кабаны, но их интересовали лишь желуди. А дубу так хотелось, чтобы кто-то был с ним постоянно.

И вот как-то раз, пробудившись ото сна, Дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существе.

- Ты кто? – спросил Дуб.

-Я Гриб, – гордо ответил незнакомец.

Дуб задумался на секунду:

- А ты не принесешь мне вреда?

- О нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, Дуб обрадовался и сразу же предложил Грибу поселиться на его коре. Гриб с радостью согласился, и они стали жить вместе. В сухие жаркие дни Дуб давал воду, а Гриб радовал дерево рассказами о своих путешествиях. Так прошло несколько дней. Гриб очень удобно устроился на морщинистой коре Дуба.

И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой Гриб увидел Водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Дуб тоже был не против этого. “Втроем нам будет веселее”, подумал он.

Водоросль и Гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями (гифами) Водоросль и тем самым оберег ее от пересыхания и перегрева .он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из кары дуба и воздуха. Благодарная ему за это Водоросль снабжала Гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла произвести ее на свету, используя даже то, что давал ей Гриб. А вместе они образовали вещества, защищающие Дуб от трутовиков-разрушителей.

Так прошло несколько лет. Семья стала большая и дружная. Как-то днем два человека, присевшие отдохнуть под Дубом, разговаривали между собой, и один из них, показал на Гриб и Водоросль, сказал своему спутнику: “Смотри, какой великолепный лишайник! Такие лишайники растут только там, где очень чистый воздух!?”.

Так Гриб и Водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но и даже люди называют их одним словом – Лишайники.

Больше никто не нарушал спокойствие Дуба и Лишайников, пока на окраине бора не началось строительство завода. Теперь в лесу было много людей, которые часто приходили, чтобы отдохнуть под дубом. Лишайники не боялись людей. От своих предков они знали, что люди не должны приносить им вреда. Ведь Лишайники помогают людям излечивать болезни, служат кормам для животных и пищей для людей. Некоторые Лишайники используются человеком для получения красителей и закрепителей аромата в духах. Поэтому некоторое время они жили спокойно и не волновались за судьбу. Но когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы дыма, копоти и газа.

И Гриб стал замечать, что его подруга Водоросль бледнеет день ото дня. Она стала вялой, хоть влаги было достаточно. И в один из печальных дней она умерла. Этой разлуки Гриб не смог пережить.

С тех пор Дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики.

Обсуждение сказки.

  1. Можно ли Дуб назвать домом? Почему?
  2. От чего погиб лишайник?
  3. Могут ли люди заболеть по той же причине?
  4. Почему на городских улицах почти не встречаются лишайники?
  5. Где чаще всего в городе бывает грязные воздух?
  6. Составьте специальные знаки, предупреждающие об опасности дышать воздухом возле дорог, гаражей, стоянок автомобилей.

(Работа самостоятельно, под мелодичную музыку природы)

– Открываем последнюю 6 страницу нашего журнала

“Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?”

(Говорят дети)

– Не кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

– Не рви цветы. За тобой пройдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

– Не ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.

– Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

– Не сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

Учитель:

Природа – мать, во тьме сомнений,
От часа в час, от века в век, готовила венец творений,
Тебя рождала , человек,
Даря тебе тепло улыбки,
Она тебя учила жить,
Жестоко мстила за ошибки,
Чтоб ты не смел их повторить,
Но вновь и вновь ты ошибался,
Хлестал ты землю как хлыстом,
Ты разобраться не старался,
В том, что ты бил.
Ты бил свой дом.
Земля, истерзанная стрессом, земля, избитая волной,
Другая сторона прогресса,
Нет, не она тому виной,
Ты, человек, имеешь силу, та сила – разум! Оглядись,
Не рой ты сам себе могилу,
Не подставляй под выстрел жизнь,
Растившую тебя с пеленок,
Не дай толкнуть к концу пути,
Жизнь беззащитна, как ребенок,
Ты – человек, ты – защити!

– Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.

(Звучит песня “Солнечный круг”. Дети поют, взявшись за руки)

– Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.