Цели и задачи:
- Ознакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны; формировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.
- Развивать потребности в знаниях, интерес к предмету, творческих и познавательных способностей детей, развивать речь учащихся. Развивать воображение, умения слушать музыку, видеть и чувствовать прекрасное.
- Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей (причинно-следственной связи явлений).
- Воспитывать нравственные качества, чувства товарищества, трудолюбия, любовь к природе средствами музыки.
Оборудование: Карта природных зон, атласы, глобусы. Картины животного мира и явлений природы Арктики, гербарий, таблицы животного мира Арктики, тесты, видеофильм о животных Арктики.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Вводная беседа.
Учитель: Музыка фоном “ Времена года” П.И.Чайковский “Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.
Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль – просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах… Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!” ( Г.Х.Андерсен “Снежная королева”).
- Отыщите на карте то, место, где могла бы жить Снежная королева.
- Что непременно должно быть в ее королевстве?
4. Изучение нового материала.
- Как называется страна вечных льдов и снегов?
Ученик: “Арктос” в переводе с греческого – медведь.
Арктикой называют земли, лежащие под созвездием “Большой медведицы”, т.е. вокруг Северного полюса. К этой северной полярной области относится Северный Ледовитый океан с морями и островами.
- Найдите на глобусе и карте Северный Ледовитый океан.
Учитель: В зоне арктических пустынь лежат:
- Архипелаг Земля Франца-Иосифа.
- Северная часть Новой Земли.
- Северная Земля.
- Новосибирские острова.
- Остров Врангеля.
- Найдите у себя на глобусах.
- Что не смогли найти на глобусах?
- Кто знает, почему не смогли найти на глобусе?
- Попробуйте найти и показать на карте.
Учитель: Сурова природа этой зоны. Значительная поверхность островов покрыта ледниками. Хозяин этой зоны – холод. Круглосуточный полярный день сменяется полярной ночью. Длинной полярной ночью здесь свирепствуют морозы и ураганные ветры.
- Ребята, послушайте, как композитор Антонио Вивальди изобразил метель. (Звучит концерт А. Вивальди “Времена года. Зима”).
- Что вам подсказало, что это метель?
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы изобразить метель?
- Вы прослушали фрагмент концерта, а что такое концерт?
- Какое захватывающее своей красотой явление природы можно наблюдать только в арктическом небе?
- В какой период времени?
Учитель: Летом солнце светит круглосуточно, но оно не прогревает землю. Температура воздуха чуть выше нуля градусов, зимой температура нередко понижается до -60 °С.
- Как вы думаете, может ли существовать жизнь в этих условиях?
Учитель: К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились не многие живые существа (видеофильм).
Внимательно изучите гербарий и выберите то растение, которое растет в ледяной зоне (Арктике).
Арктические растения ютятся лишь в низинах, трещинах и других защищенных от ветра местах. Господствуют мхи и лишайники. Но не смотря на очень суровые условия, здесь существует группа высших цветковых растений (полярные маки, лютики). Иногда можно встретить карликовую березу, почти целиком спрятавшуюся в мох.
- Что значит “ карликовая”?
Растительность очень скудная, в связи с климатическими условиями, вечная мерзлота. Арктические льды хранят в себе много интересного.
Ученик: Поразительная жизнестойкость полярных растений. Так семена арктического люпина проросли после того, как пролежали 10 тыс. лет в вечной мерзлоте.
- Как вы считаете, при такой скудной растительности Арктики могли бы жить животные?
Во время сообщений учеников попробуйте заполнить таблицы “ Животные Арктики”.
Ученик: Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, каиры, гагарки. Их шумные скопления называют “птичьими базарами”. Всех этих птиц кормит море. Птицы питаются рыбой.
Спасает от холода пух. (“Птичий базар”. Послушай внимательно птичье пение. Отличишь ли ты голос каждой из них?)
5. Работа с учебником.
- Найдите в учебнике на стр. 46, кто еще из животных Арктики питается рыбой. Самостоятельно внесите в таблицу “Животные Арктики”.
6. Видеофильм.
Просмотрим видеофильм о жизни белого медведя в Арктике.
Ученик: В Арктике обитают и другие животные. Например, моржи. Это самый крупный из ластоногих. Длина тела более 3-х метров, весит около 1,5 тонн. Кожа толстая, вся в складках. Под кожей – толстый слой жира (сохраняет тепло, облегчает плавание). Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. У моржей почти нет врагов. У моря опасными для них могут быть лишь хищные киты – касатки, а на лежбищах – медведи. Питаются моржи моллюсками, ракообразными, червями. Занесены в Красную книгу.
Ученик: В просторах океана живут огромные звери – киты, которые питаются маленькими рачками. Самый крупный среди китов – гренландский кит. Масса его достигает 100 тонн и больше. Длина тела до 21 метра. Тело очень массивное, толщина подкожного жира больше 50 см. Плавает со скоростью 7–8 км/ час. Занесены в Красную книгу.
Песня китов обычно состоит из “ ворчаний”, “ вздохов”. Низкие звуки песни китов могут распространяться по океану на расстоянии до 800 км.
- Послушай те, как поют киты.
- Почему именно эти животные обитают в Арктике?
Вывод по таблице.
7. Тестовая работа.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.