Урок русского языка в 3-м классе. Тема: "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели.

1. Расширить представление о лесе через музыку, изобразительное искусство.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.
3. Формировать умения распознавать существительные ж.р., с шипящим звуком на конце.
4. Углубление знаний об именах существительных, развитие умения исправлять ошибки и классифицировать их.

Оборудование. Рисунок лес, клубочек,  «Голоса птиц» запись, таблицы, схемы, иллюстрации растений и животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель.

Есть у ребят  зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук,
И тысячи ладошек.
Учитель. Что это?
Дети. Лес.
Учитель.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети.

Лес – наше богатство.

Лес – самый чистый уголок Земли.

Лес – это кладовая земли, которая даёт человеку орехи, грибы, ягоды.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Учитель.

Сегодня мы продолжим распознавать имена существительные женского рода с шипящим звуком на конце, а так же совершим прогулку, в окутанный зеленью лес, где расширим своё представление о лесе и его обитателях. А поможет нам в этом клубочек.

Число.

Классная работа

Минутка красивого письма. При помощи клубочка мы выполним написание таких букв. Посмотрите.

III. Закрепление знаний о существительном.

Учитель.
Здравствуй лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
 Кто в глуши твоей таится?
 Что за зверь?
 Какая птица?
 Всё открой, не утаи:
 Ты же видишь – мы свои!

Учитель. Какие правила поведения должны знать люди,  заходя в лес?
Дети. Нельзя громко кричать, оставлять  мусор, рвать много цветов, брать гнёзда, ломать деревья, разжигать без взрослых костёр.
Учитель. Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.
Учитель вывешивает на доске рисунки ДЕТЕЙ.
Учитель. Какие группы растений вы знаете?
Дети.  Трава, кустарники, деревья.
Учитель. Какие группы животных можно встретить в лесу?
Дети. Насекомые, птицы, звери.

Учитель.
Живёт в моём лесочке лев.
А это вам не кот,
 Не чиж,
 Не ёж,
 Не уж, не мышь.
 Совсем наоборот!

Учитель. Назовите слова из этого стихотворения, на правило, над которым мы работаем.
Дети. Чиж, мышь, ёж, уж.
Учитель. Когда у существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется ь знак?
Дети. Только у существительных женского рода. (правило)
Учитель. А теперь, зная правило, давайте разгадаем секреты леса. Помогать в этом нам будет клубочек. Вставим пропущенные буквы и узнаем правильный ответ.

1. Где расположены зубы у улитки?
Ж – НА ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ, 
ЖЬ – НА ЯЗЫКЕ
ЛО  …
МОЛОДЁ  …
РО  … 

2. Как называется ядовитая змея, обитающая в нашей стране?
 Ч – ГАДЮКА 
ЧЬ – КОБРА
МЕ  …
СКРИПА  …
ЛИХА  …  

3. Какое животное самое большое в мире?
 Щ – СИНИЙ КИТ.
ЩЬ – СЛОН.
ЛЕ
ТОВАРИ  …
БОР  …

4. Чем питается комар самец?
ШЬ – СОКАМИ РАСТЕНИЙ.
Ш – КРОВЬЮ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ.
ТИ  …
РОСКО  …
МЫ  …    

 А сейчас запишите слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.    
Учитель. Пойдёмте дальше в лес за клубком. Он привёл нас в самую глушь. Давайте прислушаемся к звукам леса и постараемся услышать знакомые голоса птиц.  (звукозапись «ГОЛОСА ПТИЦ»)
Учитель. Кто из вас услышал, как звенит колокольчик?
- Составьте предложение устно.
- Кто услышал, как пропел чиж?
- Составьте предложение.
– Какое предложение вам понравилось больше?
-  А сейчас составим предложение по схеме со словом ёж.

–  Схема на доске:

Д. КОЛЮЧИЙ   ЁЖ   СИДЕЛ   ПОД   ДЕРЕВОМ.
У. Записать предложение в тетрадь, выделить орфограммы, выделить части речи, подчеркнуть слова.

ФИЗМИНУТКА.
У. Если услышите существительные м.р. – приседают мальчики. Если услышите существительные ж.р. – приседают девочки.

ПЕЧЬ, НОЖ, КЛЮЧ, ПЛАЩ, КАМЫШ, ДОЧЬ, ДУШ, РОЖЬ, РЕЧЬ.

Отдохнули?!

У. А сейчас запишите слова в тетрадь, которые прозвучали во время физминутки.
(проверка написанного, выделение орфограмм).
У. Клубок привёл нас к лесному озеру, к сторожке лесника.
Послушайте его рассказ:
На берегу я и мои товарищи поставили шалаши. Утром лучи солнца осветили поляны. Товарищи закинули удочки. Попались ерши, щуки и лещи.
У. В каком числе даны существительные, оканчивающиеся на шипящий звук?
Д. Во множественном числе.
У. А сейчас задание будет следующим: записать текст в единственном числе, выделить орфограммы, выделить части речи. Четвёртое  предложение разобрать по членам, у существительных определить род.
У. Пора возвращаться домой. Наш клубочек уже указывает нам дорогу. Чтобы дорога оказалась короче, я предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний».

ЛЕЩ     ЁРШ     КАРАСЬ

Д. Лишнее слово: КАРАСЬ – ДРУГАЯ ОРФОГРАММА.

ЧИЖ     СТРИЖ     МЫШЬ

Д.  Лишнее слово: МЫШЬ – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Ж.Р.

ЁЖ     МОРЖ     УЖ

Д. Лишнее слово: МОРЖ

У. МОРЖ – полярный житель. Он не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Он совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.
У. Вот мы и вышли на знакомую цветочную поляну. А цветы эти непростые, выполнив задание, мы увидим всю красоту  лесных  цветов!
Детям раздаются листочки с рисунками по трём уровням сложности: они сами выбирают уровень сложности задания.
1. Простое задание: определить у существительного род и закрасить лепесток нужным цветом, данным в таблице. Рис № 1

2.Задание средней сложности:

Определить часть речи.  Рис № 2.

3. Задание повышенной сложности:

Определить падеж существительного. Рис № 3

Материал напечатан на лепестках цветов.
 
Итог урока.
У. Что вам особенно понравилось на уроке?
У. Правописание,  каких слов вы должны запомнить?
Д. Имён существительных с шипящим звуком на конце.
У. И в память о нашей прогулке по лесу, давайте сорвём только по три цветочка и поставим их дома в вазу.

ОЦЕНКИ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.