Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Самооценка не врождённое качество личности, она формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения – период интенсивного, сложного и порой противоречивого становления самооценки. Наиболее благоприятным периодом для развития самооценки является младший школьный возраст. Но, как показывают психолого-педагогические исследования, к концу младшего школьного возраста увеличивается число школьников с заниженной самооценкой. Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими.
Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику». По степени адекватности самооценка бывает адекватной и неадекватной. Самооценка называется адекватной (правильной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Если человек оценивает себя не объективно, когда его мнение резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка бывает неадекватной (неправильной). Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной. При неадекватно завышенной самооценке человек переоценивает себя, при неадекватно заниженной – недооценивает.
Изучением самооценки младшего школьника, её развитием занимались и продолжают заниматься учёные и педагоги (Л.И. Божович, А.В. Захарова, М.Э. Боцманова, В.Э. Чудновский. А.И. Липкина, Л.Ю. Фомина, Е.В. Шимаметьева, Е.Г. Фирсина, Н.П. Мурзина и другие). Но влияние тестовых заданий на развитие самооценки не нашло подтверждение в их работах.
Непосредственно влияют на формирование самооценки младшего школьника следующие факторы: школьные оценки, навыки учебной деятельности, собственный жизненный опыт, рефлексия, семейное воспитание.
На основе этих факторов были выделены педагогические условия, влияющие на развитие адекватной самооценки при использовании тестовых заданий на уроках окружающего мира. Рассмотрим, как реализуются выделенные педагогические условия на практике.
Первое педагогическое условие – систематическое использование тестовых заданий на уроках окружающего мира. Рассмотрим на примере изучения темы (таблица 1).
Таблица 1.
Тема: Космос и Земля. 2 класс. 14 часов.
№ | Тема урока. | Тестовые задания. (из приложения) |
1. | Космос. Солнце – звезда. | Тест № 1. |
2. | Строение Солнечной системы. Планеты. | Тест № 2. |
3. | Звёзды и созвездия. | |
4. | Луна – спутник Земли. | Тест № 3. |
5. | Время. Календарь. | |
6. | Планета Земля. Её строение. | Тест № 4. |
7. | Горизонт. Форма Земли. | |
8. | Ориентирование. Стороны горизонта. | Тест № 5. |
9. | Народные приметы ориентирования. | Тест № 6. |
10. | Компас. | Тест № 7. |
11. | Глобус и географическая карта. | Тест № 8. |
12. | Рельеф и ландшафт Земли. | Тест № 9. |
13. | Рельеф и ландшафт родного края. | |
14. | Обобщающие задания. | Тест № 10. |
Из приведённой таблицы видно, что при изучении темы «Космос и Земля» было использовано 10 тестов.
Таким образом, тестовые задания используются практически на каждом уроке, что позволяет сделать вывод об их систематическом использовании.
Следующее педагогическое условие – организация разных видов проверки и контроля. Одна из функций контроля – получение информации об ошибках, пробелах в знаниях и умениях учащихся. Различают следующие виды контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль. Результатом контроля является проверка, констатирующая результаты работы. Организация контроля и проверки при работе с тестовыми заданиями упрощается тем, что они содержат правильные ответы.
Рассмотрим, как в тестовых заданиях проявляются разные формы контроля.
Приведём фрагмент урока по теме «Погода» 3 класс.
На этапе закрепления нового материала детям предлагается проверить свои знания с помощью тестовых заданий. Выдаются бланки.
Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответы. Подумав, выберите один правильный. Запишите букву около которой он записан.
Задания: 1. Погода – это состояние …………… в данном районе за сутки, неделю, месяц. Выбери, какое слово пропущено.
А) биосферы
Б) литосферы
В) атмосферы
Г) гидросферы
2. При какой температуре теплее всего?
А) 0°С
Б) -10°С
В) +5°С
Г) -30°С
3. При какой температуре холоднее всего?
А) +15ºС
Б) -6ºС
В) 0ºС
Г) -15ºС
4. Какое направление ветра обозначается так: → ?
А) северное
Б) южное
В) западное
Г) восточное
5. Какой вид осадков обозначается так: ::?
А) снег
Б) дождь
В) туман
6. Какой погоде соответствует знак: ☼ ?
А) облачной
Б) облачной с прояснением
В) ясной
Правильные ответы: 1 – В), 2 – В), 3 – Г), 4 – В), 5 – Б), 6 – В).
Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл .Баллы суммируются.
6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4 балла – «3».
Если учитель запланировал сам проконтролировать и проверить работы, то он собирает бланки у учеников, выставляет баллы за каждое задание, анализирует работы и делает выводы, что дети знают хорошо, а над чем ещё нужно поработать.
При взаимоконтроле и взаимопроверке дети обмениваются бланками, ставят плюсы и минусы в зависимости от правильности выбора ответа (правильные ответы предлагает учитель). Считают баллы, каждый плюс соответствует 1 баллу. Снова обмениваются бланками, поясняя, что товарищ сделал правильно, а что нет.
При самоконтроле и самопроверке учащиеся проверяют свои работы: также ставят плюсы, минусы, считают баллы, делают вывод: что я знаю хорошо, а что недостаточно.
Таким образом, тестовые задания позволяют организовать разные виды контроля и проверки, провести их за короткое время, способствуют развитию учебной самостоятельности школьников.
Одним из педагогических условий является использование разных видов оценивания.
Оценка успешности учебной деятельности может выражаться в следующих формах: оценка учителя, самооценка, взаимооценка, отметка.
Работа с тестовыми заданиями включает в себя систему оценивания. Оценивание происходит в баллах по определённой оценочной шкале. Причём в отличие от отметочной системы при тестировании фиксируется не ошибка, а достижение ребёнка, и в баллах происходит измерение его уровня достижений. Ученику важно сообщить не то, что не получилось, а то, что сделано правильно. При этом нужно чётко оговорить, за сколько правильных ответов он может получить определённую оценку.
При проведении тестирования оценивание может быть организовано по-разному: ребёнок оценивает свою работу, или работу своего товарища, или учитель оценивает детей. Рассмотрим эти варианты.
Приведём фрагмент урока по теме «Компас» 2 класс, в котором происходит оценивание детьми самих себя. После изучения нового материала учитель предлагает детям проверить, как им удалось изучить компас, с помощью тестовых заданий. Учащимся выдаются бланки с вариантами ответов.
Инструкция. Я читаю задание, вы внимательно слушаете его. Потом читаете варианты ответов, находите правильный и подчёркиваете его.
Задания:
1.По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?
По Солнцу.
По компасу.
По Полярной звезде.
2.Какая часть у компаса самая главная?
Корпус.
Предохранитель.
Шкала с делениями.
Стрелка.
Стержень.
3.Чтобы подготовить компас к работе, как его нужно установить?
Горизонтально.
Вертикально.
Под наклоном.
4.Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?
На запад.
На восток.
На север.
На юг.
5.Какая сторона горизонта расположена напротив запада?
Север.
Восток.
Юг.
Проверка. А теперь каждый проверит свою работу. На доске открываются правильные ответы. 1.По компасу.
2.Стрелка.
3.Горизонтально.
4.На север.
5.Восток.
Если вы подчеркнули правильный ответ, поставьте рядом с ним «+», если нет – «-». Сосчитайте количество плюсов. По предложенной шкале оцените свою работу: 5 плюсов – «5», 4 плюса – «4», 3 плюса – «3».
Если запланировано оценивание товарища, то учащиеся после выполнения заданий меняются своими работами. Так же учитель открывает правильные ответы, и дети проверяют задания, ставя «+» и «-», считают плюсы и по предложенной шкале оценивают работу товарища.
При оценивании товарища ученик ставит себя в позицию учителя. А тестовые задания ему помогают в этом, предлагая правильные ответы и шкалу оценок. Необходимо учитывать и возраст детей. В 1-2 классах ученик оценивает работу своего товарища под руководством учителя, в 3-4 классах самостоятельно.
Если запланировано оценивание учителем, то после самостоятельной проверки тестовых заданий, учитель собирает работы и по шкале оценивает после урока. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность ученика, её возможности. Именно так воспринимают оценку учителя дети.
Итак, следует учитывать, что оценить себя младшим школьникам труднее, чем товарищей, поэтому начинать нужно с взаимооценивания работ, а потом проводить самооценивание. Желательно, чтобы самооценка предшествовала оценке учителя. При оценивании учителем, учащийся может согласиться с оценкой и не согласиться. Чтобы не было расхождения в оценивании, дети знакомятся со шкалой оценок, т.е. за какое количество правильных ответов выставляется данная оценка.
Таким образом, тестовые задания позволяют организовать разные виды объективного оценивания достижений учащихся.
Следующим педагогическим условием является организация рефлексивной деятельности учащихся.
Успехами или неудачами при работе с тестами является результат, которого смогли достичь учащиеся. Это может быть максимальное количество баллов или среднее количество, или минимальное, набранное детьми за определённые тестовые задания. Учителю важно обратить внимание, чтобы ученик не только видел, что в этой работе он сделал правильно или неправильно, но и попытаться понять, почему был получен такой результат и, как устранить возникшие в знаниях пробелы. Конечно, самому ребёнку справиться с такой работой в 1-2 и даже в 3 классах сложно и невозможно, поэтому на помощь приходят учитель и его родители. В 4 классе у учащихся появляется такое новообразование, как рефлексия (умение анализировать свою деятельность), и поэтому помощь взрослых им требуется в меньшей степени.
Приведём пример такой работы при анализе тестового задания по теме «Солнце» 2 класс. На уроке дети работали с данным видом теста и были предложены следующие задания.
Задания: 1. Что такое Солнце?
планета
спутник
звезда
2. Какую форму имеет Солнце?
круглую
шарообразную
3. Что даёт нам Солнце? (Найди 2 правильных ответа.)
свет
воду
растения
тепло
воздух
4. Почему Солнце излучает свет?
Так как оно небесное тело.
Так как оно шарообразное тело.
Так как оно раскалённое тело.
5. Какие движения совершает Солнце?
Вращение вокруг Земли.
Вращение вокруг оси.
Вращение вокруг Луны.
Правильные ответы: 1. звезда, 2. шарообразную, 3. свет и тепло, 4. Так как оно раскалённое тело, 5. Вращение вокруг оси.
Оценивание: За каждый правильный ответ на вопросы №1,2,4,5 – 1 балл, на вопрос №3 – 2 балла. Все баллы суммируются: 6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4-3 балла – «3», 2-1 балл – «2».
Ученик Серёжа Д. получил следующие результаты работы:
+ 1. звезда
- 2.круглую
+ 3.свет и тепло
- 4.так как оно небесное тело
+ 5.вращение вокруг оси
Оценка: 3.
После уроков учитель вместе с учеником анализирует ошибки. Выясняется, что в задании № 2 Серёжа ошибся, потому что не видит разницы между кругом и шаром. Учитель с помощью наглядного материала показывает различия между плоской и объёмной фигурой. В задании № 4 ученик решил, что любое небесное тело светит, с помощью учителя он вспоминает, какие ещё есть небесные тела, какие светят и почему. Завершается такой анализ вопросом: можно ли было избежать этих ошибок, как? В ходе беседы приходим к следующему выводу: можно было справиться без ошибок, если бы Серёжа был внимателен на уроке, при подготовке домашнего задания или если бы вовремя обратился за консультацией к учителю. Такая работа способствует лучшему осмыслению материала, ликвидирует пробелы в знаниях и учит анализировать работу.
Таким образом, тестовые здания, при соответствующей организации работы с ними, могут научить детей анализировать свою работу, делать выводы, правильно строить дальнейшую деятельность в связи с ними, а также способствуют развитию самокритичности и появлению рефлексии.
Следует также отметить, что для реализации всех педагогических условий необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На это направлены и тестовые задания: наличие инструкции (в ней обязательно отражается психологический настрой детей – будьте внимательны), вариантов ответа (если даже ученик забыл правильный ответ, он может вспомнить, прочитав варианты), подсчёт при проверке правильных ответов (фиксируются достижения детей, а не ошибки).
Итак, при реализации рассмотренных педагогических условий тестовые задания способствуют развитию самооценки школьников, так как они включают в себя оценивание, проверку, контроль, создают психологический комфорт при работе. Но, как они будут развивать самооценку, зависит от учителя, от его организации работы с тестовыми заданиями.
Литература.
1.Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание. 1976. – 64 с.
2.Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование. 2000. – 351 с.
3.Шимаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте. // Начальная школа + До и После. 2004. № 6. – с.17-22