Урок математики в 7-м классе по теме "Тождество"

Разделы: Математика


Задачи:

  • образовательные - обеспечить в ходе урока усвоение понятия "тождество" и закрепить специальные умения преобразования выражений способами внесения общего множителя и сокращения дроби, группировки, использования формул сокращенного умножения, правила раскрытия скобок и действий с числами;
  • воспитательные - содействовать воспитанию нравственных качеств школьников: коллективизма, активной жизненной позиции, этических норм;
  • развивающие - развивать: мышление, волю, познавательный интерес;
    продолжить формирование обще учебных умений и навыков: осуществление самоконтроля и самооценки своей деятельности;
    развивать эмоции учащихся по средствам создания ситуации удивления, успешности выполнения задания.

Тип - применение знаний и умений

Основные звенья урока:

  • воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений;
  • анализ заданий и способов их выполнения;
  • самостоятельное выполнение заданий;
  • внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.

Ход урока

1 этап. Проверка домашнего задания.

(На доске выписано решение " 714 (в, г) и № 713 (в, г)

2 этап. Мотивация учебной деятельности.

Учитель.  Каким определением (понятием) при решении пользовались? (Определение на стр 93 учебника)

Сегодня на уроке мы постараемся закрепить это понятие, проверим ваши знания по преобразованию выражений и каждый из вас получит оценку своих знаний и работы на уроке.

В тетради на полях поставьте себе предварительную оценку , на сколько вы уверены в изучении этой темы, напишите: "Я знаю на ..."

3 этап.  Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

Учитель (фронтально, устно). Является ли тождеством данное выражение, какими преобразованиями воспользовались?

а) сочетательное свойство
б)  2x + 4x - 3 = 6x - 3 приведение подобных
в)  сокращение дроби на общий множитель
 г) ( 2x + 3)(2x - 3) = 4x2 - 12x + 3 формулы сокращенного умножения

 

а) умножение на отрицательное число
б)  раскрытие скобок
в) умножение отрицательных чисел
г) умножение на нуль

4 этап. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.

Диктант

1 вариант

2 вариант

1. Какое тождественное преобразование позволяет говорить, что это равенство является тождеством?

a + b = b + a 

2a + 4a = 6a

2. Запишите тождество.

(x + 2)2 = ...

(x - 3)(x + 3) = ...

3. Проверьте является ли тождеством?

a2 + 7a + 10 = (a + 3)(a + 3)

x2 - 9x - 20 = (x - 5)(x - 5)

Ответы написаны с обратной стороны доски, сделать самопроверку  (1 балл -"3", 2 балла - "4", 3 балла - "5").

Учитель. В тетради на полях напишите: "Я проверил - ..."

5 этап. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.

Учитель (фронтально, устно). Всегда ли данное равенство является тождеством?

а) Ответ: если  
б) Ответ: если
в) Ответ: всегда, т.к. ...

Выполняют № 718 (в) один ученик у доски, все в тетрадях.

Вывод: тождество, если

Учитель. Задание по рядам. Уравновесьте весы, составив верное тождество. (Заранее приготовлены весы из канцелярских скрепок, к которым крепятся карточки разного веса. На карточках задания – первый рычаг, а второй рычаг - для карточек с ответами.)

1.  (2x - 3)2 = ... 1.  (2x - 3)(2x + 3) = ... 1.  (2x+3)2 = ...
2.  2.  2. 
3. 3.  3. 

На доске из скрепок сделаны весы и карточки разного веса. Ученики выходят и прикрепляют один к другому ответы. Если весы уравновесились, то правильно выполнены все задания и наоборот. Проверка всем классом, чей ряд лучше?

6 этап. Мониторинг умений и навыков.

Самостоятельная работа по вариантам, взаимопроверка - обмен тетрадями (ответы заготовлены с обратной стороны доски).

1) Какое свойство позволяет утверждать, что данное выражение тождество?

2) Запишите тождество:

  • (m - n)2 = ...
  • (n - m)2 = ...

3)  Установите, является ли тождеством равенство?

  • (b - 8)(b + 5) = b2 - 3b - 40
  • (c - 4)(c +5) = c2 - c - 20

4)  Составьте тождество и укажите какое значение переменной не является допустимым.

  •  
  •  

5)  Замените звездочку выражением, чтобы получилось тождество.

Учитель.  В тетрадях на полях напишите: "Учитель проверил - ..."

7 этап. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель. Сравните оценки по формуле: "Я знаю..."?   ("Я проверил + Учитель")/ 2

У кого знак "=" ? - поднимите руки.

У кого знак ">" ? и У кого знак "<" ?

Вывод. Чтобы получилось верное равенство, а значит тождество, надо ...

Ученики. Знать и уметь выполнять тождественные преобразования.

Рефлексия. Поднимите руки кто допустил ошибки в 1 задании самостоятельной работы, и т.д. Разобрать какие ошибки. Выставить оценки за урок по формуле: ("Я проверил + Учитель")/ 2