Д.Б. Эльконин, много сил отдавший изучению психологии школьника, отмечал, что «позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя.» [ 1 ]
Как же сформировать такую позицию у школьника? Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех её компонентов.
От того, как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику – пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом – будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.
Работая по программе «Перспективная начальная школа» учитель опирается на учебную активность поисково-исследовательского типа, то есть на учебную деятельность. Учитель организует учебную деятельность учащихся, осуществляя исследование вместе с ними. Тем самым процесс обучения впервые приобретает характер совместной деятельности обучающегося и учащегося, то есть их реального сотрудничества. Поскольку ученик участвует в этой деятельности в качестве одного из равноправных субъектов, его действия не могут быть например заданным образцом, правилом. Соответственно не поддаются регламентации и действия учителя, который призван корректировать действия учащегося в зависимости от того как они развёртываются.
Например: (фрагмент урока обучение грамоте «Буква я обозначает один звук [а']» и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.)
Ход урока.
(на предыдущем уроке учащиеся познакомились с функцией буквы «я» обозначать два звука [й'а] )
- Посмотрите на доске даны картинки: ягода, заяц, мяч, якорь, дятел.
- Найдите слова, в которых буква «я» даёт два звука [й'а] ? (ягода, заяц, якорь)
- Почему вы выбрали именно эти слова? ( т.к. буква «я» даёт два звука, когда стоит в начале слова
и после гласной)
- Правильно. А что же будем делать с остальными словами? Какая в них роль буквы «я», там она не в начале, и не после гласного звука?
( Предполагаемые ответы детей)
- Как определить её роль после согласного звука?
Стр. в учебнике.
- Посмотрите на звуковые схемы и буквенное написание слов.
Нана няня
[н] [а] [н] [а] [н'] [а] [н'] [а]
Звуковой анализ слов.
- Что слышим при произношении? (в первом слове звук [н] произносится твёрдо, а вовтором мягко [н'] )
- Что можно увидеть в первой схеме? (буква «а» указывает, что предшествующая буква «н» обозначает твёрдый звук [н])
- Что можно сказать во втором случае? (во второй схеме буква «я» указывает, что предшествующая буква «н» обозначает мягкий звук [н'])
- Какой сделаем вывод? ( Когда буква «я» стоит после согласного звука, она смягчает этот согласный звук)
(фрагменты уроков математики)
1. Непересекающиеся линии.
- Как вы думаете, могут ли рельсы одного железнодорожного пути пересекаться? (ответы)
- Почему?
- Изобразите рельсы железнодорожного пути с помощью прямых ( используйте линейку)
2. Прибавление числа 2.
- Расскажи, что делают Миша и Маша.
- Почему под рисунками сделаны разные математические записи?
- Запиши эти суммы, вычисли и запиши их значения. Сравни значения сумм. Равны ли они?
(да, равны)
- Тогда почему записи разные? Ведь значения всё равно равны? Проблема?!
Можно много приводить примеров заданий, фрагментов уроков из УМК «Перспективная начальная школа» и все они будут показывать, что осуществляя учебную деятельность учитель с самого начала должен втягивать детей не в упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание некоторого готового, а в размышление о том, что неизвестно.
Ученики находятся в поиске. А затем осуществляют открытие. И учитель понимает, что его могут ожидать трудности при движении в неизвестное. Но вместе. Сотрудничая учитель – ученик они их преодолевают.
Ученики рационально организовывают свой труд, самостоятельно добывают знания, ориентируются в стремительном потоке информации. Ученики учатся учиться.
Работая по программе «Перспективная начальная школа» дети учатся обсуждать пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения.
Самостоятельная работа с книгой. Не бояться поставленной проблемы и находить ответ через работу с информацией, пропуская всё через себя.
Важно, чтобы каждый ученик. В том числе и неуспевающий сегодня, ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении КАЖДОЙ темы и проблемы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.[2]
Таким образом, задача учителя состоит в организации поисковой деятельности учащихся, углублении в сущность изучаемых явлений при максимальной психологической защищенности учащихся (Я НЕ ОДИН, У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ)
Поэтому часто вместо объяснительно-иллюстративного метода (сморти-слушай-усваивай) в программе «Перспективная начальная школа» используется деятельностный метод (догадайся сам и объясни однокласснику).
Работа по программе «Перспективная начальная школа» решает основную задачу - развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка, его эмоционально–ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Литература
1. Концепция проекта "Перспективная начальная школа" (начальная школа индивидуального общего развития личности).
2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, М., 1989.