Цели: познакомиться со строением (внешним и внутренним) корня, его функциями, видами корней.
Оборудование:
- микроскоп;
- микропрепарат “Корень”;
- гербарии растений;
- таблица “Корень”;
- компьютер с интерактивной доской.
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. Диалог из учебника:
Лена: Я видела, с каким трудом сухую яблоню выкорчевывали. Зачем ей столько корней? Ведь в почве она могла бы укрепиться и одним корнем?
Биолог: Корни не только закрепляют растение, но и впитывают питательные растворы и запасают питательные вещества. Версии школьников.
- Что нам необходимо узнать на уроке? (Слайд 1. Приложение)
2. Какие знания нам необходимы для решения задачи рока?
Давайте вспомним с вами:
- Как впитывают воду мхи и водоросли?
- Где запасают органические вещества водоросли?
- Как прикрепляются к грунту водоросли, травы, деревья, мхи, лианы?
II. Совместное открытие знаний.
1. Заполните схему. (Слайд 2. Приложение)
Функции корня:
а) закрепление в почве;
б) накопление запаса питательных веществ;
в) проведение веществ по стеблю;
г) поглощение воды и минеральных веществ.
2. Как должен быть устроен корень, чтобы выполнить эти функции?
- Какие виды корней выделяют?
- Отличия их друг от друга.
- Каким функциям это способствует?
3. Чтобы эффективнее выполнить функции, все виды корней объединяют в системы. Какие? (Слайд 3 Приложение) + коллекция. Сравните.
4. Как будут осуществляться функции г), в), б)?
Работа с микропрепаратом “Клеточное строение корня”, с.144.
Заполните таблицу “Клеточное строение корня”. (Слайд 4. Приложение)
Название зоны | Какими клетками образована? | Её функции? |
5. Составьте схему движения минеральных веществ из почвы в стебель растения (стр.145). (Корневой волосок, клетки внутреннего слоя корня, клетки ксилемы)
6. Какова причина движения веществ?
7. Какие вещества необходимы корню кроме воды и минеральных веществ? Как он их получает?
8. В условиях арктической тундры корни растений располагаются в почве не глубже 15–20 см, а в пустынях Средней Азии, например, корни верблюжьей колючки уходят в почву на глубину 15 м. Объясните это явление.
9. Ученик, измеряя корни нескольких растений одного вида, собранных с разных почв, получил следующие результаты: 10 см, 28 см, 70 см. В какой почве могло расти каждое из растений: глинистой, песчаной, черноземной?
III. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
В каких условиях корень лучше выполняет свои функции?
Домашнее задание. § 42–43.
Литература
1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А. "О тех, кто растёт, но не бегает Баласс", 2002.
2. Рохлов Р., Теремов А., "Занимательная ботаника". М. “АСТ-ПРЕСС”, 1999.