Я работаю воспитателем детского сада более двадцати пяти лет. Наблюдая за детьми в течение такого длительного времени, я не смогла не заметить, что в последние годы стало появляться много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.
Причин таких отклонений существует несколько. Это и нарушения экологического равновесия, и проблемы, возникающие в обществе: рост насилия и жестокости в жизни и на экране телевизора, снижение уровня жизни значительной части населения, неправильное питание и нездоровый образ жизни будущих родителей, появление большого количества асоциальных семей, где не всегда рождаются дети с нормальным уровнем развития. Большая часть родителей занята зарабатыванием денег, на общение с детьми нет ни времени, ни желания. Часто компьютер и телевизор заменяют живое общение между родителями и детьми.
Воспитателям приходится работать с разными детьми. Мы в своей группе обращаем большое внимание на развитие речи и общую коррекцию поведения детей. Существует много приёмов и методов, которые помогают исправлять нарушения и развивать детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игр с песком.
Мы в своей группе используем песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи.
С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны. Мы у себя в группе изготовили «минипесочницу». Это деревянный ящик, длина и ширина которого, составляет приблизительно 70 или 80 сантиметров, а высота около 20. Наша песочница помещается в, специально отведённом для неё, месте, но, при необходимости, возможно, её перемещение в другое место. Наша «минипесочница» имеет широкий объём применения. Мы её используем как на занятиях, в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.
Использование песка на занятиях.
На речевых занятиях мы используем следующие методы и приёмы работы:
1. Беседа «Правила игры с песком в помещении», во время которой осуждаем то, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места и так далее).
2. Рассказывание из собственного опыта детей «Что я чувствую, играя с песком». Дети рассказывают о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, которые возникают у них во время игр с песком.
3. ТРИЗ. Игра «Песок: хорошо – плохо». Дети могут назвать все полезные и вредные свойства песка.
4. Наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы) «Мои ощущения». Дети способны очень долго наблюдать за сыплющимся песком, несколько раз подряд переворачивая песочные часы. Это зрелище их завораживает. Затем они рассказывают о своих ощущениях.
На занятиях по математике мы используем такие упражнения, как:
- 1. «Измерь и сосчитай». Дети ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и считают их количество.
- 2. «Измерь разными мерками». Одно и то же количество песка измеряется разными мерными ложками и сравнивается их количество.
По изобразительной деятельности проводим следующие занятия:
1. «Учимся рисовать песком». Такое занятие проводим на начальной стадии работы с каждым ребёнком индивидуально. Рисуем или переводим через копировальную бумагу какой-либо предмет. Берём кисточку с тонким кончиком, наносим ей по контуру рисунка клей ПВА, посыпаем это место песком и через1-2 минуты стряхиваем лишний песок обратно в ёмкость.
2. «Рисуем картинку песком». Для занятия используется песок разных природных оттенков, а так же и песок, окрашенный нами гуашью в разные цвета и высушенный. Поверхность картинки постепенно покрывается клеем и засыпается одним цветом песка. Только после того, когда стряхивается лишний песок, работа может быть продолжена песком другого цвета. И так до тех пор, пока картинка не будет готова.
3. Лепка из мокрого песка «Колобок и другие угощения для кукол».
Кружковая работа.
Мы в своей группе используем песок и в кружковой работе. Наш кружок называется «Волшебный песок». После того, как дети овладели способом «рисования» песком на простых рисунках, мы вместе с ними на кружке «Волшебный песок» создаём разнообразные сюжетные картины из песка. Используя в работе разноцветный, крашенный песок, дети поучают возможность создавать яркие, красивые поделки. В конце учебного года устраиваем выставку детских работ, затем дарим их родителям или сотрудникам детского сада. Эта работа помогает детям развивать мелкую моторику, а, следовательно, и мыслительную деятельность, развивает творчество, фантазию, стремление доводить до конца начатое дело, увидеть результат своего труда и получить от этого удовольствие и удовлетворение, что способствует возникновению положительных эмоций и снижению агрессивности.
Игры с песком.
Холодными зимними днями, когда нельзя гулять, или когда у нас каникулы, мы с детьми придумываем разные игры и развлечения. В этих мероприятиях мы тоже используем игры-развлечения с песком.
1. Игра «Чей след?». На столе выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки. Один из детей отворачивается, а другой делает отпечаток на песке одним из предметов. Первый ребёнок, открыв
глаза, должен отгадать предмет, которым был сделан отпечаток.
2.Игра-эстафета «Передай другому». Дети становятся в колонну. Последнему из них воспитатель «рисует» на спине любую букву или цифру, если дети их уже знают. В противном случае можно нарисовать геометрическую фигуру или что-то другое. Ребёнок «рисует» это же изображение впередистоящему. Этот ребёнок – следующему. Самый первый должен изобразить этот рисунок на песке. Затем сравнивается с тем, который был задуман. Если дети встанут в две колонны и получат задание на скорость, то это будет уже эстафета.
3. Самостоятельные игры. В свободное время наши дети с удовольствием играют самостоятельно в «минипесочнице». Для этого у нас создана большая коллекция мелких игрушек: машинки, животные, камешки, ракушки, солдатики, бусинки, деревья, домики и многое другое. Детьми создаются разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами, с движущимся по ним, транспортом. Это зоопарк с животными и насекомыми. Это шахта, военный пост, морское дно или что-то другое. Эта песочница позволяет детям разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, коммуникативных способностей, развивает фантазию, содействует обеспечению эмоционального комфорта, психического благополучия, что делает детей более добрыми и терпимыми, помогает корректировать их поведение.
В заключении хочется ещё раз отметить большую воспитательную и развивающую роль песочных игр в работе с детьми детского сада. Используя игры и упражнения с песком на занятиях и в свободной деятельности, можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом.