Интегрированный урок-тренинг по истории для 4-го класса. Тема: "Волшебные краски чудесной страны"

Разделы: Начальная школа


ВИД УРОКА: урок-тренинг

ЦЕЛЬ: Выявление способностей учащихся дифференцировать свои эмоции и эмоции других людей.

ЗАДАЧИ:

  1. Обобщить знания об эмоциях человека;
  2. Диагностика психоэмоционального состояния;
  3. Умение распознавать эмоции в себе и других людях;
  4. Умение распознавать настроение в себе и других людях.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: компьютерное сопровождение- флештренинг, карточки- слова: я- личность, название эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, восторг, печаль, возбуждение, отчаяние, удовольствие, интерес; стрелки: чувства, настроение, эмоции, мечты, характер, интересы; изображения зайца смеющегося, испуганного, изображение черепашки, музыкальное сопровождение.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: цветок у каждого ребенка, карандаши цветные, заготовки снежинок, фрагменты иллюстраций города для разукрашивания.

ХОД УРОКА

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Компьютерное сопровождение – фрагмент мультфильма "Чучело-мяучело".

Педагог-психолог: ИГРА ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Радость пробежала по дорожке
Радость распахнула все окошки
Радуется клен, что он силен –
Радугу на ветках держит он.
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуется елка.
Разбудите, люди, всех людей!
Радость запрягает лошадей.
Надевайте лучшие одежки, –
Радость распахнула все окошки.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке у нас гости, можете повернуться и посмотреть на них, чтобы уже в течении урока не отвлекаться, а мы в свою очередь приглашаем наших гостей поработать и поиграть вместе с нами (все заготовки для работы лежат перед вами).

Людей неинтересных в мире нет
Их судьбы как истории планет
У каждой есть особое, свое
И нет планет похожих на нее.
(Е. Вознесенский)

Характер, настроение, эмоции, чувства, мечты, интересы – вмещается в одно краткое и бесконечное слово – я! Я – личность!

Поднимите руки кто считает себя личностью? А гости?

Что же такое личность? заслушиваются ответы детей.

ВЫВОД: Личность – это основная отличительная особенность человека. каждый человек отличается от другого своей неповторимой личностью.

В течении жизни вы изменяетесь физически, а меняется ли ваше Я, ваша личность?

Заслушивают ответы детей

(как поменялась ты, твое отношение к жизни?)

ВЫВОД: Личность человека меняется, ее сразу познать невозможно . мы постепенно знакомимся с разными сторонами личности.

Помните мы делали с вами снежинки и я вам обещала сказать свой секрет и сейчас .я прошу развернуть вас эти снежинки. Посмотрите задание у всех было одинаковое, а снежинки получились разные, почему?

заслушиваются ответы детей.

ВЫВОД: Личность каждого человека неповторима. как нет в природе одинаковых снежинок, так нет в мире одинаковых людей. они могут быть похожи чем-то, но полностью похожих людей нет. а понять, чем отличается один человек от другого, чем отличаешься ты от других, без общества людей невозможно. мир людей- это «зеркало», в которое мы смотримся и узнаем себя, сравнивая и оценивая себя и других.

Каким образом мы узнаем какое у него настроение? Как мы показываем свое настроение? (показываем на доску)

заслушиваются ответы детей

Да, свое настроение и настроение окружающих людей мы узнаем через эмоции. Их очень много. Какие эмоции вы знаете? заслушиваются ответы детей.

(по ходу вывешиваем на доску название эмоций)

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Педагог-психолог: Попробуем выразить свои эмоции. На столе у вас лежит волшебный цветок эмоций. Ваша задача найти каждой эмоции свой цвет и подписать его. (поднимается цвет: какая эмоция у желтого цвета? и т.д

заслушиваются ответы детей.

(возможно изображение эмоций)

Поднимите все свои цветочки и покажите друг другу. Все они расцвели в волшебной стране эмоций. Там же живут и наш зайчик и черепашка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Зайчик испугался.

Черепашка.

Учитель: Каждый из вас может оказаться в этой стране волшебной стране эмоций. К нам в гости пришли некоторые жители этой страны. Посмотрите, послушайте и скажите какое чувство может о себе так говорить.

(театрализованное представление)

Радость: Я так люблю смеяться, веселиться, танцевать, слушать музыку… когда я появляюсь все вокруг расцветает, становится ярким, красочным, весенним. Воздух наполняется пением птиц, запахом цветов…

Страх: Порой, я врываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно взлететь как гроза… от моего появления всем становиться не по себе. На лбу может выступить пот, по спине поползут мурашки, руки становятся липкими и скользкими, а ноги наливаются тяжестью…отовсюду лезут разные звуки: с----, ш---, х---. Слышны слова: «сейчас съем, утащу к себе, страшно…»

Обида: Во всем я виновата, никто меня не слушает, не понимает, все считают меня плохой, никто меня не пожалеет, всем все равно, как что то сразу я.

Злость: Так тебе и надо, всех побью, будете знать как со мной спорить, никто мне не нужен.

УЧИТЕЛЬ: Через эмоции мы узнаем настроения других людей, показываем свое настроение окружающим.

Что же такое настроение? заслушиваются ответы детей.

ВЫВОД: Настроение- это внутреннее состояние человека, в котором положительные или отрицательные эмоции испытываются длительное время. Мы можем повлиять на настроения других людей.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Педагог-психолог: Легче всего «прочитать» эмоции человека по его лицу. оказывается, если «настроить» свое лицо, изобразить на нем определенную эмоцию, эта эмоция на самом деле приходит к тебе. какие способы вы знаете как изменить свое настроение и настроение другого человека.

заслушиваются ответы детей.

Попробуем поднять настроение себе и другим нашей считалочкой «ДРОЗД».

Ты дрозд и я дрозд,
У тебя нос и у меня нос,
У тебя щечки алые и у меня щечки алые,
У тебя волосы шелковые и у меня волосы шелковые, (дети работают в парах, поглаживая пальчиками называемые части тела на своем партнере по игре.)
Мы два друга – мы любим друг друга. (жмут друг другу руки, обнимаются)

Изменилось ли ваше настроение, какое оно стало?

Сейчас мы проверили, что оказывается мы можем влиять на настроение и эмоции другого человека. Поэтому давайте будем бережно относится к чувствам друг друга, маме и папе, ко всем окружающим.

Каждый из нас всегда может попасть в волшебную страну эмоций. А какая она веселая или грустная, интересная или скучная, светлая или темная, громкая или тихая все зависит от тебя, от тебя… и окружающих тебя людей.

Мы раздали вам небольшие фрагменты этой страны. это страна нашего я, наших эмоций, нашего настроения. возьмите цветные карандаши или фломастеры и раскрасьте ее.

Перемешай свои краски как чувства
В сердце своем, а потом
Перемешай эти краски и сердце
С небом, с землей,
А потом …
Главное – это творить, а творя
Не сокрушаться о том,
Может быть, кто и осудит сначала,
Но не забудет потом.

(включается мелодия флеш-тренинга)

5. ИТОГ.

УЧИТЕЛЬ. А теперь, ребята, развесим ваши получившиеся фрагменты на нашей доске. это и есть волшебная страна наших эмоций. (у гостей тоже)

Посмотрите какая она разная. Желаю вам, чтобы эмоции добра, радости побеждали над эмоциями грусти, печали, раздражения. Хотя и они имеют право быть. Просто их надо уметь различать и понимать в себе и других людях.

Флеш-тренинг – Приложение 1.