Тема: Решение квадратных неравенств
Цели урока:
- Формирование умений решать неравенства второй степени с одной переменной, выполнять соответствующие иллюстрации и правильно записывать ответ, применяя свойства квадратичной функции
- Развивать графическую культуру учащихся, навыки чтения графиков, логическое мышление
- Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать учителя и одноклассников, отстаивать свое мнение, умение обобщать и делать выводы.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- карточки с графиками
- карточки- задания
- алгоритм
- Учебник алгебры для 9-го класса, автор Ю.Н. Макарычев
Ход урока
Работа в группах (1 группа-сильные учащиеся, 2, 3 и 4 группы – смешанные, в каждой группе есть старший.)
I. Проверка домашнего задания (5 мин):
Ребята работают в группах, старший проверяет наличие д./з и ответы. Одному ученику предлагается оформить решение на доске № 102 (построить график функции).
II. В это время класс выполняет устные упражнения (10 мин)
а) Дана функция, дайте определение этой функции, дайте определение нулей функции, как их найти аналитически и графически? Как найти промежутки знакопостоянства? Как узнать, куда направлены ветви параболы?
б) (СЛАЙД 1-4) Назовите промежутки, где функция положительна, отрицательна
б) СЛАЙД 5-6. Что можно сказать о количестве корней уравнения и знаке коэффициента а, если график расположен следующим образом?
возвращаюсь к д/з и задаю вопросы: где функция положительна, отрицательна? Назвать нули функции. Скажите, какие характерные точки необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы? Если я сотру ось ординат, то смогу ответить на поставленные вопросы? Нужно ли находить координаты вершины параболы? Какое неравенство мы только что решили?
III. Изучение нового материала (13 мин)
Сегодня тема нашего урока «Решение неравенств второй степени с одной переменной» (СЛАЙД 7) и мы вместе выработаем алгоритм решения неравенств и научимся решать их.
Какой вид у неравенств второй степени? Дайте определение по аналогии с определением квадратного уравнения. (СЛАЙД 8)
Так каким же способом мы будем решать эти неравенства? (графическим)
Что важно знать для решения неравенства? (а; х1; х2), Интересует ли нас вершина? (нет)
(СЛАЙД 9) Самостоятельная работа в группах. На рисунке изображена лишь часть графика функции
Запишите ответы по данному графику:
Составим алгоритм, (СЛАЙД 10), затем раздаются листочки, на которых написан алгоритм (см. приложение 2) и пример в общем виде, как схема решения
IV. Закрепление нового материала. (10 мин) (групповая работа с раздаточным материалом)
А) Задание 1: составить всевозможные неравенства. Дана функция
Ответ:
Решим первое неравенство: оформление учитель показывает на СЛАЙДЕ 11, работают все, (алгоритм на слайде и у каждой группы на парте)
Б) Задание 1 группе: Записать в общем виде все возможные случаи неравенств и к каждому случаю записать ответ (ребятам дается таблица см. приложение № 1)
Задание остальным группам. Три группы работают с учебником, рассматривают ход решения неравенства второй степени
(пример 3, 4) и под руководством учителя делают вывод:
Тренировочные упражнения: (5 мин) (СЛАЙД 12)
Упражнения из учебника
- 2 группа: №114 (в, е)
- 3 группа № 114(а, д);
- 4 группа № 114 (з), №115 (в)
6 учеников (по два из каждой группы) работают у доски, остальные - самостоятельно на местах (самооценка: сравнивают свои результаты с результатами на доске).
В) В конце урока о результатах своей работы докладывают учащиеся I группы, которые готовят отдельную доску во время работы остальных учащихся
V. Подведение итогов урока.(2 мин), оценки.
Что узнали нового? Достигли ли поставленной цели? Итог урока: характеристика работы групп, отдельных учащихся, комментирование оценок.
VI. Домашнее задание:
(СЛАЙД 13) п.8 алгоритм; №116 (а, б, д, е) -3 и 4 группы, 120(а), 122(а) 123(а) – 1 и 2 группы 129(в)- всем! (2 мин), учащимся 2-4 групп составить рисунки для случая, когда а<0 (см. приложение № 2).