Интегрированный урок в 10—11-м классе (биология + право). Тема: "Влияние социальной среды на здоровье человека"

Разделы: Биология


Основные теоретические, методические и организаторские особенности данного урока:

  • Форма урока: Интегрированный урок.
  • Место проведения: Кабинет биологии.
  • Кол-во часов: 2 часа.
  • Способы подачи: Вступительное слово учителя. Сообщение учащихся. Обобщающая беседа.
  • Поиск информации: учебник, дополнительная литература, информация из Медиа-библиотеки.
  • Необходимые условия: активность уч-ся на протяжении всего урока, сотрудничество учителя и уч-ся.
  • Раздаточный материал: пакеты с дидактическим материалом(раздаточный материал), учебник. Цузмер А.М., Петришен А.М. Биология. Человек и его здоровье.9 класс.М.,Просвещение.1994, вырезки из газет и журналов.
  • Задействованные лица: учащиеся 11 класса, учителя биологии и право.

Цели:

Образовательные: расширить знания учащихся о влияние вредных привычек на организм человека; правах человека; мерах наказания за совершение преступления.
Развивающие: рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению социальной среды; продолжить формирование у школьников умений анализировать и обобщать изученный материал; систематизировать полученные знания, пользоваться справочной литературой; применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки самостоятельной деятельности.
Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и уч-ся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса; подготовить школьников к принятию взвешенных, разумных решений. Сформировать у школьников негативного отношения к алкоголю, курению, наркотическим веществам, готовности вести здоровый образ жизни.

Задачи: сформировать у учащихся представление о влиянии на организм человека никотина, алкоголя, наркотиков; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению социальной среды; подготовить школьников к принятию взвешенных, разумных решений.

Оборудование: плакаты о вреде курения, алкоголя приготовленные учащимися, на доске плакат с эпиграфом к уроку: «Каждая крайность- плод ограниченности ума и мелкости духа» (Бальзак).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Здоровье - не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни- это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе. Поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих- от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, ухода за кожей и полостью рта, соблюдения рационального суточного режима.

Всякая неумеренность, невоздержание доставляют человеку страдания, приводят к болезням, снижают его интеллект. Еще Аристотель говорил о том, что у умных людей страсти согласуются с разумом. Хорошее расположение духа возникает от умеренности в наслаждениях. Недостаток и излишество обыкновенно переходят друг в друга и приводят нередко к физическим и моральным потрясениям.

Физический, психический, моральный, экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная привычка, как курение. Все эти пороки, к сожалению, сегодня широко распространены среди молодежи. (слайд1) Как же уберечься от этих пристрастий? Как воздвигнуть вокруг себя стену, препятствующую проникновению в вас этих пороков? И возможно ли это, когда столько соблазнов, когда нет видимых запретов?

Оказывается. Это возможно, и сегодня на уроке мы попробуем доказать, что подростки могут разумно повелевать своими страстями.

2. Работа учащихся в группах по выполнению заданий.

Эта, основная, часть урока проводится в форме самостоятельной работы учащихся в группах.

Каждая группа получает задание, учебную и научно-популярную литературу, конверт с вырезками из журналов и газет(по теме).

Задание для 1-й группы

  1. Прокомментируйте следующие слова: «Некоторые утверждают, что употребление 100г алкоголя перед едой способствует улучшению аппетита». Согласны ли вы с этим? Почему для людей, злоупотребляющих алкоголем, характерен сине-багровый цвет лица и носа? (Используйте вырезки из газет)
  2. Русский психиатр Павел Иванович Ковалевский говорил о том. Что пьянство есть величайшее зло для человека, общества, государства. Объясните, в чем заключается зло, приносимое пьянством: а) человеку; б) обществу; в) государству.
  3. Во многих странах мира в поездах существуют вагоны для курящих и некурящих, в ресторанах- залы для курящих и некурящих. Как вы думаете. В чем причина принятия таких мер?
  4. Подлежат ли юридической ответственности лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения или под действиями наркотиков?

Задание для 2-й группы

  1. Найдите в учебнике ответ на вопрос, в чем проявляется вредное влияние курения на органы дыхания человека.
  2. Объясните, почему в семьях, где курят отец и мать, болезнями дыхательных путей и легких часто страдают дети.
  3. Представьте ситуацию: два подростка курят по дороге в школу. Их видит учитель. Делает замечание и приказывает зайти после уроков к нему в кабинет. Был ли прав учитель? Должны ли учащиеся соблюдать школьные правила и требования за пределами учебного заведения?
  4. Какая мера ответственности может быть определена лицам, склоняющим к употреблению наркотических веществ несовершеннолетних подростков?

Задание для 3-й группы

  1. Пользуясь учебником, выясните, какое влияние оказывает алкоголь и никотин на сердце и сосуды человека.
  2. Выскажите свои предположения, при каких условиях жизни( город, село, полная семья, неполная семья, бедность, богатство, хорошие жилищные условия, плохие жилищные условия, например, проживание семьи в общежитии) в большей или меньшей степени людей рискует стать курильщиками, пристраститься к спиртным напиткам, к наркотикам. Объясните свой выбор.
  3. Какие причины, на ваш взгляд, оказывают наибольшее влияние на снижение продолжительности жизни россиян?
  4. Какая мера наказания применяется к лицам, виновным в загрязнении или отравлении окружающей природной среды, приведшим к массовой гибели животных или причинившим ущерб здоровью людей?

Задание для 4-й группы

  1. Найдите в учебнике ответ на вопрос, какое влияние на нервную систему и поведение человека оказывает алкоголь.
  2. Попробуй объяснить тот факт, что пьяница может замерзнуть на улице даже при температуре 0 С.
  3. На чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вывелось лишь 78 цыплят, причем 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались с теми или иными отклонениями от нормы. Как вы можете это объяснить? Может ли алкоголь повлиять на развитие ребенка, мать, которого употребляет спиртное?
    (Используй вырезки из газет)
  4. Можно ли к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, применять принудительные меры медицинского характера.

3. Обсуждение результатов работы по группам.

После завершения работы, каждая группа делегирует своего представителя для отчета перед классом. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода.

4. Сообщение учащихся.

1. Человек и среда его обитания.

Человек- один из 3 млн биологических видов, живущих на Земле. Однако он не только представитель живой природы, но и социальная личность. Среда обитания человека- совокупность всех условий живой и неживой природы. А также материальные и культурные ценности, созданные им же.

Человек в природе это мощный экологический фактор, изменяющий облик планеты, ухудшающий качество окружающей среды. Что является причиной возникновения и расширения таких заболеваний, как аллергические, онкологические. Сложные социальные отношения людей приводят к распространению таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания.

2. Влияние факторов среды на состояние дыхательной системы человека.

Экологические факторы, а именно температура, влажность воздуха, его химический и бактериальный состав, скорость движения- оказывают непосредственное влияние на органы дыхания человека. С ними связана сезонность острых респираторных заболеваний. Причем влияние факторов окружающей среды в большей степени сказывается при ослаблении организма и снижении его защитных свойств. Наиболее опасные канцерогены, содержащиеся в воздухе, - асбест, бензпирин. Эти вещества входят в состав выхлопных газов автомобилей, табачного дыма и считают причиной развития рака легких- наиболее опасного заболевания органов дыхания.

3. Влияние курения на сердечно- сосудистую систему.

Данные статистического обследования курящих и некурящих подростков в возрасте 15-17 лет говорят о том, что стаж курения до 5 лет существенно не влияет на чистоту сердечных сокращений, однако величина артериального давления у курящих выше. Даже однократное курение вызывало у всех подростков учащения пульса( тем больше, чем меньше возраст), сохранявшееся в течение 15мин после курения. Ударный объем крови сразу после курения снижался у 15-летних подростков и повышался у юношей 16-17 лет. Ослабление кровотока у курящих подростков влияет на формирование и рост организма.

4. Воздействие алкоголя на нервную систему человека.

Употребление алкоголя и наркотиков можно считать наиболее опасными социально-экологическими факторами. Их влияние следует рассматривать не только с позиции закономерности их воздействия на организм, но из позиции нравственности, закона. Человек быстро привыкает к ним и с большим трудом избавляется от появляющейся зависимости. Особенно сильно страдает детский организм, его еще не сформировавшаяся нервная система. Алкоголизм- серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя и приводящее к полной психической и физической зависимости от него, к необратимым изменениям в организме( в первую очередь в нервную системе), к деградации личности.

5. Физическая и психическая зависимость от наркотиков. (слайд 2-4)

На человека воздействует социальная среда, в которой он живет,- общество в целом, семья, знакомые, сослуживцы. Это происходит на протяжении всей его жизни. Малыши копируют взрослых

Для подростков важно мнение сверстников. Влияние окружающих может быть положительным и отрицательным.

Одна из самых страшных бед нашего времени- употребление наркотических веществ.

Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Чем позже распознается этот недуг, тем сложнее процесс лечения, который, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению. Не все молодые люди в полной мере осознают эту опасность, считая, что взрослые ее сильно преувеличивают.

Миф первый: ПОПРОБУЙ, - ПРОБУЙ ВСЕ! Это неправда. Статистика показывает, что чаще всего жертвами подобной ложной аргументации становится подростки, склонные к конфликтам, к лживости, с неуравновешенным характером. Такие личности не способны к целенаправленной деятельности, плохо успевают в школе. Они же впоследствии становятся и распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.

Миф второй: попробуй, - вредных последствий не будет. Доказано, что пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть 1-2 приема. Кроме того, индивидуальная чувствительность организма может привести к летальному исходу при первой же инъекции наркотика. В условиях подпольного, кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещества, что часто становится причиной тяжелых отравлений.

Миф третий: попробуй, - если не понравиться, то бросишь. Многие считают, что особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей (а ты, конечно, волевой!), в состоянии немедленно и бесповоротно отказаться от наркотиков. При этом обычно находится свидетель, знакомый с тем, кто после периода серьезного злоупотребления, проявив волю, прошел через «ломку» и теперь вот уже месяц (два, три) не употребляет наркотики. Это редчайшие случаи. Ведь при употреблении любых наркотиков, «легких» или «тяжелых», прежде всего страдает воля. Происходит то, что наркологи называют энергетическим снижением: ослабляются именно волевые качества личности, снижается или теряется целеустремленность- человек становится неспособным к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, теряет работу. Каждый должен знать, что медицина, к сожалению, оказывает малоэффективную помощь наркоманам. В ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости.

Миф четвертый: о существовании « безвредных» наркотиков. Таковых не существует! Не все наркотики вызывают физическую зависимость, но все они даже при незначительном употреблении пагубно влияют на личность. Психическая зависимость часто развивается даже в случаях употребления таких «легких» наркотиков, как марихуана: ослабляется воля, утрачивается интерес к жизни, человека перестает волновать то, как он выглядит.

И так, подведем итог выступлений : каждый может стать объектом «доброжелателя», пытающегося привлечь к опаснейшему для человечества «занятию». В этом случае каждый человек должен быть готов решительно противостоять таким попыткам, должен знать, что «добрый» приятель, который будет убеждать попробовать «травку» просто из любопытства, дескать, если не понравится, тогда можно бросить, как правило, преследует самые корыстные цели, жестоко используя неопытного. Вы должны помнить, что никто из погибающих наркоманов не собирался продолжать прием наркотиков, все хотели лишь попробовать, удовлетворить любопытство. Конец для них, как правило, трагичен: загубленная человеческая судьба, сама жизнь!

6. Ответы «журналистов» на письма школьников.

Письмо первое: «Дорогая редакция! Меня зовут Елена. Я учусь в десятом классе. Недавно поссорилась со своей подругой, а ведь мы дружили с ней с детского сада. Вера пригласила меня зайти к ней после школы. У нее дома собираются ее новые приятели. Они курят, выпивают. В последнее время Вера сильно изменилась. Она как-то сказала мне, что я несовременная девочка, а такие парням не нравятся. Парень, с которым сейчас дружит Вера, по словам одноклассника Олега, «сидит на игле».

Посоветуйте, как мне быть? Может, махнуть рукой на свои жизненные принципы и приобщиться к «взрослой жизни», а может, остаться такой «несовременной девчонкой?»

Ответ: «Елена, мы корреспонденты молодежного журнала, советуем тебе, конечно же, не брать пример со своей подруги. Ей только кажется, что она стала взрослой. На самом деле, если она не изменит свое окружение, в ближайшем будущем ее ждут серьезные неприятности. Особенно опасно то, что ее приятель употребляет наркотики. Ведь каждый наркоман должен вовлечь в свой круг новые жертвы, чтобы иметь деньги на наркотики. И не думай, что только такие, как Вера, нравятся молодым людям. Ты наверняка встретишь в жизни более достойных людей!»

 Второе письмо: «Дорогая редакция! У нас во дворе есть хорошая спортивная команда. Мы часто играем в футбол, но большинство моих друзей курят и постоянно посмеиваются надо мной потому, что я не курю. Я считаю, что спорт и курение несовместимы. А совсем недавно друзья заявили мне, что если не начну курить. То они перестанут меня уважать.

Может, мне начать курить? Я не знаю, как мне быть, как поступить. Сохранить свое здоровье или уважать друзей?

Ответ: «Дорогой Валера! Ты совершенно прав, говоря, что спорт и курение несовместимы, потому что эта вредная привычка пагубно влияет на организм человека. И, конечно, нужно выбрать здоровье. А друзья, которые ставят перед тобой подобный ультиматум, уже не друзья, ведь дружба не строится на каких-то условиях. И не переживай: настоящих друзей, которые разделяют твою точку зрения по поводу курения, ты обязательно найдешь».(слайд 5-9)

5. Осмысление, закрепление знаний.(слайд 11-12)

Организация беседы по обсуждению результатов работы, в ходе которой учащиеся предлагают способы противостояния пагубным привычкам.

Выбор за вами! Я предлагаю вашему вниманию фотографии реальных детей, рожденных от матерей-наркоманов, алкоголиков(демонстрация фотографий из журналов). Пусть они будут, как заклинание к вам – никогда, ни под каким предлогом не искушай себя в желании испробовать эту гадость. Помните, вы молоды, за вами будущее нашей планеты, вы должны сохранить генофонд Homo Sapiens. Помните: богатство нации в ее здоровье.

6. Подведение итога. Рефлексия.

Итоговый круг «Интересное-полезное»

Вы молодцы. Я очень рад, что мне довелось заниматься с вами. Большое спасибо всем. Все очень хорошо и старательно работали.

А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-нибудь что-то покажется неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

Затем учитель предлагает заполнить учащимся лист самооценки (Приложение1).

7. Домашнее задание.

Составить творческий проект на тему «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?» (слайд 13)

Благодарит ребят за работу на уроке.

Литература:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология.10-11 классы, М.,Дрофа.2002.
  2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности.9 класс.М.,Дрофа.2001.
  3. Никитин А.Ф. Политика и право. М., Просвещение.1995.

Презентация.