Сценарий урока с использованием мультимедийной презентации по теме "Строение белков"

Разделы: Биология


Учебно-методическое обеспечение: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 классы». Л.С. Короткова, С.С. Красновидова «Дидактический материал по общей биологии»; Т.А. Козлова, С.Н. Колосов «Дидактические карточки-задания по общей биологии. 10-11 классы».

План урока:

Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и обучающихся) Временная реализация
Организационный момент: приветствие; план работы на урок; планируемые результаты работы.
Цель: концентрация внимания обучающихся; создание рабочего настроя на урок.
3 минуты
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания:
  1. устные развернутые ответы обучающихся на вопросы по теме домашнего задания;
  2. терминологическая работа;
  3. выполнение индивидуального задания по карточке.

Цель: проверка знаний обучающихся по теме домашнего задания;

10 минут
Вводные вопросы.
Цель: настраивание обучающихся на изучение новой темы.
2 минуты
Изучение нового материала.
Цель: изучение новый материал.
20 минут
Закрепление изученного материала.
Цель: закрепление полученных знаний и основных понятий темы.
5 минут
Подведение итогов работы. Рефлексия. Оценивание.
Цель: подведение итогов работы обучающихся на уроке; налаживание обратной связи по итогам работы на уроке.
5 минут

 Цели урока:

  1. Повторение и закрепление основных вопросов, связанных с молекулярным уровнем организации жизни.
  2. Знакомство с основными элементами строения белков: аминокислотный состав белков; уровни организации белковых молекул; денатурация и ренатурация белковых молекул.
  3. Продолжение развития материалистического мировоззрения.

Оборудование: Мультимедийный проектор. Компьютер. Плакаты «Липиды», «Уровни организации жизни» (при проверке домашнего задания), презентация.

1. Организационный момент.

План работы на урок. Планируемые результаты работы.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Устные развернутые вопросы по теме домашнего задания:

  1. классификация липидов; строение жиров;
  2. функции липидов. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами?

Терминологическая работа.

Один из обучающихся выполняет терминологическую работу на доске. Термины, которые используются при проведении работы: гидрофобы, гидрофилы, макроэлементы, буферность, полисахариды, липопротеиды

Индивидуальное задание для обучающегося.

Какие особенности строения молекул липидов связаны с основной их функцией?

Задание, которое выполняется группой обучающихся (3-4- человека)

Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества, и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие?

После устных ответов обучающихся на развернутые вопросы по теме домашнего задания проверяется выполнение терминологической работы (выполнявший эту работу зачитывает данные им определения терминов, остальные обучающиеся при необходимости корректируют ошибки; правильные определения терминов демонстрируются при помощи презентации); также проверяется выполнение индивидуального и группового заданий. Для проверки задания, выполненного группой обучающихся, они выдвигают одного школьника, который и знакомит класс с результатами работы группы.

3. Вводные вопросы.

  1. Назовите уровни организации жизни.
  2. Почему белки считаются полимерами?

4. Изучение нового материала.

Изучение нового материала сопровождается презентацией, созданной в среде Power Point, и представляет собой лекцию учителя.

Аминокислоты, их строение и свойства 

В клетках и тканях встречается свыше 170 различных аминокислот. В составе белков обнаруживаются лишь 26 из них; обычными же компонентами белка можно считать лишь 20 аминокислот.

В отличие от растений животные не могут синтезировать все аминокислоты, в которых они нуждаются; часть из них они должны получать в готовом виде, то есть с пищей. Эти последние принято называть незаменимыми аминокислотами.

За исключением пролина и гидроксипролина, все остальные обычные аминокислоты являются α-аминокислотами, то есть содержат аминогруппу (-NH2), присоединенную к α-углероду (счет углеродных атомов ведется от карбоксильной группы (-COOH). У большей части аминокислот имеются одна кислотная группа (карбоксильная) и одна основная (аминогруппа); эти аминокислоты называют нейтральными. Существуют и основные аминокислоты – с более чем одной аминогруппой, а также кислые аминокислоты – с более чем одной карбоксильной группой. Остальная часть молекулы представлена R-группой. Ее строение у разных аминокислот сильно варьирует, и именно она определяет уникальные свойства каждой отдельной аминокислоты.

В нейтральных водных растворах аминокислоты ведут себя как амфотерные соединения, то есть проявляются свойства и кислот, и оснований. Амфотерная природа аминокислот существенна в биологическом отношении, так как она означает, что аминокислоты способны в растворах действовать как буферы – препятствовать изменениям рН.

Благодаря взаимодействию аминогруппы одной аминокислоты с карбоксильной группой другой образуется пептидная связь. Реакция, идущая с выделением воды, называется реакцией конденсации, а возникающая ковалентная азот-углеродная связь – пептидной связью. Соединение, образующееся в результате конденсации двух аминокислот, представляет собой дипептид. На одном конце его молекулы находится свободная аминогруппа, а на другом – свободная карбоксильная группа. Благодаря этому дипептид может присоединять к себе другие аминокислоты. Если таким образом соединяется много аминокислот, то образуется полипептид.

Строение белков 

Белки – это сложные органические соединения, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. В некоторых белках содержится еще и сера. Часть белков образует комплексы с другими молекулами, содержащими фосфор, железо, цинк и медь. Молекулы белков – цепи, построенные из аминокислот, - очень велики; это макромолекулы, молекулярная масса которых колеблется от нескольких тысяч до нескольких миллионов. В природных белках встречаются двадцать различных аминокислот. Потенциально разнообразие белков безгранично, поскольку каждому белку свойственна своя особая аминокислотная последовательность, генетически контролируемая, то есть закодированная в ДНК клетки, вырабатывающей данный белок. Белков в клетках больше, чем каких бы то ни было других органических соединений: на их долю приходится свыше 50% общей сухой массы клеток. Они – важный компонент пищи животных и могут превращаться в животном организме как в жир, так и в углеводы. Большое разнообразие белков позволяет им выполнять в живом организме множество различных функций, как структурных, так и метаболических.

Простые пептиды, состоящие из двух, трех или четырех аминокислотных остатков, называются соответственно ди-, три- или тетрапептидами. Полипептидами называют цепи, образованные большим числом аминокислотных остатков (до нескольких тысяч). Белковая молекула может состоять из одной или из нескольких полипептидных цепей.

Структура белков 

Каждому белку свойственна своя особая геометрическая форма, или конформация.

Первичная структура.

Под первичной структурой белка понимают число и последовательность аминокислот, соединенных друг с другом пептидными связями в полипептидной цепи. Первый белок, для которого удалось выяснить аминокислотную последовательность – это инсулин, аминокислотная последовательность белка определяет его биологическую функцию. В свою очередь эта аминокислотная последовательность однозначно определяется нуклеотидной последовательностью ДНК. Замена одной-единственной аминокислоты в молекулах данного белка может резко изменить его функцию, как это наблюдается, например, при так называемой серповидноклеточной анемии.

Вторичная структура.

Для всякого белка характерна помимо первичной еще и определенная вторичная структура. Обычно белковая молекула напоминает растянутую пружину. Это так называемая α-спираль, стабилизируемая множеством водородных связей, возникающих между находящимися поблизости друг от друга СО- и NH-группами. Атом водорода NH-группы одной аминокислоты образует такую связь с атомом кислорода СО-группы другой аминокислоты, отстоящей от первой на четыре аминокислотных остатка.

Третичная структура.

У большинства белков полипептидные цепи свернуты особым образом в компактную глобулу. Способ свертывания полипептидных цепей глобулярных белков называется третичной структурой. Третичная структура поддерживается связями трех типов – ионными, водородными и дисульфидными, а также гидрофобными взаимодействиями.

Четвертичная структура.

Многие белки с особо сложным строением состоят из нескольких полипептидных цепей, удерживаемых в молекуле вместе за счет гидрофобных взаимодействий, а также при помощи водородных и ионных связей. Способ совместной упаковки и укладки этих полипептидных цепей называют четвертичной структурой белка. Четвертичная структура имеется, например, у гемоглобина. Его молекула состоит из четырех отдельных полипептидных цепей.

Денатурация и ренатурация белков

Под денатурацией подразумевают утрату трехмерной конформации, присущей данной белковой молекуле. Это изменение может носить временный или постоянный характер. Вызывать денатурацию белков могут разнообразные факторы: нагревание или воздействие каких-либо излучений; сильные кислоты, сильные щелочи или концентрированные растворы солей; тяжелые металлы; органические растворители.

Иногда денатурированный белок в подходящих условиях вновь спонтанно приобретает свою структуру. Этот процесс называется ренатурацией. Ренатурация показывает, что третичная структура белка полностью определяется его первичной структурой.

5. Закрепление изученного материала

  1. Каким образом создается бесконечное разнообразие белков?
  2. Что представляют собой мономеры белков?

6. Итоги работы. Оценивание. Рефлексия.

Учителем подводятся основные итоги работы на уроке. Проводится анализ достижений и неудач обучающихся. Мнения обучающихся о степени усвоения ими нового материала; наиболее запоминающиеся и интересные моменты занятия.

Домашнее задание: параграф 11; вопросы 1-9 с.46.