Цель:
- Обобщить, повторить все изученное по теме «Электричество, законы постоянного тока», развивать навыки работы учащихся на компьютере, развивать навыки решения задач
- Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся
- Расширять кругозор учащихся
Оборудование: Компьютеры, мультимедийные диски по физике, амперметр, вольтметр, ключ, лампочка, соединительные провода.
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
Ребята, мы с вами завершили изучение раздела «Электричество», а сегодня давайте вместе повторим все, что запомнили.
На этом уроке мы с вами поиграем, для этого мы разбились на две команды.
Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем!
3. Итак, давайте приступим.
На нашем состязании присутствуют уважаемые члены жюри: Осипова Елена Николаевна, Уливанова Элина Геннадьевна. Каждый правильный ответ команд будет оцениваться одним баллом. В конце урока мы подведем итоги нашей игры.
1конкурс. «Собери формулу».
Для этого конкурса я прошу выйти к доске по одному игроку от каждой команды, когда он соберет формулу, к доске пойдет следующий участник. Необходимо собрать по две формулы.
(на партах, перед доской лежат обозначения физических величин, из которых необходимо собрать формулы: I,U,R,A,P,S,ρ,ℓ)
(, A=U*I*t, P=U*I, I=)
2 конкурс. «Физическая эстафета».
Здесь необходимо правильно соединить стрелками обозначения с физической величиной или его единицей измерения.
I
U R S ρ ℓ |
НАПРЯЖЕНИЕ
СИЛА ТОКА СОПРОТИВЛЕНИЕ УДЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ДЛИНА ПЛОЩАДЬ |
I
U R S ρ ℓ |
В
А Ом М мм2 Ом*мм2/м |
3 конкурс. «Великие умы человечества».
Я вам продемонстрирую портреты ученых, которые внесли большой вклад в изучение электричества, а вы постарайтесь их узнать и правильно поднять таблички с их именами.
Демонстрируются портреты Андре-Мари Ампера:
Алессандро Вольта:
Шарля Кулона:
Георга Ома:
Эмиля Ленца:
Джемса Прескотта Джоуля:
можно продемонстрировать портреты ученых на ПК
4 конкурс. См. приложение.
5 конкурс. «Люди науки».
Я вам буду зачитывать вопрос, а вы дорогие друзья поднимите табличку с фамилией того ученого, о котором, по – вашему мнению идет речь.
- О нем великий Максвелл сказал: «Исследования…, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда – либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был также добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)
- Он открыл один из важнейших законов – количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления (Георг Ом)
- Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически», вышедшем в 1867 году. (Георг Ом)
- В 1823-1826 гг. он принимал участие в кругосветной экспедиции в должности физика, где ярко проявился его изобретательский талант. Будучи академиком, он направляет свои исследования в область электричества. Энергетический подход к электрическим явлениям был методом его исследований. (Эмиль Христианович Ленц)
- По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов (Джоуль Джеймс Прескотт)
- Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта.)
- Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Ампер.)
- Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон.)
6 конкурс «Любители кроссвордов».
Ребята, я предлагаю вашему вниманию кроссворд по теме «Электричество», в каждую клетку, включая нумерованную, надо вставить буквы, в выделенных клетках у вас должно получиться словосочетание, относящееся к электричеству (кроссворды набраны на компьютерах)
1. Источник тока (элемент), в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
2. Источник тока, в котором световая энергия непосредственно превращается в электрическую.
3. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь.
4. Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
5. Итальянский ученый построивший первый источник тока.
6. Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных ее частей.
7. Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
8. Часть электрической цепи, служащая для ее замыкания и размыкания.
9. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока.
13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.
Ответы на кроссворд: 1. Термоэлемент. 2. Фотоэлемент. 3. Схема. 4. Ток. 5. Вольта. 6. Провод. 7. Приемник. 8. Выключатель. 9. Цепь. 10. Полюс. 11. Цинк. 12. Гальвани. 13. Аккумулятор.
В выделенных клетках – электрическая цепь.
7 конкурс «Найди ошибку».
Вашему вниманию представлены электрические цепи. При их сборе я допустила ошибки, найдите их, исправьте и опишите.
8 конкурс. «Люблю задачи я».
(Используется диск «Физика для абитуриентов и школьников»)
Ребята, на ваших столах лежат карточки с заданиями, вам необходимо решить их, затем вы поменяетесь листочками, и проверите решения задач, используя, компьютер, где вашему вниманию будут представлены правильные ответы.
Карточка 1.
Задача №688.
В электрическую сеть последовательно включены плитка, реостат и амперметр, сопротивление которых R1 =50 Ом, R2=30 Ом, R3=0,1 Ом. Найти напряжение на плитке, реостате и амперметре, если в цепи протекает ток равный 4 А.
Карточка 2.
Задача 706.
Определите общее сопротивление цепи, изображенной на схеме, R1= R2= R5= R6= 1 Ом, R3= 10 Ом, R4=8 Ом (рис 7)
Решения задач:
Дорогие ребята, вот и закончилось наше соревнование, а теперь друзья давайте предоставим слово нашему уважаемому жюри, они нам скажут, сколько баллов вы набрали, а компьютер выставит вам отметки.
(На компьютере создана презентация с гиперссылками, щелкнув по набранному количеству баллов просмотреть полученную отметку)
Если есть возможность проектировать урок на доску или использовать интерактивную доску, то весь урок можно провести в виде презентации (смотрите приложение)