Урок географии на тему "Африка — неоконченная война или хрупкий мир" (региональные конфликты)

Разделы: География


Визитная карточка учебного проекта:

Этапы и сроки проведения проекта.

Деятельность учителя:

  1. Предложение темы учебного проекта.
  2. Консультации учителя географии (внеурочное время) и учителя информатики (факультатив).
  3. Организация защиты проекта.

Деятельность учащихся:

  1. Формулирование учебных вопросов по предложенной теме.
  2. Работа в группах (выбор лучшей гипотезы).
  3. Обсуждение плана работы, выбор источников информации.
  4. Подготовка отчёта и защита гипотезы (работа проводится в течение месяца).

Дидактические цели проекта:

  • приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;
  • умение выделять главное, проводить сравнение;
  • умение увидеть проблему и наметить пути её решения,
  • формирование критического мышления, навыков работы в команде,
  • освоение методики географического прогноза.

Методические задачи:

  • освоить представление о многообразии вариантов политического развития Африки в постколониальный период,
  • выявить причины африканских конфликтов и наметить пути их решения,
  • научить пользоваться Power Point

Основополагающий вопрос: Каково политическое будущее Африки?

Проблемные вопросы учебной темы:

I. Почему эпоха войн за независимость сменилась эпохой гражданских войн и межэтнических конфликтов?

Частные вопросы (темы) для самостоятельных исследований: представление результатов исследований
1.Нарушение естественного хода исторических событий. газета
2. Несовпадение политических и этнических границ. буклет
3.Острые социально-экономические проблемы Африки - питательная среда для вооружённых конфликтов бюллетень

II. Обречена ли Африка на постоянные конфликты?

Частные вопросы (темы) для самостоятельных исследований: представление результатов исследований
1. Добыча «чёрного золота» как фактор стабильности на континенте. презентация
2. Возможно ли создание однонациональных государств в Африке? эссе (домашнеезадание)
3. Международная помощь Африке информационный листок

Ход урока

«Африка!
Не уходи чересчур глубоко
Внутри самой себя,
Не запирайся в тюрьму бессонных ночей,
В одиночные камеры снов, заменяющих жизнь…»
Агостиньо Нето

Учитель: Этот урок – отчёт о вашей исследовательской работе, проводившейся в течение месяца по проекту «Африка – «кипящий континент». Каждая группа, используя различные методы аналитический, сравнительный, картографический, статистический, социологических опросов и т.д., готовила отчёт по своему вопросу. Сегодня вы представите результаты исследований друг другу. Прослушав всех, вы составите общее для себя представление по данному проекту и оцените работы своих товарищей, выставив баллы в оценочные листы.

Наши главные задачи:

  1. разобраться в противоречивой политической ситуации в Африке,
  2. выработать своё отношение к африканским событиям.
  3. попытаться сделать прогноз дальнейшего пути развития Африки.

По ходу урока:

  1. по каждому вопросу учебной темы записываем ключевые и новые для вас понятия.
  2. все называемые страны находим на карте.
  3. все новые географические названия записываем с указанием страны.

В 1974 году получили независимость одни из последних африканских колоний: Ангола и Мозамбик. В те годы школьники тоже изучали борьбу африканского народа против колонизаторов и переживали за многострадальную Африку. По телевизору показывали ангольских солдат с автоматами Калашникова, в стволах которых вместо пуль были красные гвоздики. Первым президентом Анголы стал Агостиньо Нето, человек высокообразованный, заслуживший славу непримиримого борца с португальскими колонизаторами. Враг ушёл. Ангола свободна. Можно строить мирную жизнь. Но в стихах А.Нето бесконечная тревога.

30 лет спустя мы снова говорим о непрекращающейся войне в Анголе и других странах.

Для подтверждения актуальности выбранной темы группа социологов провела опрос по проблеме региональных конфликтов в мире, результаты которого позволили продолжить начатую работу.

Социологи представляют результаты опроса.

На вопрос анкеты: «Какой регион мира самый политически нестабильный?» респонденты чаще всего называли Африку (37 %).

Отвечая на 2-й вопрос анкеты, респонденты проявили осведомлённость, называя страны, где происходят конфликты. Были названы Сомали, Ангола, Судан и т.д.

Учитель. О том, что Африка беспокойный континент говорят следующие факты:

«…в постколониальный период времени здесь было зафиксировано 35 вооружённых конфликтов, в ходе которых погибло около 10 миллионов человек…» [2]. Не всякое вооружённое столкновение подходит под это определение. Стокгольмский институт проблем международного мира (СИПРИ) определяет вооружённый конфликт как противоборство двух или более сил, касающееся управления или территории и в результате которого погибло 1000 и более человек. Африканские конфликты – это кровопролитная, полномасштабная война, которую можно сравнить даже с геноцидом. Часто конфликты связаны с местной спецификой и уходят корнями вглубь веков[2].

На вопрос анкеты: «Каковы, на Ваш взгляд, причины конфликтов?» были названы:

  1. Нарушение естественного хода исторических событий.
  2. Несовпадение политических и этнических границ.
  3. Экономическая отсталость.

Приложение 1 (все приложения представлены в сильно сокращённом виде).

I. Почему эпоха войн за независимость сменилась эпохой гражданских войн и межэтнических конфликтов?

1. Изучением проблемы нарушения естественного хода исторических событий в колониальный период занималась группа 1. Аннотация газеты, выпущенной с использованием материала книги [1]. Приложение 2.

Ученик. Доколониальная Африка не знала письменности. Поэтому европейские колонизаторы считали, что страны Тропической Африки не имеют и истории. Европейские учёные полагали, что без письменных источников восстановить ход исторических событий невозможно. Но наука получает всё больше свидетельств того, что развитие человеческого общества в Африке полностью противоречит взглядам о «многовековой летаргии» континента. Жители Чёрного континента имели высокоразвитые государства и, даже опережали европейцев.

Примеры исчезнувших государств.

Хранит свои тайны неразгаданный Аксум (Эфиопия) – «страна опалённых людей». Для какой цели и как сооружались гигантские стелы-обелиски из цельных глыб голубого базальта. Здесь находится самая гигантская монолитная стела высотой 35 метров. Упоминается в трудах Плиния-старшего в начале н.э.

Мономотана(Зимбабве) – страна «владыки шахт», знавшей железные орудия труда ещё в те времена, когда европейцы обходились каменными.

Свази – последняя неотрадиционная монархия, дающая представление о том, какими были военные диктатуры прошлого, в которых правил король-бог. Кстати детям вождей и старейшин запрещено было жениться на девушках своего племени. Так война между племенами становилась противоестественным занятием.

Рунди (Бурунди). Первый европеец Оскар Бауман, попавший в королевство только в конце 19 века, отметил высокий культурный уровень монархии, прекрасно обработанные поля и орошаемые поля, стада скота, красивые постройки и повсеместную дисциплину. А образ жизни монарха был похож на быт средневековых германских королей.

К приходу европейцев в Африке существовали такие государства как Гана, Бенин, Мали, Дагомея, Конго, Сонгай, Имерина. В этих и других странах происходили процессы консолидации – объединения родственных племён в народности. Но естественный процесс был нарушен сначала работорговлей, а затем колониальным разделом. В условиях этнической пестроты это привело к несовпадению политических и этнических границ. Например, средневековое королевство Конго оказалось разделённым между тремя метрополиями. При этом национальные и религиозные противоречия искусственно разжигались и поддерживались. Более подробно с нашими материалами Вы можете познакомиться, прочитав газету.

Учитель:

  • чем отличались древние африканские цивилизации от аналогичных цивилизаций Азии и Европы? (первые не знали письменности).
  • почему африканские цивилизации не смогли противостоять работорговцам и колонизаторам? (раздробленность).
  • что такое консолидация?

2. Изучением проблемы несоответствия политических и этнических границ, как дестабилизирующим фактором на континенте занималась группа 2. По материалам статей в газете «География» [1, 2, 3, 4, 5] ребята подготовили буклет, который вы можете оценить.

Раздаём оценочные листы.

Ученик. Проводя политику «Разделяй и властвуй!» бывшие метрополии произвольно устанавливали границы между государствами. Часто они проводились очень просто: по параллелям и меридианам. Мы проанализировали многие конфликтные ситуации в Африке и обнаружили, что наиболее стойкие и трудноразрешимые конфликты существуют в странах с внутренними границами: этническими, религиозными, природными, экономическими. Территории абсолютно непохожие по разным признакам объединяются в одно государство. Вот какие внутренние границы мы здесь увидели. Приложение 3.

Учитель:

  • что такое эксклав?
  • что такое анимистские верования?

Вывод: в Африке наиболее острыми являются не межгосударственные конфликты, а внутренние противоречия.

Собираем оценочные листы.

3. Питательной средой для африканских конфликтов является крайняя экономическая отсталость. Да и все остальные глобальные проблемы человечества (внешняя задолженность, демографическая, продовольственная, экологическая, неграмотности, медицинская) на этом континенте крайне обострены. Группа 3 выпустила информационный бюллетень, с которым мы предлагаем Вам ознакомиться самостоятельно.

II. Обречена ли Африка на постоянные конфликты?

1. Мы рассматривали разные варианты решения проблемы, предлагавшиеся авторами солидных монографий и газетных статей.

Группа 4 пыталась найти необычное решение.

Ученик: «Изучая проблему, мы увидели, что во всех странах на континенте, где была найдена нефть, сепаратистские движения только усиливались. А возможно существует другой вариант развития событий? Может ли «чёрное африканское золото» погасить пожар на Чёрном континенте?» Презентация (по материалам СМИ). Приложение 4.

Гипотеза: Мы считаем, что, если в импорте африканской нефти заинтересована влиятельная страна, например, США, то она приложит все усилия, чтобы этот импорт стал стабильным.

Предпосылки: Отношения США со многими странами арабского мира, особенно расположенными в районе Персидского залива, давно зашли в тупик. К тому же арабская «дуга нестабильности» особенно напряжена именно в этом районе, являющемся одним из основных поставщиков нефти в США. Такая ситуация чревата для США перебоями в поставках нефти.

Подтверждение. Энергетическая стратегия США, разработанная под руководством бывшего вице-президента Ричарда Чейни, предусматривает резкое увеличение поставок топлива из Африки. Каждый четвёртый баррель нефти, импортируемый США будет африканским.

Анголе в этой программе отводится одна из ведущих ролей. Ангола даже в условиях затухающей гражданской войны опередила Нигерию по добыче нефти и «...вышла на первое место среди африканских производителей к югу от Сахары» [8]. Важное место в «плане Чейни» отводится также Западной Сахаре и Марокко.

Такая перспектива возможна лишь при условии мира и стабильности на африканском континенте. Этому могут содействовать США, преследуя, конечно, свои интересы.

Однако именно такая постановка вопроса не устраивает нынешних поставщиков нефти в США-страны Персидского залива. Можно предположить, что эти страны заинтересованы в вооружённых конфликтов в Чёрной Африке.

В довершении к сказанному, 1 января 2007 года Анголу приняли в ОПЕК, где она будет в полной зависимости от саудовцев, фактически определяющих стратегию этой организации. В 2009 году Ангола станет очередным председателем ОПЕК. Следующим официальным кандидатом в члены ОПЕК стал Судан (с 1 января 2009 года).

Так кто же победит в борьбе за Африку: США, ОПЕК или … Крупным игроком в борьбе за африканскую нефть становится Китай. Китайцы не пустили США в суданскую провинцию Дарфур, где работают уже не только китайские нефтяники, но и военные.

Выводы. Да добыча нефти в Африке компаниями влиятельных государств может стабилизировать обстановку в конкретных странах, так как они, иностранцы, в этом кровно заинтересованы. Но не грозит ли такая ситуация ещё более масштабным противостоянием – между крупнейшими странами и организациями, заинтересованными в «чёрном золоте».

Заполнение оценочных листов.

2. Возможно ли создание в Африке однонациональных государств?

Домашнее задание:

  1. Написать эссе. Учесть некоторые важные моменты:
    • сложный этнический и религиозный состав (сколько же будет государств?);
    • многие племена не оформились в нации и народности, т.е. отсутствие национального самосознания;
    • напротив, по мере роста самосознания в постколониальный период усиливается трайбализм (от англ. Trib – племя), т.е. межплеменные противоречия и вражда, который способствует росту сепаратизма.
    • любой пересмотр границ – процесс сложный, болезненный и непредсказуемый. В 1964 году на 1 сессии Организации африканского единства (в настоящее время – Африканский Союз) было заявлено, что все члены ОАЕ обязаны уважать принцип неизменности границ, существовавших на момент достижения независимости.
  2. Заполнить таблицу «Границы Африки», выделив границы между государствами, проходящие по природным рубежам, по параллелям и меридианам, записывать парами. Напротив каждой пары указать бывшие метрополии.
  3. На данном этапе за короткое время Африка самостоятельно не справится с затянувшимся кризисом. Необходима помощь международного сообщества.

Предлагаем вам ознакомиться с содержанием информационного листка «Африка сегодня», авторами которого является группа 5. Подготовлен по материалам СМИ. Приложение 5.

Ученик. Африке оказывается огромная материальная помощь, затрагивающая все стороны жизни общества. Правда, за последние 15 лет на вооружённые конфликты в Африке было потрачено 300 млрд. долларов, что равняется стоимости всей международной помощи за этот период. Поэтому особое внимание уделяется восстановлению мира. Продолжается действие Программы «Новое партнёрство для развития Африки (НЕПАД), принятой лидерами «Группы восьми». Самые влиятельные государства обязались оказывать регулярную помощь.

2/3 всех миротворцев ООН поддерживают мир в Африке. Эффективно работает Центр Кофи Аннана в Аккре (Гана), Международный центр подготовки специалистов по разминированию в Найроби.

Существует специальный фонд Европейского Союза для укрепления мира в Африке.

Учитель. Несмотря на колоссальные усилия, Африку лихорадит. Мы попытаемся назвать, на наш взгляд, сверхобъективные причины происходящих событий.

Ученик (индивидуальное исследование) [7]. Изучая географию конфликтов, мы не могли обойти вниманием теорию этногенеза Л.Н. Гумилёва

По данной теории к регионам стыка 2-х и более разнородных природных ландшафтов приурочено становление новых этносов. Разнородный ландшафт стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований. Такие этносы сформировавшиеся, прошедшие все стадии этногенеза есть только в северо-восточной Африке. Через неё проходят 3 зоны пассионарных толчков, приведшие к созданию суперэтносов. Это египтян, аксумиты, эфиопы. Эти этносы появились на границе субтропиков, пустыни и саванны. Через Тропическую Африку, по мнению Гумилёва, не проходили зоны пассионарных толчков. Но изменение климата и деятельность человека привели к изменению границ природных ландшафтов, к которым приурочены очаги конфликтов. Вспомните природные границы в Судане, Анголе, Сенегале Возможно происходящие здесь события и есть начальная стадия процесса этногенеза. В Чёрной Африке уже есть примеры стабилизации обстановки в этнически разнородном государстве, в частности в Камеруне [6]

Вывод. События и изменения, происходящие в Африке, крайне противоречивы. На наш главный вопрос: «Каково политическое будущее АФРИКИ» нет однозначного ответа.

Надо полагать, что позитивные изменения способствуют установлению мира, а негативные препятствуют.

Назовите эти противоречия по принципу противоположности, заполнив заготовку (заполняется после короткого обсуждения).

Позитивные события Негативные события
1. Рост самосознания Этническая обособленность
2. Консолидация Сепаратизм
3. Влиятельные страны, заинтересованные в добыче нефти должны способствовать укреплению мира. Добыча нефти провоцирует конфликты из-за несправедливого распределения доходов от её продажи.
4. Высокий уровень развития государственности и ремёсел в прошлом. Экономическая отсталость в настоящем

«Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живёт,
зачем живёт и чем живёт народ.
«Чья Африка?» – спросите у меня,
и я отвечу вам: «Она моя,
до смерти, до скончания времён –
родная мать, для всех, кто здесь рождён».
Аяльнэх Мулату, эфиопский поэт.[1]

Учитель. В качестве закрепления учебного материала предлагаю вам развлекательную проверочную работу. Приложение 6.

Информационные ресурсы:

  1. Асоян Б.Р. Всё ещё удивительная Африка. М.: Мысль, 1987.
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х кн. Кн. I, II – М. Дрофа, 2005.
  3. Попов Ф.А. Биляд-ас-Судан-Страна чёрных. Проблема Южного Судана. География, № 2, 2007.
  4. Попов Ф.А. Кабинда. Неизвестное Конго. География. № 21, 2006.
  5. Попов Ф.А. Казаманс: по ту сторону Гамбии. География, № 16, 2006.
  6. Феоктистов В.Ю. Экспедиция в Камерун. География, № 22, 2006.
  7. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Интернет-ресурсы: todey.rambler.ru/angola/head/1626913