Цели:
- Расширение представлений учащихся о богатстве русской речи.
- Формирование коммуникативных умений (ведение диалога, доказательность речи, толерантность).
- Воспитывать чувство восхищения выразительными возможностями родного языка.
Ход мероприятия:
Содержание мероприятия | Компьютерная презентация (у автора) |
Наглядность, оборудование |
В.1: «Знать много языков – значит получить много ключей к одному замку», - говорил великий писатель и философ Вольтер. С ним можно поспорить. В.2: Ведь каждый язык – это не просто слова, это путь в новый, неповторимый мир. |
Слайд «Путешествие в Галактику Русского Языка» |
|
В.1: Сегодня мы тоже отправимся в путь и совершим путешествие в необозримо огромный и невероятно красивый мир – в Галактику Русского Языка. В.2: Отправляемся мы туда на звездолётах. И вот экипажи наших кораблей. |
Слайд «Галактика» |
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОМАНД (команды сообщают названия, девизы, садятся за столы). В.1: А наблюдать за полётом и оценивать действия экипажей будет Центр Управления Полётами в лице…. (представление жюри) |
|
«Ракеты» с названиями команд прикреплены к столам |
«ЗВЁЗДНЫЙ ШТУРВАЛ».
В.1: Галактика Русского Языка совсем рядом с нашей планетой, но путь туда непрост. В.2: Определить направление полёта экипажам поможет «звёздный штурвал». За 2 минуты вы должны составить как можно больше слов, двигаясь по кругу штурвала. В.1: А пока астронавты размышляют, давайте поближе познакомимся со всеми путешественниками. Чтобы узнать ваши имена, я буду читать стихотворения, а вы добавлять в них слова. Игра со зрителями «Доскажи словечко». (Приложение 1) В.2: Будем знакомы! А тем временем наши экипажи завершили работу. Давайте подведём итоги. В.1: Итак, первым на далёкую планету приземлился экипаж…, за ними следом - …, и чуть припозднились… В.2: А вот и местные жители! Танец «Инопланетяне». В.2: Хотелось бы вам познакомиться с инопланетянами? В.1: Но чтобы найти с ними общий язык, нужно прежде всего прекрасно понимать друг друга, уметь красиво говорить и внимательно слушать собеседника. В.2: Это умение и продемонстрируют команды в следующем конкурсе. |
Слайд «Звёздный штурвал» | Карточка «Звёздный штурвал» с буквами раздаётся каждой команде |
«ПОЙМИ МЕНЯ»
В.1: От экипажа требуется по два участника. Один из вас видит предмет и должен объяснить товарищу, что у того за спиной, не называя этот предмет и не используя однокоренных слов. Если не удаётся объяснить, можно пропустить слово. (Очки команде зачисляются по количеству угаданных слов. Время работы – 3 минуты). |
Слайды - картинки |
|
«ПЕРЕВОДЧИКИ»
В.2: Вижу, вы готовы вступить в диалог с внеземной цивилизацией. В.1: Это не будет для вас сложной задачей. Ведь на этой планете разговаривают на русском языке. В.2: Правда, используют старинные слова. Сумеете ли вы «перевести» их на современный язык? В.1: Команда, готовая отвечать, должна дружно поднять руки. Каждое «переведённое» слово – балл вашей команде. ( Таблички со словами держат «инопланетяне», карточка с отгаданным словом переворачивается, на обратной стороне - буква. Складывается слово «Помогите!») В.2: Наши добрые хозяева в беде! Они просят нас о помощи! В.1: Но что же случилось на этой прекрасной планете? |
|
Таблички с устаревшими словами (Приложение 2) |
«ПУТАНИЦА»
Сценка «Планета в опасности». Инопл.1: Помогите! Помогите нам! Инопл.2: Наша планета!... Она была так прекрасна! Инопл.3: Но однажды всё небо потемнело, Засвистел ветер, и на наш дом обрушился ужасный ураган. Инопл.1: Он всё смёл с пути, всё перепутал! Инопл. 2: И теперь, посмотрите:
В.2: Не волнуйтесь, наши космонавты легко справятся с этой задачей! Они исправят все ошибки не больше, чем за две минуты. В.1: А пока они помогают нашим новым друзьям, мы вспомним пословицы о дружбе. |
Слайды «Путаница» | Тексты «Путаница» раздаются каждой команде. Кроме пунктуационных ошибок, они содержат и орфографические. (Приложение 3) |
Игра со зрителями «Пословицы».
(Вызываются по 6-8 человек, каждому даётся карточка с половинкой пословицы. Задача: как можно быстрее найти свою половинку и составить пословицу. При необходимости игру можно повторить несколько раз с разными ребятами и пословицами.) В.1: Две минуты прошло. Проверим, как команды справились с заданием. В.2: В награду за доброе дело хозяева приглашают нас в самое красивое место своей планеты – зоопарк. Здесь множество диковинных животных! |
|
Карточки с половинками пословиц. (Приложение 4) |
«ЗООПАРК» В.1: Но если команды внимательно прочитают названия зверей, то поймут, что многих они встречали и у нас на Земле. Итак, ваша задача: догадаться, о каком животном идёт речь, принести его фото со стенда, найти на обороте новое название, отгадать, побежать за следующей фотографией… Восклицательный знак покажет, что эстафета окончена, команда должна дружно встать. |
Слайды «Животные» | Картинки с изображениями животных и их необычными названиями (Приложение 5) |
«РИФМОВКИ»
В.2: Очень любят наши новые друзья песни и стихи. Давайте сделаем им поэтический подарок? В.1: Наши экипажи получают 2 стихотворные строчки И должны за 2 минуты придумать ещё 2, чтобы получилось четверостишие. А может быть, сочинят и больше? В.2: Что ж, очень хорошо на этой гостеприимной планете, но пора домой. В.1: Экипажи запрашивают у ЦУП разрешения стартовать к Земле. |
|
Тексты стихотворных строчек (Приложение 6) |
СЛОВО ЖЮРИ.
– Старт к Земле разрешить. Звёздным экспедициям , прошедшим тяжёлые испытания и успешно их преодолевшим, присвоить новые звания: Экипаж Быстрых и Смекалистых; Дружная Команда; Экипаж Волевых и Настойчивых; Команда Неунывающих Оптимистов. В.1: А мы с нетерпением будем ждать новых путешествий. Ведь пока мы подобрали ключик лишь к одному замку – к русскому языку. А сколько на Земле ещё неизведанного и увлекательного! До новых встреч! |
|
Грамоты |
Дидактические материалы – Приложения 1-6.