Цели и задачи:
- развитие мышления, слухового сосредоточения
- развитие внимания (в условиях коллективной деятельности)
- развитие мышления (анализ через синтез)
- развитие способностей к переключению внимания, памяти, мышления
- рефлексия личностных качеств
Оборудование: индивидуальные тетради, компьютеры, компьютерная программа «Тренировка ума – Система супервнимание», символические знаки «Ключи знаний».
Ход занятия
«Моё настроение»
(Что хорошего произошло с вами на предыдущей неделе?)
– Сегодня наше занятие мы проведём в форме игры «Умники и умницы». По ходу игры участники переходят от одного гейма к другому. Вы никогда не задумывались, что означает это слово? Аналог, какого иностранного слова оно вам напоминает? Гейм – (англ. – игра) – часть некоторых спортивных игр (например, в большом теннисе), определяемая количеством очков, набираемых игроками. Мы будем выполнять задания, а ареопаг будет в течение занятия следить и оценивать вас, одаряя ключами знаний. В конце занятия подведём итог.
Первый гейм «Отгадайте слова»
на доске слова с переставленными буквами (анаграммы). Нужно отгадать слово.
рулжан (журнал)
ловаги (иволга)
некосир (керосин)
ситяоир (история)
анорид (родина)
дкавтар (квадрат)
тремасинт (сантиметр)
маызук (музыка)
куринос (рисунок)
аорвлип (правило)
упечах (чепуха)
ядрпоко (порядок)
Второй гейм «Правильно услышим и покажем, что услышали»
(заранее необходимо договориться как дети будут показывать фразу, которую услышали):
- если восклицательную, то обе поднятые руки соединены над головой;
- если вопросительную – правая рука поднята и согнута полукругом, левая- кулачок
перед грудью; - если утвердительную – оба кулачка прижаты друг к другу.
Читаю текст, делая паузы в конце предложений. Дети должны изображать то, что услышали.
-
– Где ты, брат Иван?
– В горнице.
– А что делаешь?
– Помогаю Петру.
–А Пётр что делает?
–Да на печи лежит. -
– Лень, отвори дверь, сгоришь!
–Хоть сгорю, да не отворю. -
– Федул, что губы надул?
– Да кафтан прожёг.
– Зачинить можно.
– Да иглы нет.
– А велика дыра?
– Да один ворот остался. -
– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А хочешь ещё?
– Хочу. -
– Я медведя поймал!
– Так веди сюда!
– Не идёт.
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает! -
– Который час?
– Двенадцать бьёт.
– Кто вам сказал?
– Знакомый кот.
– А мышка где?
– В своём гнезде.
– Чем занята?
– Штанишки шьёт
– Кому?
– Супругу своему.
– А кто её супруг?
– Барон Кукарекух! -
– Был сапожник?
– Был!
– Шил сапожки?
– Шил!
– Для кого сапожки?
– Для соседской кошки!
Третий гейм
«Десять раков» | |
1.Р _ _ А _ К_ | Рак – из хлопка сшит, (рубашка) |
2. РАК_ _ _ | Рак – на луну спешит, (ракета) |
3. _РА_ _ _ _К | Рак – долгожданный день, (праздник) |
4. Р_ _ А_ _К | Рак – вспорхнул на пень, (рубанок) |
5._ _ РА_ _ _ К | Рак – сторожил дворец, (стражник) |
6. _ _ Р_ А_ _ _К _ | Рак – кисленький леденец, (барбариска) |
7. _ _ _РА_ К_ | Рак – в портфеле твоём живёт, (тетрадка) |
8. _ РАК | Рак – ночью в окно ползёт, (мрак) |
9. _ _ А РА_К_ | Рак – круг для шофёрских рук. (баранка) |
10. _ _РАК_ _ _ | Рак – множество закорюк, (каракули) |
Четвёртый гейм «Я узнаю себя»
Я обижаюсь, когда...
Я огорчаюсь, когда...
Я боюсь, когда...
Я горжусь, когда...
Я уважаю себя за то, что... (записи в тетрадях)
Обратить внимание учащихся на то, что все отвечают по-разному. Обсуждение.
Пятый гейм«Замени символы цифрами»
Шестой гейм «Закончи предложение»
Лимоны кислые, а сахар…
Собака лает, а кошка…
Ночью темно, а днём...
Трава зелёная, а небо...
Зимой холодно, а летом...
Ты ешь ртом, а слушаешь...
Утром мы завтракаем, а днём ...
Птица летает, а змея...
Лодка плывёт, а машина...
Ты смотришь глазами, а дышишь...
У человека две ноги, а у собаки...
Птицы живут в гнёздах, а люди...
Зимой идёт дождь, а летом...
Ты читаешь глазами, а пишешь...
В России говорят по-русски, а в Англии...
Из шерсти вяжут, а из ткани...
Балерина танцует, а пианист ...
В Польше говорят по-польски, а в Германии...
Дрова пилят, а гвозди...
Певец поёт, а строитель...
Композитор сочиняет музыку, а музыкант...
Подведение итогов занятия.
На протяжении всего занятия учащиеся «цепочкой» работаю у компьютеров, осваивая эффективные приёмы развития памяти. После каждого гейма подводить итоги.