Цель: Научить принципу перевода натуральных десятичных чисел в двоичную систему счисления. Показать различные формы записи процесса перевода. Сформировать и закрепить навыки перевода натуральных чисел из десятичной в двоичную систему счисления. Показать способы проверки правильности результатов перевода, формировать навыки самоконтроля.
Ход урока:
1. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.
Здравствуйте ребята. Как всегда, мы начнем сегодня урок с повторения. И первый вопрос, который я сегодня задам: «Кто не справился с домашним заданием?»
Если справились все, то вызвать любого учащегося к доске для выполнения одного из заданий, заданных на дом. Решение задания, выставление оценки.
Молодец! А теперь переходим к традиционному диктанту.
Если кто-то не справился, то вызывается к доске именно этот учащийся, который с помощью класса или/и учителя выполняет задание, вызвавшее затруднения. В этом случае оценку лучше не ставить.
Теперь все неясности разрешены… И мы переходим к традиционному диктанту.
Диктант содержит 5 вопросов, на которые даются короткие ответы, на запись ответа дается от 5 до 10 секунд. Ребятам раздаются небольшие листочки (10х10 см).
Ребята запишите свою фамилию и класс, проставьте у левого края листочка в столбик через строчку цифры: 1, 2, 3, 4, 5. Для ответа на каждый вопрос Вам дается не более 10 секунд.
Проводится диктант (в круглых скобках цветом выделен правильный ответ, он не диктуется ☺):
Все готовы?... Начинаем диктант.
- 500 в Римской системе счисления. (D)
- Система счисления, в которой значение цифры зависит от ее положения в числе называется… (позиционной)
- Записать в развернутом виде число 10110 (= 1•100+0•101+ 1•102 *)
- Записать в развернутом виде число 1012 (= 1•20+0•21+ 1•22)
- Может ли существовать в восьмеричной системе счисления число 178? (нет)
Сдаем листочки с ответами на вопросы диктанта и слушаем правильные ответы.
Собрать все работы, и после этого озвучит правильные ответы на все вопросы диктанта, желательно привлечь к этой работе весь класс и дать возможность ребятам самостоятельно озвучить правильные ответы, прокомментировать те вопросы, на которые ребята не смогли дать правильные ответы самостоятельно. Работы проверяются после урока и оцениваются.
2. Новый материал
Сегодня мы продолжим изучение темы: «Системы счисления» …
Запуск презентации (Приложение 1)
… и научимся переводить натуральные десятичные числа в двоичную систему счисления. Принцип перевода основан на делении десятичного числа и частных от деления нацело на 2 до 1 и выбирании остатков от деления. Запись остатков в обратной последовательности формирует двоичное число, т.е. последняя 1, последнее частное, пишется первым (крайним слева), вторая цифра двоичного числа – это остаток от последнего деления, и т.д. крайняя справа цифра – это остаток первого деления. И хотя при описании принципа, он кажется очень сложным, сама процедура перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления очень проста.
Далее идут комментарии слайдов презентации.
Построим таблицу: первый столбец предназначен для записи числа и частных от деления, во втором столбце записывается делитель (2), в третьем остатки от деления нацело. Двоичное число записываем, начиная с нижней единицы.
При делении встолбик выделяем остатки от каждого деления, и выписываем двоичное число , начиная с последнего частного – 1, заканчивая остатком от первого деления.
И более компактная форма записи. Записываем число, справа от него проводим вертикальную черту, над чертой указываем делитель – 2. Под числом слева от черты выписываем частное от деления нацело на 2, напротив числа справа от черты выписываем остаток от деления. Как только частное от деления станет равным 1, процедуру деления завершаем и напротив 1 справа о черты выписываем также 1. Двоичное число записываем снизу вверх. Самая нижняя единица стоит первой в двоичном числе.
Показ презентации останавливается.
Всем ли понятна процедура перевода натуральных десятичных чисел в двоичную систему счисления?
Если процедура перевода понятна всем, то вызывать одного – двух наиболее слабых учащихся и предложить им перевести число (до 254) из десятичной в двоичную систему счисления, используя любую понравившуюся форму записи. Результат оценить.
Если кто-то из учащихся не понял, то к доске выходит именно он, выполняет задание по переводу с помощью учителя, выявляя неясные моменты. В случае успешного выполнения задания , этот результат также может быть оценен. Чаще всего трудности возникают при самом делении нацело на 2, и большинство ошибок связано именно с неправильностью деления.
Ребята, как видите, ничего сложного в переводе из десятичной системы в двоичную систему счисления нет. Нужно просто аккуратно и внимательно делить на 2 и не забывать выписывать остатки в обратном порядке.
А теперь, попробуем сделать перевод самостоятельно.
Раздаются бланки заданий/ответов (Приложение 2 **) и чистые листы (тетрадные или формата А4), на которых учащиеся должны выполнить вычисления. И бланки, и чистые листы подписываются.
Каждый из Вас получил по два листа, которые необходимо подписать. На маленьком листочке у Вас написано по пять десятичных чисел, которые необходимо перевести в двоичную систему счисления, и оставлено место для записи ответа. На большом листе необходимо указать не только свою фамилию, но и класс и номер варианта, соответствующий номеру варианта на маленьком листочке. На большом листе Вы выполняете расчеты по переводу пяти десятичных чисел Вашего задания в двоичную систему счисления и пишите ответы. Ответы необходимо продублировать в маленькие листочки (в столбец ответов бланка заданий). На самостоятельную работу отводится 10 минут. Если всем все понятно можете приступать к работе.
На самостоятельную работу отводится от 8 до 12 минут. По окончании работы собираются большие листы с расчетами и ответами, а бланки заданий с ответами остаются у учащихся. После урока самостоятельная работа проверяется и оценивается.
Сдаем большие листы с выполненной самостоятельной работой и переходим ко второй части нашего урока, которая посвящена способам проверки правильности перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную. Первый, самый простой способ потребует от нас наличия персонального компьютера и программы «Калькулятор».
Снова запускаем презентацию и комментируем ее слайды.
Запускаем программу Калькулятор, выполнив команду: «Пуск → Все программы → Стандартные → Калькулятор». Выполнив команду: «Вид →Инженерный», - переводим калькулятор в инженерный вид. Убеждаемся, что переключатель стоит в позиции Dec и записываем десятичное число. Переводим переключатель в положение Bin и смотрим результат - как выглядит число в двоичной системе счисления.
Заканчиваем показ презентации. Учащимся предлагается пройти за компьютеры и проверить результаты своей самостоятельной работы, отраженные в бланке заданий/ответов. Возле каждого компьютера лежат памятки (Приложение 3), приготовленные заранее и содержащие подробную информацию о переводе чисел из десятичной в двоичную систему счисления с помощью программы Калькулятор.
А теперь, ребята, пройдите за компьютеры и проверьте результаты своей самостоятельной работы. У каждого компьютера на столе лежит памятка, которая подскажет Вам порядок действий в программе Калькулятор. На выполнение этого задания Вам отводится 6 – 8 минут. Можете приступать.
Пока ребята выполняют задание (оно не оценивается), учитель проходит по классу, наблюдая за его выполнением и помогая тем, кто нуждается в помощи. По истечении отведенного времени или когда большинство учащихся справится с заданием, ребятам предлагается закрыть все программы и правильно выключить компьютер.
Закрываем программу Калькулятор и выключаем компьютер, используя кнопку «Пуск» Рабочего стола. Возвращаемся за учебные столы и продолжаем урок.
Когда все вернутся за учебные столы.
Я надеюсь, что все справились с заданием и получат хорошие и отличные оценки за самостоятельную работу. А сейчас, может быть, Вы догадаетесь, как проверить правильно ли Вы перевели число из десятичной в двоичную систему счисления без использования компьютера или калькулятора?
Наверняка кто-то из учащихся догадается, что способ проверки основан на записи числа в развернутом виде. Если нет, то пояснения дает учитель.
(Совершенно верно!) Способ основан на развернутой записи числа. Возьмем число 45, которое использовалось в качестве примера в презентации. Мы перевели его в двоичную систему и получили число 1011012. Запишем число в развернутом виде:
1011012 = 1•20 + 0•21 + 1•22 + 1•23 + 0•24 + 1•25 = 1 + 0 + 4 + 8 + 0 + 32 =4510
После объяснения предложить кому-либо из учащихся выполнить задание по переводу из десятичной системы счисления в двоичную и обратно у доски.
Есть ли желающие выполнить задание у доски?
Если желающих не появится - вызвать любого ученика и за правильно выполненное задание (на пример: перевод 99910 в двоичную систему и обратно в десятичную) поставит оценку в журнал.
А теперь, дорогие ребята, посмотрим, какие задачи по теме нашего урока сегодня могут Вам встретиться на ЕГЭ по информатике:
«Задача 1.
Определите количество единиц в двоичной записи числа 13210?» Есть ли желающие решить задачу?
Позволить учащимся решить задачу самостоятельно. Перевести в двоичную систему и подсчитать количество единиц в двоичном числе. Ответ: 2 единицы. Обратить внимание на то, что в бланке ответов ЕГЭ запишется только число «2», а не двоичная запись числа 13210 . Оценить правильно выполненное задание. Предложить другую задачу.
«Задача 2.
Определить количество значащих нулей в двоичной записи числа 12610.» Есть ли желающие решить эту задачу?
При решении задачи пояснить, как определить количество значащих нулей, показать их расположение в числе.
Здесь нужно хорошо понимать, что нули, записанные левее крайней слева единицы, незначащие, а все нули правее крайней слева единицы – значащие.
Далее ребята решают задачу самостоятельно (один из них у доски), переводят 12610 в двоичную систему и определяют количество нулей, расположенных правее крайней слева единицы. Ответ: 1.
3. Домашнее задание.
Сейчас я прошу Вас открыть дневники и записать домашнее задание: § 2.7.2 до стр. 95, перевести 10 трехзначных десятичных натуральных числа в двоичную систему с проведением проверки, повторить § 2.7.1.[1]
(Если в конце урока остается время, то предложить учащимся самостоятельно в индивидуальном темпе прорешать задачи аналогичные примерам из ЕГЭ со своими произвольно взятыми числами, а у доски продолжить решение примеров со слабыми и отстающими учениками.)
Когда прозвенел звонок.
На сегодня урок закончен. Всем спасибо.
Источники:
- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10–11 классов - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Справочная система программы «Калькулятор», Microsoft Office PowerPoint и Microsoft Office Excel OS Microsoft Windows.
Приложение 1 – презентация к уроку.
Приложение 2 – бланки заданий для самостоятельной работы с ответами для проверки учителем.
Приложение 3 – раздаточный материал.
_____________________________
* Сценарий рассчитан на проведение урока в 9-ом или 10-ом классе, для проведения уроков в 6–8 классах нужно заменить «= 1•100+0•101+ 1•102» на «= 1+0•10+ 1•10•10», «= 1•20+0•21+ 1•22» на «= 1+0•2+ 1•2•2» и т.д. по тексту, где это необходимо.
** В файле Microsoft Office Excel Приложение 2 имеется два листа. Первый лист бланк заданий-ответов для учащихся, второй ответы для облегчения проверки самостоятельных работ, для учителя. Листы увязаны между собой, при изменении чисел на листе бланк заданий-ответов изменятся значения в листе ответы!