Тип: Урок-обобщение с использованием игровой технологии.
Вид: Урок-соревнование.
Оборудование: Современная компьютерная техника: компьютер, проектор, экран; раздаточный материал, таблица результатов конкурсов для жюри, плакаты с заданиями, грамоты.
Методы обучения: Проблемно-поисковый, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Цели урока:
- привитие интереса к предмету;
- развитие у учащихся творческих способностей, логического мышления;
- формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
- развитие умений и навыков применения современных информационных технологий.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде;
- Учебная – повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
- Развивающая – развитие у учащихся информационной любознательности, памяти, внимательности, умения излагать мысли, моделировать ситуацию.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент (5 мин).
- Постановка темы и цели урока (2 мин).
- Приветствие команд (10 мин).
- Путешествие в страну «Информатика» (50 мин).
- Итоги занятия (3 мин).
- Выступление жюри и обсуждение результатов (10 мин).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем наше путешествие по этапам маршрута в страну «Информатика», приглашаем всех отправиться вместе с нами в занимательный поход.
Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку и сообразительность.
Тем, кто учит информатику,
Тем, кто будет учить информатике,
Тем, кто любит информатику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить информатику,
Посвящается наше путешествие.
В путешествии участвуют две команды. На каждом этапе путешествия команды зарабатывают определенное количество баллов, которые в итоге суммируются, и по результатам всех конкурсов объявляется команда-победитель.
У нас на занятии присутствует жюри, которое будет оценивать конкурсы и определит победителя.
II. Постановка темы и цели урока
Тема сегодняшнего урока-соревнования звучит следующим образом: «Путешествие в страну «Информатика»».
Исходя из темы, вытекает цель занятия – закрепление вопросов основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях, воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, развитие умений и навыков применения современных информационных технологий.
III. Приветствие команд
Ведущий:
Заправили в планшеты
Вопросы и ответы,
И капитаны строят
Свои команды в ряд,
Чтоб весело смеяться,
Умом чтоб потягаться,
Сегодня мы встречаем
В нашей игре ребят.
В приветствие команд входит название команды, девиз, представление капитана.
IV. Путешествие в страну «Информатика»
Объявляется 5-ти минутная проверка готовности к этапам путешествия (разминка).
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Перечень вопросов:
- Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации?
Ответ: Процессор. - Устройство ввода информации, часто применяемое в компьютерных играх?
Ответ: Джойстик. - Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК?
Ответ: Клавиатура. - Сколько бит в одном байте?
Ответ: 8. - Что больше – 1 Мбайт или 1 Кбайт?
Ответ: 1 Мбайт. - Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению?
Ответ: Вирус.
Итак, команды к путешествию готовы!
1 этап. «Девиз»
Каждой команде даны карточки, при помощи которых нужно расшифровать девиз, под которым пройдут наши соревнования (см. приложение 1). В этом конкурсе участвуют по 4 человека от команды.
Девиз: В информатику тропинку одолеем без запинки!
Одновременно оставшиеся члены команды участвуют в «Конкурсе мудрецов»
Ведущий: Командам, предлагается разгадать ребусы. Ребус – слово-загадка, которое состоит из рисунков, цифр и букв. Решить ребус - значит прочесть слово. За каждый правильно разгаданный ребус команда получает по 2 балла (см. Приложение 4).
2 этап. «Лишний термин»
В каждой из приведенных групп терминов один термин является лишним. Найдите его. Каждая строчка оценивается в 1 балл.
- Бейсик, французский, Си, Паскаль, Делфи;
- Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки;
- Вирус, синус, косинус, тангенс;
- Клетчатый, красный, зеленый, синий;
- «Файл», «Правка», «Закраска», «Сервис», «Вид»;
- Счеты, компьютер, калькулятор, телефон;
- Сантиметр, килобайт, бит, мегабайт.
- Access, Excel, Word, Паскаль;
- Сканер, клавиатура, джойстик, мышь, курсор;
- Альфа, мягкий знак, омега, гамма, пи.
3 этап. «Изобрази рисунок»
Для участия требуется один член команды. Все остальные члены команды продолжают участие в нашем путешествии. Рисунок должен содержать основные геометрические фигуры: овал, квадрат, линия, треугольник.
4 этап. «Опознай пословицу»
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
(Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)
- Компьютер памятью не испортишь.
(Кашу маслом не испортишь.) - По ноутбуку встречают, по уму провожают.
(По одёжке встречают, по уму провожают.) - Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
(Дарёному коню в зубы не смотрят.) - Мал микропроцессор, да дорог.
(Мал золотник, да дорог.) - Бит байт бережёт.
(Копейка рубль бережёт.) - Семь раз подумай, один раз удали.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь.) - Информатике учиться всегда пригодится.
(Грамоте учиться – всегда пригодится.)
5 этап. «Отгадай загадку»
Командам по очереди загадываются загадки, которые они должны отгадать (см. Приложение 2). За правильный ответ команда получает 1 балл.
6 этап. «Конкурс капитанов»
Из данных букв составить слово, связанное с информатикой.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Ф М И Ц Н О Я Р А И
- Р М О Т К Ь Ю П Е
- К Д С И В О Д О
- Ч И С Е Р И В Н Т
Ответы: 1) информация, 2) компьютер; 3) дисковод; 4) винчестер
7 этап. «В одной связке»
Даны две колонки, в них находятся части словосочетаний, относящихся к информатике, или к устройству и работе компьютера. Необходимо назвать эти словосочетания (см. приложение 3). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
V. Итоги занятия.
Пока жюри подводит итоги, хочется отметить, что в процессе нашего путешествия в страну «Информатика» все участники показали свою информационную культуру, внимательность. Вы повторили и закрепили вопросы основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях. А также получили частичку положительного эмоционального настроя, а значит время занятия потрачено не зря.
VI. Выступление жюри и обсуждение результатов.
Просьба выступить членам жюри. Они объявляют результаты соревнования и команду-победителя. Выделяются самые активные участники. Командам вручаются грамоты. Выставляются оценки.