Урок-соревнование на тему "Путешествие в страну "Информатика"

Разделы: Информатика


Тип: Урок-обобщение с использованием игровой технологии.

Вид: Урок-соревнование.

Оборудование: Современная компьютерная техника: компьютер, проектор, экран; раздаточный материал, таблица результатов конкурсов для жюри, плакаты с заданиями, грамоты.

Методы обучения: Проблемно-поисковый, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Цели урока: 

  • привитие интереса к предмету;
  • развитие у учащихся творческих способностей, логического мышления;
  • формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  • развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
  • развитие умений и навыков применения современных информационных технологий.

Задачи урока: 

  • Воспитательная развитие познавательного интереса, воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде;
  • Учебная повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
  • Развивающая – развитие у учащихся информационной любознательности, памяти, внимательности, умения излагать мысли, моделировать ситуацию.

ПЛАН УРОКА 

  • Организационный момент (5 мин).
  • Постановка темы и цели урока (2 мин).
  • Приветствие команд (10 мин).
  • Путешествие в страну «Информатика» (50 мин).
  • Итоги занятия (3 мин).
  • Выступление жюри и обсуждение результатов (10 мин).

ХОД УРОКА 

I. Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем наше путешествие по этапам маршрута в страну «Информатика», приглашаем всех отправиться вместе с нами в занимательный поход.

Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку и сообразительность.

Тем, кто учит информатику,
Тем, кто будет учить информатике,
Тем, кто любит информатику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить информатику,
Посвящается наше путешествие.

В путешествии участвуют две команды. На каждом этапе путешествия команды зарабатывают определенное количество баллов, которые в итоге суммируются, и по результатам всех конкурсов объявляется команда-победитель.

У нас на занятии присутствует жюри, которое будет оценивать конкурсы и определит победителя.

II. Постановка темы и цели урока

Тема сегодняшнего урока-соревнования звучит следующим образом: «Путешествие в страну «Информатика»».

Исходя из темы, вытекает цель занятия – закрепление вопросов основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях, воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, развитие умений и навыков применения современных информационных технологий.

III. Приветствие команд

Ведущий:

Заправили в планшеты
Вопросы и ответы,
И капитаны строят
Свои команды в ряд,
Чтоб весело смеяться,
Умом чтоб потягаться,
Сегодня мы встречаем
В нашей игре ребят. 

В приветствие команд входит название команды, девиз, представление капитана.

IV. Путешествие в страну «Информатика»

Объявляется 5-ти минутная проверка готовности к этапам путешествия (разминка).

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Перечень вопросов:

  1. Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации?
    Ответ: Процессор.
  2. Устройство ввода информации, часто применяемое в компьютерных играх?
    Ответ: Джойстик.
  3. Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК?
    Ответ: Клавиатура.
  4. Сколько бит в одном байте?
    Ответ: 8.
  5. Что больше – 1 Мбайт или 1 Кбайт?
    Ответ: 1 Мбайт.
  6. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению?
    Ответ: Вирус.

Итак, команды к путешествию готовы!

1 этап. «Девиз»

Каждой команде даны карточки, при помощи которых нужно расшифровать девиз, под которым пройдут наши соревнования (см. приложение 1). В этом конкурсе участвуют по 4 человека от команды.

Девиз: В информатику тропинку одолеем без запинки!

Одновременно оставшиеся члены команды участвуют в «Конкурсе мудрецов»

Ведущий: Командам, предлагается разгадать ребусы. Ребус – слово-загадка, которое состоит из рисунков, цифр и букв. Решить ребус - значит прочесть слово. За каждый правильно разгаданный ребус команда получает по 2 балла (см. Приложение 4).

2 этап. «Лишний термин»

В каждой из приведенных групп терминов один термин является лишним. Найдите его. Каждая строчка оценивается в 1 балл.

  1. Бейсик, французский, Си, Паскаль, Делфи;
  2. Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки;
  3. Вирус, синус, косинус, тангенс;
  4. Клетчатый, красный, зеленый, синий;
  5. «Файл», «Правка», «Закраска», «Сервис», «Вид»;
  6. Счеты, компьютер, калькулятор, телефон;
  7. Сантиметр, килобайт, бит, мегабайт.
  8. Access, Excel, Word, Паскаль;
  9. Сканер, клавиатура, джойстик, мышь, курсор;
  10. Альфа, мягкий знак, омега, гамма, пи.

3 этап. «Изобрази рисунок»

Для участия требуется один член команды. Все остальные члены команды продолжают участие в нашем путешествии. Рисунок должен содержать основные геометрические фигуры: овал, квадрат, линия, треугольник.

4 этап. «Опознай пословицу»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
(Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)

  1. Компьютер памятью не испортишь.
    (Кашу маслом не испортишь.)
  2. По ноутбуку встречают, по уму провожают.
    (По одёжке встречают, по уму провожают.)
  3. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
    (Дарёному коню в зубы не смотрят.)
  4. Мал микропроцессор, да дорог.
    (Мал золотник, да дорог.)
  5. Бит байт бережёт.
    (Копейка рубль бережёт.)
  6. Семь раз подумай, один раз удали.
    (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
  7. Информатике учиться всегда пригодится.
    (Грамоте учиться – всегда пригодится.)

5 этап. «Отгадай загадку»

Командам по очереди загадываются загадки, которые они должны отгадать (см. Приложение 2). За правильный ответ команда получает 1 балл.

6 этап. «Конкурс капитанов»

Из данных букв составить слово, связанное с информатикой.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Ф М И Ц Н О Я Р А И
  2. Р М О Т К Ь Ю П Е
  3. К Д С И В О Д О
  4. Ч И С Е Р И В Н Т

Ответы: 1) информация, 2) компьютер; 3) дисковод; 4) винчестер

7 этап. «В одной связке»

Даны две колонки, в них находятся части словосочетаний, относящихся к информатике, или к устройству и работе компьютера. Необходимо назвать эти словосочетания (см. приложение 3). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

V. Итоги занятия.

Пока жюри подводит итоги, хочется отметить, что в процессе нашего путешествия в страну «Информатика» все участники показали свою информационную культуру, внимательность. Вы повторили и закрепили вопросы основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях. А также получили частичку положительного эмоционального настроя, а значит время занятия потрачено не зря.

VI. Выступление жюри и обсуждение результатов. 

Просьба выступить членам жюри. Они объявляют результаты соревнования и команду-победителя. Выделяются самые активные участники. Командам вручаются грамоты. Выставляются оценки.