Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой, а именно, всестороннее развитие личности учащихся, формирование, закрепление, углубление знаний. Интегрированное обучение влияет на развитие творческого мышления учащихся, оно способствует систематизации, активизации учебно-познавательной деятельности.
Межпредметные связи побуждают учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями–предметниками. Это способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива в решении единых задач обучения. Систематические межпредметные связи способствуют решению и сугубо учебных задач закрепления предметных знаний и умений учащихся в процессе их постоянного применения в обучении.
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества знаний, развитию творческих потенциалов учащихся. Интеграция не только средство достижения общих целей обучения, всестороннего развития личности школьника, но и один из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач, определения общепредметных систем знаний, умений.
Интеграции предметов предполагает выполнении трех условий:
- объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях. Соблюдение всех трех условий допускает возможность интеграции предметов.
Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими объектами – общество, человек – и методами их изучения. Изучение литературы в единстве с лингвистическим развитием учащихся. Взаимосвязи литературы и истории раскрывают социально-историческую обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют образной характеристике исторических этапов в развитии общества. У истории и литературы общий объект изучения – общество и человек. Сходен и логический анализ фактов в сочетании с их эстетической оценкой. Литература вступает в тесный контакт с предметами эстетического цикла Изучение русского языка связано со всеми остальными предметами. Специфика этих связей состоит в том, что они разнокачественны и могут быть схематично выражены в таких группах:
- русский язык и иностранный
- русский язык и литература
- русский язык – история, география, биология, математика, химия, физика
- русский язык – музыка, рисование, физкультура, труд.
Содержательная сторона этих групп связей различна. В первом случае связи носят сопоставительный или генетический характер; во втором язык выступает как «первоэлемент» для изучения литературы; в третьем связи выражаются в использовании материала того или иного предмета для развития речи, для раскрытия общности естественного языка и языка науки: обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки, специфику словоупотребления в спорте, в трудовых процессах.
По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала:
- понятийно-терминологический;
- коммуникативно-речевой;
- учебно-дидактический.
Понятийно-терминологический межпредметный материал имеет место, во-первых, между предметами с относительно полным совпадением объекта изучения, во –вторых, между предметами с частичным совпадением объекта изучения.
В первом случае общее содержание контактирующих предметов держится на одинаковых понятиях, например: звук, слово, морфема, часть речи, словосочетание, предложение, буква, текст, стиль и т.д., во-втором случае – на смежных понятиях. Например:
- в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитезе, олицетворение, троп, символ, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;
- в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;
- в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;
- в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон, речитатив, тембр;
- в русском языке: звуки речи, функция языка, речь, а в анатомии: речевой аппарат, высшая нервная деятельность мозга, мышление.
Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Сами школьники без специального обучения обычно не используют на уроках русского языка межпредметный материал из других школьных предметов. Необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках русского языка одинаковых иди смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.
На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Выбор способов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого материала и особенностей формируемых умений, в-третьих, от специфики контактирующих учебных дисциплин (изучающих язык или его отдельные стороны или не изучающих его).
Наиболее распространенной является интеграция русского языка с литературой, с биологией, изобразительным искусством, музыкой. А также эти связи могут переплетаться еще теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому «проникновению учащихся в слово», помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой.
В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
- цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся и т.п.);
- подбор объектов т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока;
- определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации;
- создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний;
- переработка содержания (разрушение старых форм, создания новых связей между отдельными элементами системы).
Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении.
Таким образом, главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Таким образом, практические предпосылки решения проблемы межпредметных связей в работе учителей заключены в следующем:
- изучение учителями теоретических вопросов проблемы и практического опыта в условиях организационной работы педагогического коллектива школы;
- осознание учителями многоплановых функций межпредметных связей в обучении и формировании личности школьника;
- овладение учителями методическими приемами реализации межпредметных связей в системе уроков и во внеклассной работе по предмету в индивидуальных, групповых и коллективных формах организации педагогического процесса;
- овладение учителями элементарными методами исследования эффективности обучения на основе межпредметных связей, приемами фиксации показателей, например, познавательного интереса и умений школьников;
- координация работы учителей, педагогического коллектива в целом и внутри гуманитарного и естественнонаучного циклов предметов с учетом специфики мировоззренческих проблем.
Работа по реализации межпредметных связей может быть эффективной в том случае, если ею будут заняты все члены педагогического коллектива.