Урок математики в 1-м классе по программе "Школа 2100". Тема: "Десяток"

Разделы: Начальная школа


Тема: Число 10. Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.

Цели и задачи:

  • Ввести число 10.
  • Рассмотреть состав числа 10.
  • Учить считать в пределах 10.
  • Закрепить умения решать задачи и уравнения.
  • Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.
  • Воспитывать гуманное отношение друг к другу, умению выслушивать мнения каждого.

План урока:

Тематические блоки и части урока.

Время

1 Введение в урок 2 мин.
2 Устный счёт 1,5 мин.
3 Постановка учебной задачи 4 мин.
4 Работа по составу числа 10. 10 мин.
5 Физ. паузы 2 мин.
6 Повторение 4 мин.
7 Закрепление 10 мин.
8 Итог урока 1,5 мин.

Технические средства обучения: магнитофон

Дидактические материалы:

  • Иллюстрации « Весна» « Медведь»
  • карточки с цифрами
  • карточки с опорными словами
  • карточки с примерами
  • картинки бабочек, цветов
  • таблицы с уравнениями

Методическая литература:

  1. С.В.Кульневич Нетрадиционные уроки в начальной школе издательство «Учитель».
  2. Тесты,  «Дрофа», Москва, 2004 г.
  3. Л.Ф.Тихомирова Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения.
  4. М.А.Бантова Методическое пособие к учебнику МАТЕМАТИКА 1 класс, «Просвещение», Москва, 2002 г.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

(По классу развешаны карточки с цифрами 5, 7, 9, 3, 6)

– Найди глазами число.
– Давайте настроимся на работу, а вначале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть вас, ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость и удачу!
– Нас ждёт математика – волшебная страна. Сегодня объявляется праздник числа.

II. Работа в тетради

– Сядьте удобно, откройте тетради и напишите число, классная работа.

(Под симфоническую музыку дети пишут и слушают учителя)

– Сегодня 23 марта. Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и приносит с собой что-то новое. К нам на урок Весна тоже принесёт много нового. (Вывесить на доску иллюстрацию с изображением девочки в костюме весны)

III. Работа по числовому отрезку. Устный счёт

– Что это?
– Как обозначаются точки на числовом отрезке?
– Какое число следует за числом пять?
– Какое число стоит левее трёх, правее восьми.
– Какое число предшествует числу семь.
– На сколько пять больше трёх, восемь больше четырёх,три меньше шести, два меньше пяти.
– Назовите соседей числа шесть, три.
– Сколько шагов надо сделать, чтобы получить следующее за числом девять.
– Я обозначу этот шаг – 10.
– Как я обозначила этот шаг? Что заметили? Я использовала две цифры и получила число десять.

IV. Постановка учебной задачи

– Как мы назовём число, в записи которого используется два знака? (На доске появляется табличка со словом «ДВУЗНАЧНОЕ»)
– Где ещё мы встретили двузначное число? (Дата)

V. Физминутка для пальчиков

– Хотите научиться писать это число?
– Из каких цифр оно состоит?
– Сколько клеточек потребуется?
– Подготовим пальчики для письма.

«Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок.
Ну а вместе – кулачок!»

VI. Запись в тетради. Показ учителем на доске

«Круглый ноль такой хорошенький,
но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим.
Он побольше станет весить
Потому, что это десять»

VII. Актуализация темы

– Чего бывает десять?
– Число десять с давних времён использовалось, как укрупненная единица счёта. С этим связано и обозначение десятка – один десяток, ноль единиц.
– Каким числом тогда обозначим два десятка, три десятка …..
– Кто может посчитать десятками?
– Числа, в записи которых есть ноль называются – круглыми. (На доску вывешивается табличка со словом « КРУГЛОЕ».)

VIII. Состав числа

– У какого числа сегодня праздник?
– Обозначается это число цифрой десять. (На доску вывешивается крупные цифры один и ноль)
– Весна украсила число десять своими первыми цветами (На цифру один и ноль поровну разместить цветы по пять)
– Как размещены цветы на цифрах?
– Как назовём число, если у него одинаковые части? (На доску вывешивается табличка со словом «ЧЕТНОЕ»)
– Запишем выражением состав числа десять.
– Как ещё можно украсить цифры и какие выражения можно записать?

IX. Музыкальная физминутка

X. Повторение

– Весна спрашивает, а не забыли ли вы состав других чисел?
– Поработаем по группам. Заполнить домики чисел 6, 7, 5. (Дети работают в группах. По мере выполнения задания каждая группа вывешивает свой домик на доску для самопроверки. Выясняется все ли согласны с результатами.)
– Есть ещё одно задание от весны: По классу рвзвешаны выражения. Найти и поместить на доску те выражения, результатом которых являются числа 8, 9, 10.

4 + 4                 5 + 4                   5 + 5
6 + 2                 3 + 6                   6 + 4
7 + 1                 7 + 2                   7 + 3
5 + 3                 1 + 8                   2 + 8    

(Дети свободно перемещаются по классу, находят таблички и размещают их на доску под нужными цифрами в три столбика, затем следует проверить все ли согласны)

XI. Закрепление

– Оживает природа с приходом весны. И к нам на урок прилетели бабочки.
– По каким признакам их можно разбить на группы? (По цвету, по размеру)
– По какому признаку разбить не можем? (По форме)
– Запишем выражения.

XII. Решение уравнений

– Весна разбудила многих зверей в лесу. Первого медведя. Он пришёл к нам на урок. С чем это он пожаловал?

х – 4 = 6            3 + х = 10

– Поможем ему проснуться окончательно – решим уравнения.
– С чего начнём? (Выясним, чем является икс)
– Как найти? (Самостоятельное решение, проверка в парах по вариантам)

XIII. Гимнастика для глаз

XIV. Работа над задачей

– Весна приходит даже в самые дальние страны. Побывает она и на северном полюсе. Там ей предстоит растопить 10 огромных льдин. Три льдины она уже растопила. Сколько льдин ещё осталось растопить?
– Что вы услышали?
– Моделируем условие. Ставим вопрос.
– Рассуждаем, как будем решать? (Неизвестная величина является частью)
– Запишем решение. Ответ.

XV. Итог урока

– У какого числа был праздник? Что вы узнали?
– Спасибо за урок!