Тема: Число 10. Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.
Цели и задачи:
- Ввести число 10.
- Рассмотреть состав числа 10.
- Учить считать в пределах 10.
- Закрепить умения решать задачи и уравнения.
- Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.
- Воспитывать гуманное отношение друг к другу, умению выслушивать мнения каждого.
План урока:
№ |
Тематические блоки и части урока. |
Время |
1 | Введение в урок | 2 мин. |
2 | Устный счёт | 1,5 мин. |
3 | Постановка учебной задачи | 4 мин. |
4 | Работа по составу числа 10. | 10 мин. |
5 | Физ. паузы | 2 мин. |
6 | Повторение | 4 мин. |
7 | Закрепление | 10 мин. |
8 | Итог урока | 1,5 мин. |
Технические средства обучения: магнитофон
Дидактические материалы:
- Иллюстрации « Весна» « Медведь»
- карточки с цифрами
- карточки с опорными словами
- карточки с примерами
- картинки бабочек, цветов
- таблицы с уравнениями
Методическая литература:
- С.В.Кульневич Нетрадиционные уроки в начальной школе издательство «Учитель».
- Тесты, «Дрофа», Москва, 2004 г.
- Л.Ф.Тихомирова Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения.
- М.А.Бантова Методическое пособие к учебнику МАТЕМАТИКА 1 класс, «Просвещение», Москва, 2002 г.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
(По классу развешаны карточки с цифрами 5, 7, 9, 3, 6)
– Найди глазами число.
– Давайте настроимся на работу, а вначале
улыбнёмся друг другу. Я рада видеть вас, ваши
лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день
принесёт вам радость и удачу!
– Нас ждёт математика – волшебная страна.
Сегодня объявляется праздник числа.
II. Работа в тетради
– Сядьте удобно, откройте тетради и напишите число, классная работа.
(Под симфоническую музыку дети пишут и слушают учителя)
– Сегодня 23 марта. Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и приносит с собой что-то новое. К нам на урок Весна тоже принесёт много нового. (Вывесить на доску иллюстрацию с изображением девочки в костюме весны)
III. Работа по числовому отрезку. Устный счёт
– Что это?
– Как обозначаются точки на числовом отрезке?
– Какое число следует за числом пять?
– Какое число стоит левее трёх, правее восьми.
– Какое число предшествует числу семь.
– На сколько пять больше трёх, восемь больше
четырёх,три меньше шести, два меньше пяти.
– Назовите соседей числа шесть, три.
– Сколько шагов надо сделать, чтобы получить
следующее за числом девять.
– Я обозначу этот шаг – 10.
– Как я обозначила этот шаг? Что заметили? Я
использовала две цифры и получила число десять.
IV. Постановка учебной задачи
– Как мы назовём число, в записи которого
используется два знака? (На доске появляется
табличка со словом «ДВУЗНАЧНОЕ»)
– Где ещё мы встретили двузначное число? (Дата)
V. Физминутка для пальчиков
– Хотите научиться писать это число?
– Из каких цифр оно состоит?
– Сколько клеточек потребуется?
– Подготовим пальчики для письма.
«Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок.
Ну а вместе – кулачок!»
VI. Запись в тетради. Показ учителем на доске
«Круглый ноль такой хорошенький,
но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим.
Он побольше станет весить
Потому, что это десять»
VII. Актуализация темы
– Чего бывает десять?
– Число десять с давних времён использовалось,
как укрупненная единица счёта. С этим связано и
обозначение десятка – один десяток, ноль единиц.
– Каким числом тогда обозначим два десятка, три
десятка …..
– Кто может посчитать десятками?
– Числа, в записи которых есть ноль называются –
круглыми. (На доску вывешивается табличка со
словом « КРУГЛОЕ».)
VIII. Состав числа
– У какого числа сегодня праздник?
– Обозначается это число цифрой десять. (На
доску вывешивается крупные цифры один и ноль)
– Весна украсила число десять своими первыми
цветами (На цифру один и ноль поровну
разместить цветы по пять)
– Как размещены цветы на цифрах?
– Как назовём число, если у него одинаковые
части? (На доску вывешивается табличка со
словом «ЧЕТНОЕ»)
– Запишем выражением состав числа десять.
– Как ещё можно украсить цифры и какие выражения
можно записать?
IX. Музыкальная физминутка
X. Повторение
– Весна спрашивает, а не забыли ли вы состав
других чисел?
– Поработаем по группам. Заполнить домики чисел
6, 7, 5. (Дети работают в группах. По мере
выполнения задания каждая группа вывешивает
свой домик на доску для самопроверки. Выясняется
все ли согласны с результатами.)
– Есть ещё одно задание от весны: По классу
рвзвешаны выражения. Найти и поместить на доску
те выражения, результатом которых являются числа
8, 9, 10.
4 + 4 5 + 4 5 + 5
6 + 2 3 + 6 6 + 4
7 + 1 7 + 2 7 + 3
5 + 3 1 + 8 2 + 8
(Дети свободно перемещаются по классу, находят таблички и размещают их на доску под нужными цифрами в три столбика, затем следует проверить все ли согласны)
XI. Закрепление
– Оживает природа с приходом весны. И к нам на
урок прилетели бабочки.
– По каким признакам их можно разбить на группы? (По
цвету, по размеру)
– По какому признаку разбить не можем? (По
форме)
– Запишем выражения.
XII. Решение уравнений
– Весна разбудила многих зверей в лесу. Первого медведя. Он пришёл к нам на урок. С чем это он пожаловал?
х – 4 = 6 3 + х = 10
– Поможем ему проснуться окончательно – решим
уравнения.
– С чего начнём? (Выясним, чем является икс)
– Как найти? (Самостоятельное решение,
проверка в парах по вариантам)
XIII. Гимнастика для глаз
XIV. Работа над задачей
– Весна приходит даже в самые дальние страны.
Побывает она и на северном полюсе. Там ей
предстоит растопить 10 огромных льдин. Три льдины
она уже растопила. Сколько льдин ещё осталось
растопить?
– Что вы услышали?
– Моделируем условие. Ставим вопрос.
– Рассуждаем, как будем решать? (Неизвестная
величина является частью)
– Запишем решение. Ответ.
XV. Итог урока
– У какого числа был праздник? Что вы узнали?
– Спасибо за урок!