Открытый урок по обучению грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: повторить и закрепить пройденный материал;
познакомить учащихся с новым для них звуком и буквой.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • повторить и закрепить пройденный материал;
    • познакомить с новым звуком и буквой;
    • продолжить обучение чтению;
    • обогатить знания учащихся новыми сведениями о жизни животных и прошлого их Родины.
  • Развивающие:  
    • развитие у учащихся речи, фонематического слуха, памяти, интереса к чтению;
    • развитие интереса к учебе в школе.
  • Воспитывающие:
    • воспитание коллективизма, любви к природе, патриотизма.

Оборудование урока: оформление доски, пеналы для составления схем, наглядность, ТСО.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

 – Сейчас, ребята, у нас будет урок обучения грамоте. На этом уроке мы будем  повторять и закреплять полученные знания про звуки и буквы и найдем себе новых друзей среди них. А делать это мы будем в городке под названием «Букваринск». Хотите в него попасть? Тогда, вперед!
Для того, чтобы ворота в городок открылись, надо спеть нашу веселую песенку про алфавит. Споем?

Звучит песенка «Веселая азбука» В. Волиной. Дети подпевают.

– Молодцы. Ворота открываются.

(Доска оформлена. Городок. Домики. Улицы.)

– Итак, мы в начале пути по нашему городку. Улиц много, жителей тоже. Чтобы начать путешествие, надо ответить на вопросы.
– Как называется то, что мы говорим и пишем? (Дети отвечают: «Речь!»)
– А из чего состоит наша речь? (Дети отвечают: «Из предложений!»)
– Итак, Мы на улице Предложений.

(Учитель снимает листок, закрывающий название улицы.)

– Эта улица очень большая, потому что живет на ней много предложений. Чтобы дальше двигаться по городу, вам надо составить предложение. А про кого, вы узнаете из загадки:

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (кот)

(Учитель показывает изображение этого животного.)

– Итак, составьте предложение про кота и кошку.

(Выслушиваются ответы детей, подмечаются удачные предложения.)

– Да, в этом городке тоже живут кошки. Скажите, а что отличает этих животных, кроме гладкой, теплой и пушистой шерсти? Иногда они кусаются и царапаются. Запомните это. Но я думаю, здешние кошки не будут этого делать. Они дружелюбные.
– За разговорами мы дошли до следующей улицы. Скажите, ребята, а из чего состоят предложения? (Дети отвечают: «Из слов!». Учитель снимает листок, закрывающий слово.)
– Посчитайте, сколько слов в моем предложении? Белый котик весело играет. (4 слова.) И слова-то разные. На какой вопрос отвечает слово «котик»? Играет? Белый? Весело? Правильно!
– А вы знаете, ребята, как называется самая большая и сильная кошка? (Лев)

(Учитель показывает изображение льва.)

– И называют этого льва Царем зверей. Запомните это.
– Хорошо, идем дальше. А из чего, ребята, состоят слова? (Дети отвечают: «Из слогов!». Снимается листочек, закрывающий слово.)
– Мы попали в переулок Слогов, но к нему примыкает очень важная улица. Ее название, я думаю, вы мне сейчас подскажете, если ответите на вопрос: из чего состоят слоги? (Дети отвечают: «Из звуков!»)
– Правильно. Мы на улице Звуков и Букв.

(Снимается защитный листочек.)

– Что вы знаете о звуках речи? Какие они бывают? А чем они различаются? (Дети отвечают.)
– А еще они дружат. Смотрите, и дома у них рядом! Они ходят друг к другу в гости. Давайте и мы к ним заглянем!
– А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? (Дети отвечают: «Буква!»)
– А в чем разница между звуком и буквой? (Дети отвечают.)
– Ой, я вижу в окошке букву. Какую? (Дети отвечают: «О»)
– А в гости к ней просится какая буква? (Дети отвечают: «Х»)
– Но гласная буква просит сначала рассказать согласную о своих звуках. (Дети рассказывают о звуках.)
– Согласная буква «идет» в гости к гласной. Дружат гласная с согласной, образуют вместе слог. Читаем «ХО». Аналогично, «Н» и «И».

III. Самостоятельная работа

Дети получают листочки, в которых напечатаны слоги. Задание: подчеркнуть те слоги, где согласный звук – мягкий. Взаимная проверка. Анализ. Взаимная проверка.

IV. Физминутка

V. Новая тема

– Итак, мы с проспекта Повторения пришли на улицу Новых знакомых. Наша цель – их сегодня здесь найти. Ой, у меня почтовый конверт! Кто-то прислал вам письмо. Надо прочитать.

Дорогие ребята!
Пока не все буквы с вами подружились. А я так хочу, чтобы вы побыстрее научились читать! Я – новая буква, которая обозначает новый для вас звук. Я приглашаю вас к себе в гости. Давайте дружить!

– Ну что, интересно, ребята? Кто же это нас пригласил? Давайте попробуем узнать, отгадав загадку:

На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

(Учитель показывает изображение цапли.)

– Составьте на партах схему этого слова и у доски. Произнесите первый звук [ц]. Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, бывает только твердым.)

(Убрали пеналы.)

– Итак, давайте знакомиться. Звук [ц]. Послушайте сказки. Назовите слова со звуком [ц].

(Звучат сказки В. Волиной «Занимательная азбука» и «Цыпленок Цып»)

– Хорошо, ребята, вы услышали и произнесли звук [ц]. А как нам его изобразить на письме? Существуют согласные буквы «Ц»: маленькая и большая.

(Учитель снимает листочек, который закрывает буквы на домике. Вывешивается на доске изображение печатных букв «Ц».)

– Итак, наши новые знакомые – это звук [ц] и буква «Ц». На что похожа буква «Ц»?

(Дети читают стихи про букву «Ц» у доски.)

Чтение слоговой таблицы (хором).

– Дополните слог «ЦА» до целого слова.

(Если дети не называют слово «царь», навести их вопросом: как в старину называли главу государства?)

– Кто такой царь? Он главный над всеми. Но царь есть не только у людей. Есть и у зверей. Это лев. А еще цари есть в Москве, в Кремле.

(Учитель  показывает изображение Москвы.)

– Что же это за цари? Это царь-пушка и царь-колокол. Они главные над всеми пушками и колоколами.

(Учитель показывает изображение царя-пушки и царя-колокола.)

Но у слова «царь» есть родственники. Кто придумает сам?

(Вывешивается табличка. Дети читают.)

Царица
Царевич
Царевна
Царство
Царский

– Что у них общего?

VI. Итог урока

– Ну вот, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по городку Букваринск. Понравилось? Что успели сделать? С какими новыми друзьями познакомились?

Букв немало мы узнали.
Добрались до буквы «Ц».
Занимались на уроке,
Подустали мы в конце.
Ожидание оценки!
Вы хотите ее знать?
Получите, дорогие
И оценка эта – пять!