Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Формы и методы работы при проверке безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели: Формировать умение находить и проверять безударную гласную в корне слова, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Развивать у учащихся навык грамотного письма.

Воспитывать бережное отношение к природе; расширять словарный запас. Соблюдать гигиенические навыки письма.

Оборудование: Картина с изображением леса; запись со звуками леса. Дидактические картинки: медведь, лиса, заяц, сова, снегирь. Елочки с шишками с безударными гласными (е, и, я, о, а). Красные круги-сигналы; карточки с текстом для индивидуального задания.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

У. Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над правописанием безударной гласной в корне слова. А еще поговорим о природе, о ее охране. И если мы произносим слово “природа”, то в первую очередь имеем в виду лес.

Звучат звуки леса. Открывается картина зимнего леса. Учитель тихим голосом читает.

– Лес – это наряд нашей Земли. Он по-своему красив в любое время года. Посмотрите на белоснежный кружевной наряд зимнего леса. Давайте мы шагнем в сказочный лес. С одной представительницей лесного дома мы встретимся уже сейчас. (Вывешиваются на доску елочки с гласными буквами-шишками).

2. Теоретическая подготовка.

У. Как называются эти деревья?

Д. Елки.

У.Назовите гласные буквы, которые растут на наших елочках.

Д. А, О, Е, И, Я.

У. Чем особенны эти гласные?

Д. Когда они стоят в слабой позиции, т.е., в безударном положении, их надо проверять.

У. Как же проверить безударную гласную в корне слова?

Дети повторяют правило.

3. Минутка чистописания.

Давайте свяжем эти буквы одной веревочкой и пропишем.

(Учитель делает показ на доске).

Индивидуальная работа по карточкам. Нескольким детям выполнить задание самостоятельно.

4. Орфографическая разминка.

Работа по вариантам. Сделать грамматический разбор предложений, вставить орфограммы. У доски работают дети.

Л..са укр..шают природу нашей стр..ны.
Д..ревья оч…щают воздух от пыли.

5. Словарная работа.

У. Лес – это дом для зверей и птиц. Познакомимся с его жильцами.

(Учитель загадывает загадки. На доску выставляются картинки – отгадки с изображением животных и птиц. Ученики под диктовку записывают слово в тетрадь, подбирают проверочное слово, выделяют корень).

Повторяются словарные слова.

1. Хитрая плутовка, рыжая головка
Пушистый хвост-краса, кто же это?

2. Он всю зиму спал, лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной….

3.И в лесу, заметьте дети, есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих мыши, прячутся, дрожа.

4.По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом – ушки торчком.

5.Пусть я птичка– невеличка, у меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода, прямо с севера сюда.
Каждый год я к вам лечу – зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой ярко– красный галстук мой.

6. Физминутка.

Чтоб все выполнить задания, чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Давайте дружно встанем, надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад, прогнулись и немножко потянулись.

7. Тема урока.

У. Дети, в лесу живет много разных зверей и птиц. Из-за неправильной деятельности человека многие животные гибнут, другие становятся редкими. Тогда их заносят в Красную книгу и охраняют. А почему книга имеет красный цвет?

Д. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех люде: “Растения и животные в беде! Помогите им!”

У. Давайте вспомним правила друзей природы.

Д. Нельзя вырубать леса, загрязнять воду, убивать зверей и птиц, мусорить в лесу…

У. Мы должны помнить, в лесу мы гости. А гости не должны обижать хозяев. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Сигнал опасности”.

(На доске вывешивается текст)

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи.
Дятел и сова живут на деревьях.
Мышки живут в корнях деревьев.
Лиса и заяц ищут корм на земле.

Красными кружками просигнальте опасные места (безударную гласную).

Какие еще орфограммы встретились?

Затем дети списывают текст и проверяют самостоятельно.

8. Работа по учебнику (устная).

9. Домашнее задание. Оценивание работы ребят.

10. Итог урока.

Над какой орфограммой сегодня работали на уроке?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

(Звучат звуки леса)

Ребята, я хочу закончить урок этими словами:

Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Пусть каждый из вас подумает над этими словами. А завтра поделится своими мыслями.

Спасибо за урок!