Урок естествознания во 2-м классе по системе Занкова

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Познакомить детей с новыми понятиями орнитология, ихтиология, энтомология.
  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся, умение работать в группах, коммуникативные способности, умение работать с книгой. Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии. Развивать психологические процессы – память, мышление, восприятие, внимание.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: плакаты кроссворда, иллюстрации птиц, насекомых, рыб, книги, карточки со словами «орнитология», «ихтиология», «энтомология», презентация о Байкале.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья, мы хороший, дружный класс все получится у нас!

II. Проверка домашнего задания

Но сначала проверим наши знания.

Тест

1. Органы обоняния – это …

1) ухо
2) нос
3) глаз
4) волосы

2. Органы вкуса – это …

1) ухо
2) нос
3) язык
4) глаза

3. Океанов всего …

1) два
2) три
3) четыре
4) пять

4. Материков всего …

1) два
2) шесть
3) четыре
4) восемь

Самопроверка: 2, 3, 3, 2

III. Работа над новым материалом

– Вы молодцы и вполне можете сегодня быть учеными. А мы продолжим знакомство с профессиями и будем сегодня БИОЛОГАМИ. А как вы думаете, чем занимается биолог? (Ответы детей) Вы все правы, но точно ответить нам поможет умная книга – толковый словарь [2].
Конечно биология это обширная область изучения, мы вот разгадаем кроссворд и узнаем, что будем изучать.

1. У нее глаза большие, хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (Сова)

2. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения
Его и песни и полет вошли в стихотворение
Хочет прямо полетит, хочет в воздухе висит.
Камнем падает с высот и в полях поет, поет. (Жаворонок)

3. Окраска сероватая, повадка – вороватая,
Крикунья хрипловатая – известная персона. Это … (ворона)

4. Спинка зеленоватая, животиком желтоватая,
Черненькая шапочка и полоска галстучка. (Синица)

5. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистый. Клё! Клё! Клё! Поет со свистом! (Клёст)

6. Он прилетает каждый год. Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет. (Скворец)

7. Весь день рыбак в воде стоял, мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов, поднялся ввысь и был таков. (Пеликан)

8. Прилетел к нам наконец, лучший наш певец,
Дни и ночи напролет он поет, поет, поет. (Соловей)

9. Сероспинный, красногрудый, в зимних рощах обитает,
Не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)

10. Северная птичка, птичка невеличка,
Шеей вертишь ты всегда, разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

11. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной,
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)\

Отлично, кроссворд готов, а какое интересное слово получилось? [3] ОРНИТОЛОГИЯ, Как вы думаете эта наука, что изучает? (Ответы детей)
Да, орнитология изучает птиц, а как же вы догадались? (Ответы детей) Но это еще не все, что нам предстоит изучать на уроке. Есть еще наука ЭНТОМОЛОГИЯ, а что она изучает вы узнаете, прочитав хрестоматию на странице 28 [4].

(Работа с учебником)

Вывод – ЭНТОМОЛОГИЯ изучает насекомых.
А есть еще такая наука ИХТИОЛОГИЯ, которая занимается изучением рыб.
Вот мы и будем в группах изучать птиц, рыб и насекомых. А что же нам поможет? (Ответы детей)
Конечно книги, ваше умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. Попробуем?

IV. Задания по группам

1 группа

В вашем тексте затаились птицы, надо их найти.

Восемь птиц

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

2 группа

Заполни кроссворд:

1. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик)
2. Летит, пищит, ножки длинные тащит, случай не упустит, сядет и укусит. (Комар)
3. Модница крылатая, платье полосатое. Ростом хоть и кроха, укусит, будет плохо. (Оса)
4. Домовитая хозяйка, полетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком, он поделится медком. (Пчела)
5. Голубой аэропланчик, сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
6. Над цветком порхает, пляшет.
Веерком узорным машет. (Бабочка)
7. Не птица, а летает, с хоботком, а не слон.
Никто не приучает, а на нос садится. (Муха)
8. Кто любит есть шерстяные вещи? (Моль)
9. Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь, запоет его смычок.
Музыканта звать … (сверчок).

3 группа

Из выбранных трафаретов (Приложение 1) найти синего кита, изобразить его и пользуясь книгами приготовить о нем сообщение. [5]

(Самостоятельная работа в группах. Отчеты групп. Подведение итогов)

– Вы сумели справиться с заданиями, а помогли вам книги и ваши знания и умения. Теперь отдохните и посмотрите фильм. (Приложение 2).

V. Домашнее задание

– Вы узнали? (Ответы детей) Вот об этом великом, чудесном озере мы поведем разговор на следующем уроке, подбирайте материал.
– Спасибо за урок.

Список используемой литературы:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса. – 3-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 176 с.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное – М. АЗЪ, 1996. – 928 с.
  3. Классные часы: 2 класс/ Авт. – сост. Т. Н. Максимова. М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (Учебный год).
  4. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2002. – 160с.
  5. Начальная школа № 5, 2002
  6. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о рыбах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 256 с.
  7. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 225 с.
  8. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 256 с.
  9. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.