Цели урока:
- ознакомить с разнообразием видового состава животных на Земле;
- формировать у учащихся общие представления о животном мире как о важном элементе научных взглядов и убеждений;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: научно познавательный фильм для начальных классов “Разнообразие животных”, таблица “Животные”, индивидуальные карточки “Какие бывают животные”, иллюстрации животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Стоит на берегу лес,
Густой, как стена.
Крикнешь – лес ответит.
- Эхо лесное спросить могу.
- Ау, ау, ау.
- Листья лесные, куда пропали?
- Опали.
- Птички, певички, давно ли галдели?
- Мы на юг улетели.
- Лягушки и жабы, куда подевались?
- Мы в ил закопались.
- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
- Линяем, линяем.
- Так что же твориться в лесу?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о
растениях, животных)
Какие растения вы знаете?
Чем они различаются?
Что общего у разных растений?
На полянке девчонки в белых рубашках, в зеленых
полушалках (Березы).
Зимой и летом одним цветом? (Ель)
Чем отличается берёза от ели?
Чем отличаются лиственные растения от хвойных?
III. Актуализация знаний.
Мы не можем представить растения без животных, животных без растений. Животные и растения, что общего между ними? (Живые организмы, дышат, питаются, растут, размножаются). Мир животных, населяющих Землю, насчитывает более 2,5 миллионов видов. В воде и на суше, в почве и в воздухе, и даже в теле растений, других животных и человека, обитают разные животные, они отличаются по строению, образу жизни. Наука о животных называется зоология, ученые–зоологи выделяю несколько групп животных. Сейчас мы посмотрим фильм, и вы попытаетесь ответить на вопрос, “какие бывают животные?”.
IV. Изучение нового материала. Просмотр фильма “Разнообразие животных”.
Какие бывают животные? (Звери, птицы,
насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)
Какие животные относятся к зверям? (Лиса, волк,
заяц, медведь, лось и т.п.)
Звери - животные, тело которых покрыто шерстью.
На картине найти и назвать зверей. Приложение
1. Дополнительное сообщение детей о зверях,
которые они готовили дома.
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
Способность птиц к полету дала им возможность
передвигаться по всему земному шару.
На картине найти и назвать птиц. Приложение
1. Дополнительное сообщение детей о птицах,
которые они готовили дома.
Насекомые – животные, у которых шесть ног.
На картине найти и назвать насекомых. Приложение 1. Дополнительное
сообщение детей о насекомых, которые они
готовили дома.
Рыбы – животные, тело которых покрыто чешуей.
Рыбы живут только в воде.
Какие рыбы на картине вам известны, назовите их. Приложение 2. Дополнительное
сообщение детей о рыбах, которые они готовили
дома.
Земноводные – животные, у которых кожа голая,
нежная, иногда покрыта бородавками. Земноводные
обитают и на суше, и в воде.
На картинке найти и назвать земноводных. Приложение 3. Дополнительное
сообщение детей о земноводных, которые они
готовили дома.
Пресмыкающиеся. Кожа животных приобрела защиту в
виде чешуек и щитков. Животные обитают на суше.
Для согревания собственного тела они используют
солнечное тепло. Пресмыкающиеся – ползают
(пресмыкаются).
На картинке найти и назвать пресмыкающихся. Приложение 3. Дополнительное
сообщение детей о пресмыкающихся, которые они
готовили дома.
Чтение текста “Разнообразие животных”, учебник
“Мир вокруг нас” 2 класс А.А. Плешаков, с. 50-53.
Отгадать загадки и ответить на вопрос: “К какой
группе относятся эти животные? Почему?”
Летом ходил без дороги, мимо сосен и берез, а
зимой он спит в берлоге от мороза пряча нос.
(Медведь)
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
Какой зверек опасный ходит в шубе красной, снег
разгребает, мышек хватает. (Лиса)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Кто по ёлкам ловко скачет, и взлетает на дубы, кто
в дупле орехи прячет и сушит на зиму грибы. (Белка)
- Эти животные относятся к группе “Звери”,
потому что их тело покрыто шерстью.
Зимой на ветках яблоки, скорее собери, и вдруг
вспорхнули яблоки – да это ж …(Снегири)
Это каждый знает, на шесте её дворец, червяков
птенцам таскает да поет весь день …(Скворец)
Всё хлопочет и вертится, все свистит и суетиться.
Её на месте не сидится, называется ….? (Синица)
- Эти животные относятся к группе “Птицы”,
потому что тело их покрыто перьями.
- Каких птиц вы ещё знаете?
- Почему люди называют птиц своими друзьями?
- Птицы спасают растения, поедая вредных
насекомых.
- Кто такие насекомые?
Сообщение ученика о насекомых.
Старый пень стал похож на сказочный теремок,
населенный разными зверушками. Без сомнения они
заслуживают, чтобы понаблюдать за некоторыми из
его жителями. Слегка постучи по пню и спроси:
“Кто в теремочке живет?”. Может, кто и покажется
из его обитателей. Поверхность старого пня вся в
дырах. Вот и показались чьи-то усы, а затем наружу
вылез жук, да какой необычный! Сам невелик, а усы в
три раза больше его. Это длинноусый дровосек.
Каких жуков вы ещё знаете? (жук-олень, навозник,
колорадский жук, могильщик) Приложение
4.
Насекомыми питаются не только птицы, но и
земноводные. Например, жаба. Приложение
5.
Ученик рассказывает стихотворение.
В огородах и полях, жабы обитают.
Слизни, гусеницы, мух вредных поедают.
Бородавчатая кожа, пусть вас не пугает.
Она жабу от ожога в летний зной спасает.
В городе и на селе пусть об этом знают все.
Жабу ты не обижай, не получишь урожай.
Блещет в речке чистой спинкой серебристой? (Рыба)
Чем рыбы отличается от насекомых?
V. Закрепление пройденного материала.
1. Работа по картине “Звери”. Приложение 6. Эту картину художник назвал “Звери”, кого он не должен был рисовать? Кого из них можно встретить зимой в лесу? Про кого из них ты читал в книжках?
2. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам, “Какие бываю животные?”
А) Допиши предложения:
Животное, у которого шесть ног, - это …
Водные животные, тело которых покрыто чешуей, - это …
Животные, тело которых покрыто перьями, - это …
Животные, тело которых покрыто шерстью, - это …
Б) Раскрась кружок: Приложение 7.
- Вариант: только около насекомых.
- Вариант: только около птиц.
В) Работа по карточкам “Кто лишний?” Приложение 8. Определите, кто на карточке лишний и поясните почему.
3. Группировка животных. Распределить иллюстрации животных по группам: “Звери”, “Птицы”, “Насекомые”, “Земноводные”, “Пресмыкающиеся”, “Рыбы”. Приложение 9.
VI. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Опираясь на полученные знания, дополним схему.
Домашнее задание:
1) Дополнить схемы (напиши или нарисуй).
Попробуйте создать похожие схемы для птиц и рыб.