Урок русского языка в 4-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Начальная школа


Методы, включённые в урок выполняли не только учебную, но и развивающие функции. Для этого применяются задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы ученики не просто отвечали, а включались в работу их психологические функции. На протяжении урока осуществляется смена видов деятельности, тем самым реализовывается охранительный режим. Одним из ведущих методов обучения в коррекционной школе является наглядный метод, который использован в роли стимулирующего компонента. Коррекционная задача на каждом этапе урока ориентирована на активизацию тех психических функций, которые максимально задействованы в ходе данного урока.  На уроке сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

Тема: «Правописание безударных гласных»

Цели:

  • закрепление   грамотных навыков правописания безударных гласных ;
  • развитие орфографической зоркости, целенаправленности в работе;
  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнений узнавании и различении
  • воспитание мотивации к учению.

Оборудование: картинки сказочных героев, деформированный текст

Форма урока: путешествие по сказке.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звенит звонок всё громче, всё слышней,
Какая трель над нами разливается!
Ты думаешь – распелся соловей?
А вот и нет – здесь сказка начинается.

– Ребята, мы на предыдущих уроках учились писать правильно безударные гласные.  Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы с вами попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. И всюду нам должно помогать наше главное правило, вспомним его:

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно её ставь под ударение.
Вода
Сады
Река
Мячи

– Вы готовы к путешествию по сказке? Тогда сказка начинается.

II. Минутка чистописания

Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они по роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: «Не плачь добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам безударных гласных.
Отправился Иван-Царевич в дальний путь. Долго ли, коротко ли он шёл – на пути встретилась река, а моста закрыт и написано на нём  – «Назови тему урока».
– Как будет звучать тема нашего урока?
– А неведомый голос спрашивает:
– А что ты должен знать?
– А что ты должен уметь?
– Открылся мост, идет по нему Иван-Царевич, а на нём записано... Прочтём хором:

Двадцать девятое ноября.
Классная работа.

– Откройте тетради и запишите.
– Назовите в записанной дате слово, которое начинается с мягкого согласного.  (Девятое)
– Поставим ударение
– Назовите  с безударную гласную  
– Что нужно сделать, чтобы проверить, правильно ли мы записали это слово?
– Подберите проверочное слово. (Девять)
– Какую безударную гласную мы проверили?
– Пропишем ее в соединении  каллиграфически правильно: заглавную со строчной. Ее
– С вашей помощью Иван-Царевич миновал реку.

III. Словарная работа

А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана-Царевича к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу – видит – сидит Баба Яга на лавке с учебником русского языка в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл, но сначала помоги мне разобраться с заданием  – разгадать слова словарные и записать их грамотно.

1. Учреждение, в котором продают и изготавливают лекарства…………………..аптека
2. Край земли около воды……………………………………….……………………берег
3. Помещение для торговли ……………………………………..…………………...магазин
4. Морское судно ……………………………………………………………………...корабль
5. Живое существо, обладающее даром мышления и речи ……..………………….человек
6. Коллективный выход куда-либо……………………………….………………….экскурсия
7. Хищная птица с крючковатым клювом и длинными острыми  когтями……….ястреб
8. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров………...………………автобус

– Проверим. Какие слова писали?
– Можно ли их проверить ударением?
– Что нужно с ними сделать?
– Назовите слово, в котором первая и последняя буквы одинаковые.
– Составьте с этим словом предложение.

IV. Закрепление

Вставить правильно букву.

Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.
– Нет, – говорит Иван-Царевич, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу, на которой ты летаешь.
– Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на «безударном ускорителе». Если внесёшь скоростные безударные гласные правильно, то сможешь взлететь.

Гл…за
Гр…бы
Цв…ты
Тр…ва
З…мля
В…да

– Какие буквы мы вставляли?
– Что нужно сделать, чтобы проверить правильность написания безударной гласной?

V. Работа с учебником

Обрадовался Иван-Царевич, что вы ему помогли, сел в ступу и мгновенно приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван-Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит,  на камне записаны слова: иди на страницу  72 – допишешь предложения в упражнении 27 – найдёшь нужную дорогу к Кощею.

Упр.27 стр.72

– Прочтите задания 1, 2. Выпишите предложения, в которых говорится о птицах. Сергей, Андрей и Вова – выпишите предложение о домашнем животном.

Проверка.

– Назовите слово, которое вставили.

VI. Физминутка

 Помогли вы Ивану-Царевичу найти нужную дорогу. Но подул ветер, засыпал дорогу Ивану-Царевичу, преградил путь  к Кощею. Давайте поможем очистить путь. Вы должны будете собрать слова таким образом, чтобы образовались пары слов: слово с безударной гласной и проверочное слово:

столы
глаза
сова
роса
страна
Кощей
стол
глаз
совы
росы
страны
кости

– Cадитесь, запишите по памяти пары слов сначала слово с безударной гласной,  к нему проверочное слово. Проверьте себя, оцените.

VII. Работа с деформированным текстом. Приём какографии

– Увидел Кощей бессмертный, что идёт к нему Иван-Царевич,  а сам задумал дело хитрое, подослал Змея многоголового и говорит тот ему: «За невестой пришёл добрый молодец? Давай договоримся: задам я тебе всего одно задание. Выполнишь его – забирай Елену прекрасную, а не выполнишь – голова твоя с плеч полетит».
Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей:
– Найди неправильно записанное слово
– Составь из слов предложение.
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените друг друга.
– Найдите в этом предложении слова с безударными гласными.
Выполнил Иван-Царевич задание, а Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная и сказала она: если бы ты не  умел правильно писать безударные гласные, никогда бы мы не встретились. А какое правило тебе помогало это сделать?
– Давайте назовём вместе это правило:

Если буква гласная вызвала сомнение
Ты немедленно её ставь под ударение.

– Отправились Иван-Царевич с Еленой Прекрасной в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

IX. Итог

– Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам?
– А чему учит эта сказка?
– А урок русского языка вам понравился?
– Чему мы учились сегодня?
– Что повторяли?

Оценивание.

– Вы сегодня на уроке старательно работали. И каждый заслужил положительной оценки.

Комментирование оценок.

X. Домашнее задание вы получите у героев сказки.

  • У Бабы-Яги в конверте задание очень простое.
  • У Кощея – по-сложнее.
  • У Змея Горыныча многоголового – задание сложное, но выполнимое. Подойдите и выберите самостоятельно себе задание.