Методы, включённые в урок выполняли не только учебную, но и развивающие функции. Для этого применяются задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы ученики не просто отвечали, а включались в работу их психологические функции. На протяжении урока осуществляется смена видов деятельности, тем самым реализовывается охранительный режим. Одним из ведущих методов обучения в коррекционной школе является наглядный метод, который использован в роли стимулирующего компонента. Коррекционная задача на каждом этапе урока ориентирована на активизацию тех психических функций, которые максимально задействованы в ходе данного урока. На уроке сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Тема: «Правописание безударных гласных»
Цели:
- закрепление грамотных навыков правописания безударных гласных ;
- развитие орфографической зоркости, целенаправленности в работе;
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений узнавании и различении
- воспитание мотивации к учению.
Оборудование: картинки сказочных героев, деформированный текст
Форма урока: путешествие по сказке.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звенит звонок всё громче, всё слышней,
Какая трель над нами разливается!
Ты думаешь – распелся соловей?
А вот и нет – здесь сказка начинается.
– Ребята, мы на предыдущих уроках учились писать правильно безударные гласные. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы с вами попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. И всюду нам должно помогать наше главное правило, вспомним его:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно её ставь под ударение.
Вода
Сады
Река
Мячи
– Вы готовы к путешествию по сказке? Тогда сказка начинается.
II. Минутка чистописания
Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста –
Елена Прекрасная. Однажды гуляли они по роще, и
вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Опечалился
Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими
слезами. А берёзка над ним шелестит: «Не плачь
добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея
Бессмертного в невиданной стране. Всё там
подчинено законам безударных гласных.
Отправился Иван-Царевич в дальний путь. Долго ли,
коротко ли он шёл – на пути встретилась река, а
моста закрыт и написано на нём – «Назови тему
урока».
– Как будет звучать тема нашего урока?
– А неведомый голос спрашивает:
– А что ты должен знать?
– А что ты должен уметь?
– Открылся мост, идет по нему Иван-Царевич, а на
нём записано... Прочтём хором:
Двадцать девятое ноября.
Классная работа.
– Откройте тетради и запишите.
– Назовите в записанной дате слово, которое
начинается с мягкого согласного. (Девятое)
– Поставим ударение
– Назовите с безударную гласную
– Что нужно сделать, чтобы проверить, правильно
ли мы записали это слово?
– Подберите проверочное слово. (Девять)
– Какую безударную гласную мы проверили?
– Пропишем ее в соединении каллиграфически
правильно: заглавную со строчной. Ее
– С вашей помощью Иван-Царевич миновал реку.
III. Словарная работа
А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана-Царевича к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу – видит – сидит Баба Яга на лавке с учебником русского языка в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл, но сначала помоги мне разобраться с заданием – разгадать слова словарные и записать их грамотно.
1. Учреждение, в котором продают и изготавливают
лекарства…………………..аптека
2. Край земли около
воды……………………………………….……………………берег
3. Помещение для торговли
……………………………………..…………………...магазин
4. Морское судно
……………………………………………………………………...корабль
5. Живое существо, обладающее даром мышления и
речи ……..………………….человек
6. Коллективный выход
куда-либо……………………………….………………….экскурсия
7. Хищная птица с крючковатым клювом и длинными
острыми когтями……….ястреб
8. Многоместный автомобиль для перевозки
пассажиров………...………………автобус
– Проверим. Какие слова писали?
– Можно ли их проверить ударением?
– Что нужно с ними сделать?
– Назовите слово, в котором первая и последняя
буквы одинаковые.
– Составьте с этим словом предложение.
IV. Закрепление
Вставить правильно букву.
– Вот теперь, – говорит Баба Яга, –
могу дать тебе волшебный клубочек, который
укажет дорогу к Кощею.
– Нет, – говорит Иван-Царевич, мне надо скорее.
Дай мне лучше ступу, на которой ты летаешь.
– Что ж, бери. Да только вместо топлива работает
она у меня на «безударном ускорителе». Если
внесёшь скоростные безударные гласные
правильно, то сможешь взлететь.
Гл…за
Гр…бы
Цв…ты
Тр…ва
З…мля
В…да
– Какие буквы мы вставляли?
– Что нужно сделать, чтобы проверить
правильность написания безударной гласной?
V. Работа с учебником
Обрадовался Иван-Царевич, что вы ему помогли, сел в ступу и мгновенно приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван-Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне записаны слова: иди на страницу 72 – допишешь предложения в упражнении 27 – найдёшь нужную дорогу к Кощею.
Упр.27 стр.72
– Прочтите задания 1, 2. Выпишите предложения, в которых говорится о птицах. Сергей, Андрей и Вова – выпишите предложение о домашнем животном.
Проверка.
– Назовите слово, которое вставили.
VI. Физминутка
Помогли вы Ивану-Царевичу найти нужную дорогу. Но подул ветер, засыпал дорогу Ивану-Царевичу, преградил путь к Кощею. Давайте поможем очистить путь. Вы должны будете собрать слова таким образом, чтобы образовались пары слов: слово с безударной гласной и проверочное слово:
столы глаза сова роса страна Кощей |
стол глаз совы росы страны кости |
– Cадитесь, запишите по памяти пары слов сначала слово с безударной гласной, к нему проверочное слово. Проверьте себя, оцените.
VII. Работа с деформированным текстом. Приём какографии
– Увидел Кощей бессмертный, что идёт к нему
Иван-Царевич, а сам задумал дело хитрое,
подослал Змея многоголового и говорит тот ему:
«За невестой пришёл добрый молодец? Давай
договоримся: задам я тебе всего одно задание.
Выполнишь его – забирай Елену прекрасную, а не
выполнишь – голова твоя с плеч полетит».
Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей:
– Найди неправильно записанное слово
– Составь из слов предложение.
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените друг
друга.
– Найдите в этом предложении слова с безударными
гласными.
Выполнил Иван-Царевич задание, а Кощей упал
замертво, а в стене открылась потайная дверь, и
вышла Елена Прекрасная и сказала она: если бы ты
не умел правильно писать безударные гласные,
никогда бы мы не встретились. А какое правило
тебе помогало это сделать?
– Давайте назовём вместе это правило:
Если буква гласная вызвала сомнение
Ты немедленно её ставь под ударение.
– Отправились Иван-Царевич с Еленой Прекрасной в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
IX. Итог
– Вот и закончилась сказка. Понравилась она
вам?
– А чему учит эта сказка?
– А урок русского языка вам понравился?
– Чему мы учились сегодня?
– Что повторяли?
Оценивание.
– Вы сегодня на уроке старательно работали. И каждый заслужил положительной оценки.
Комментирование оценок.
X. Домашнее задание вы получите у героев сказки.
- У Бабы-Яги в конверте задание очень простое.
- У Кощея – по-сложнее.
- У Змея Горыныча многоголового – задание сложное, но выполнимое. Подойдите и выберите самостоятельно себе задание.