Клубный час на тему "Питание и здоровье"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Формировать у подростков навыки контроля качества продуктов питания.
  • Актуализировать представления учащихся о сроках хранения продуктов. Развивать стремление к полноценному питанию с соблюдением культурно – гигиенических требований. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью, как к важнейшей социальной ценности.

Оборудование: тезисы о питании, плакат “Долгосохраняющиеся и скоропортящиеся продукты”, карточки с названиями продуктов, продукты питания, сертификаты качества на продукты.

Психологический настрой

В: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть всех вас здоровыми и жизнерадостными. Жизнерадостными – вслушайтесь в это слово. Жизнь и радость. Значит, радоваться жизни. Ребята, посмотрите, друг на друга, на наших гостей и подарите окружающим свою улыбку, свою радость.

Упражнение “Подари улыбку”

Вводная беседа

В: Каждому дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля, а как прожить свою каждый человек решает по своему. “Здоровый образ жизни”- это словосочетание в последнее время слышится очень часто. А как вы думайте, ребята, что значит вести здоровый образ жизни?

(Ответы детей.)

В: Ребята, “Здоровый образ жизни” включает в себя несколько компонентов. И один из них – очень важный – здоровое питание. Но все ли продукты питания, предлагаемые нам с прилавок, одинаковы полезно? Как отличить качественные продукты? К каким последствиям может привести употребление некачественных продуктов? Об этом мы поговорим сегодня.

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Основная часть

Вы, наверное, не раз слышали такие выражения как “скоропортящиеся продукты” и “продукты долгосохраняющиеся”. Как вы думаете, почему их так называют?

(Ответы детей.)

В: ребята, посмотрите на этот список продуктов. Подумайте, какие из них являются скоропортящимися, какие долгосохраняющимися. Возьмите, лежащие перед вами фломастеры и по очереди подходя к плакату, знаком “+” отметьте долгосохраняющиеся продукты, знаком “-” продукты скоропортящиеся.

(Работа детей. На плакате наименования продуктов: молоко, мука, макаронные изделия, сливочное масло, яйца, колбаса, мясо, консервы, рыба.)

В: В настоящее время человеку предложен огромный выбор продуктов питания – это молочные продукты, мясные и рыбные, макаронные и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты и т.д. Все продукты питания человек научился сохранять и обрабатывать перед употреблением в пищу, тем самым, оберегая свое здоровье.

Питание человека в средние века имело свои особенности. Отличался не только рацион питания, но и культура приема пищи и способы ее приготовления.

Если представить себя на пиру у знатного феодала, то меню выглядело бы следующим образом. Трапеза начиналась с того, что “трубили воду”, т.е. прислуга обходила всех гостей с чащами для мытья рук. После этого подавали похлебку с ячменем или просом либо уху. Т.к посуды на всех не хватало, то на двух человек полагалась одна миска, а на трех-четырех - один кубок (бокал). Основным блюдом считалось мясо. Говядину почти не подавали, т.к быков использовали для работы в поле и как транспорт, а коровы давали молоко, поэтому ели в основном свинину. Ни кухонных плит, ни печей не было, (они появились в XIII), поэтому целые туши жарили над очагом на вертеле. Каждый человек отрезал себе кусок мяса и клал на кусок хлеба, заменявший тарелку. Вилками практически не пользовались, ели руками, (что само по себе не гигиенично, не культурно). А вилки в Северной Европе использовали для сбора остатков пищи со стола, а в Италии при употреблении фруктов.

Условий для хранения мяса не было, поэтому съедать необходимо было всё сразу. Часто мясо подавали подтухшим (очерёдное нарушение гигиенического питания), дабы заглушить душок, его активно начиняли специями. Большим деликатесом считались мелкие птицы из отряда воробьиных: скворцы, синицы, жаворонки и другие. Наряду с мясом подавали винегрет из варёной репы или редьки с добавлением капусты. В качестве жиров использовали либо свиное сало, либо льняное или конопляное масло. Сливочное масло мог позволить себе только король. Все блюда запивались вином или пивом. Остатки пищи сбрасывались под стол, где их подбирали собаки. Все блюда были не солёные. Перед гостями ставили несколько общих солонок. После окончания трапезы гостей вновь обходили слуги с рукомойниками. Руки вытирались об скатерть.

Питание простых крестьян отличалось от рациона феодала. Основными продуктами были хлеб, забродивший виноградный сок. Пили и воду, в которую, чтобы она не тухла, добавляли болотные растения.

Ели два раза в сутки: первый раз до восхода солнца – в 5-6 часа утра. За завтраком старались наесться на весь день. Чаще всего ели разнообразные каши: овсяную, просяную, ржаную. Второй раз ели после полудня - похлёбку и любые пригодные в пищу растения: толокнянку, зубровку, спорыш, лебеду. Вечером, как только смеркалось, не ужиная ложились спать. Считалось, что если человек вечером не работает, то и есть ему не зачем.

Ребята, вы хотели бы оказаться на месте этих людей? Почему? Что вызвало у вас негативное отношение к тому времени?

(Ответы детей. Обсуждение нарушений гигиены питания.)

В: очень часто из- за этих нарушений, а также из-за отсутствия условий хранения пищевых продуктов, в Европе вспыхивали пищевые эпидемии, ведущие к физическим страданиям и высокой смертности. Средняя продолжительность жизни была низка- около 30 лет.

В наше время все люди стараются соблюдать гигиену и культуру питания при приготовлении и употреблении пищи. Но, к сожалению, нередко в магазинах или на рынках продают некачественные продукты и покупатели из- за своей безграмотности в этой области попадают в больницу с тяжёлым заболеванием – пищевым отравлением. Появляются болезненные ощущения в области живота, тошнота и рвота, жидкий стул, повышается температура тела.

Ребята если у вас или ваших знакомых когда- нибудь появятся такие симптомы, вы должны знать, как оказать первую помощь. Она заключается в следующим: необходимо освободить органы пищеварения от попавших в них пищевых продуктов, промыть желудок, выпив 2-3 стакана воды с небольшим количеством питьевой соды, затем принять активированный уголь и вызвать врача.

Чтобы этого не случилось надо научиться покупать качественные продукты. Сейчас мы немного поиграем и выясним, какими знаниями в этой области обладаете вы. Сможете ли вы обезопасить себя и выбрать качественные продукты.

Игра “Мои покупки”

В. И так мы с вами отправляемся за покупками. А чтобы решить, кто из вас какой продукт питания приобретет в нашем магазине, будем тянуть жребий. (Дети вытягивают карточки с названием продуктов питания.). Теперь каждый из вас, в порядке очерёдности, приобретет продукт. Незабывайте – покупаем качественные продукты питания. Подумайте, чем вы будете руководствоваться при выборе своих продуктов. На что обязательно вы обратите внимание? (играем)

В. И так при покупке продуктов мы будем смотреть на дату изготовления и срок хранения, указанные на этикетке или упаковке, внешний вид и месторасположение продуктов. Все это предстоит вам в будущем. А пока вы живете в детском доме и за качество продуктов употребляемых вами в пищу следят зав.складом Болгова А.В. и врач - педиатр Никулина М.Ю.

Приобретая продукты питания, Антонина Васильевна тщательно следит за качеством. На все продукты, поступающие в д./дом выдаются сертификаты соответствия или паспорта качества, в которых имеется отметка о соответствии продукта требованиям нормативных документов. На мясо и колбасные изделия, кроме удостоверения качества, выдается и ветеринарное свидетельство, подтверждающее качество продукта. (Демонстрируются документы).

Составляя меню, Марина Юрьевна тщательно высчитывает сроки годности продуктов, следя, чтобы просроченные продукты не попали к вам на стол. И сейчас мы с вами займемся тем же, т. е высчитываем, когда истекает, сроки годности продуктов питания и их нельзя будет употреблять в пищу.

(Самостоятельная работа)

Упражнение “Шпроты”

В. Ребята, мы с вами разобрали, на что необходимо обращать внимание, при покупке продуктов питания. Сейчас я попрошу Вас изобразить пантомимой качественный продукт, а Вас – некачественный. Незабывайте, что в первую очередь мы обращаем внимание на что? Внешний вид, упаковку и срок годности – правильно.

(Пантомима).

Рефлексия.

В. Ребята, я прошу каждого из вас поочереди продолжить предложение: “При покупке продуктов питания я руководствуюсь…..” (Дети заканчивают предложение).

В. Какие продукты нельзя употреблять в пищу? (Ответы детей).

В. Что нового вы узнали на этом занятии? И как вы считаете, полезно ли оно для вас?

В. Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни – гигиене питания, одной из составляющих частей здорового питания человека. Я хочу вам сказать, что быть здоровым может каждый из вас. Нужно только захотеть. Вы – наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбку. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.