Внеклассное мероприятие для 7-го класса. Тема: "Турнир смекалистых"

Разделы: Внеклассная работа


ХОД ИГРЫ

Ведущая:

Чтобы спорилось нужное дело,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Первый тур

Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку – всем награды.

Каждая команда отвечает на три вопроса. По жребию определяется порядковый номер команд в этом туре. Время обсуждения одного вопроса – 1 минута. Жюри оценивает этот конкурс сразу; за каждый правильный ответ – по 1 баллу.

Задания:

1. Родители решили каждый год в день рождения сына дарить ему редкую книгу. В год окончания института он также в свой день рождения получил от родителей книгу и приложил ее к тем пяти, которые были ему подарены раньше. Какого число сын родился и во сколько лет он окончил институт? (29 февраля родился; в 24 года – закончил институт)

2. У рыболова, любителя математики, спросили: «Сколько весит пойманная рыба?» Он ответил: «Три четверти килограмма и еще три четверти своего веса». Сколько весит рыба? (3 кг)

3. Бабушка печет блины. К приходу ее внука из школы на тарелке лежат 17 блинов. Придя, внук тотчас же начинает их есть. Пока он ест 4 блина, бабушка подкладывает на тарелку 3 новых. Маленький обжора уходит, съев 24 блина, сколько блинов осталось на тарелке? (24 : 4 x 3 + 17 – 24 = 11. 11 блинов)

4. За книгу заплатили 60 рублей и еще 1/3 стоимости книги. Сколько стоит эта книга? (90 рублей)

5. Какой сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 часов)

6. К данному трехзначному числу дважды приписали точно такое же число и полученное число разделили на данное. Каким будет частное? (1.001.001)

7. Бюро прогнозов сообщило в 12 часов дня, что в Москве в ближайшую неделю сохраниться безоблачная погода. Можно ли ожидать, что через 36 часов в Москве будет светить солнце? (Нет, будет ночь)

8. Зарплата не изменилась, а все цены снизили на 100%. Что теперь стало с покупательной способностью? (Шутка. Снизить цену на 100% – это раздать товар бесплатно)

9. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? (5 км)

10. Найдите число одна треть и одна четверть которого составляют 21. (36).

11. Имеется перекресток двух дорог. Вдоль каждой из дороги по одну сторону, на этом перекрестке надо посадить по 11 деревьнв. Каково наименьшее количество деревьев можно посадить, выполняя это задание? (21 дерево)

12. Как разменять 5 рублей монетами по 20 коп и 5 коп, чтобы пятаков и двадцатикопеечных монет было поровну? (Взять по 20 копеек)

Второй тур

Ведущая:

Пусть каждый знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!

Каждой команде предлагается одно и тоже задание. Через минуту или раньше любая команда, решившая задачу, может дать ответ.

Задания.

1. Из двух селений на встречу друг другу выехали два велосипедиста: первый со скоростью 20 км/ч, второй – 15 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2часа до встречи? (70 км)

2. Сколько треугольников на рисунке? (20)

3. Из 40 учащихся нашего класса 32 любят молоко, 21 – лимонад, а 15 – и молоко, и лимонад. Сколько ребят в нашем классе не любят ни молоко, ни лимонад? (2 человека)

4. Напишите девять цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними знаки + или – (всего знака) так, чтобы в результате получилось 100. (123 – 45 – 67 + 89 = 100)

5. Разделить число 181 пополам так, чтобы в результате получилось 1.

6. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на двадцатый день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На девятнадцатый)

7. Как разместить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы в каждой их было разное количество? (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9)

8. Представить число 2 в виде суммы четырех различных дробей, числители которых 1, а знаменатели – натуральные числа. ()

Жюри подводит итоги этого тура. В это время зрителям и командам предлагают рассказ «Шутка».

Шутка

Ученик. Я докажу, что в течение целого года вам некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего – на всего 5 дней. Многому ли тут можно научиться?

Третий тур

Ведущая:

Третий тур мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи!

«Эстафета»

1. Каждому капитану предлагается комплект заданий, который надо выполнить, но не по порядку, а следующим образом: сначала выполняется первое задание; число полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнять следом; выполнив его, получаем номер следующего задания и т.д. Окончательный ответ, записанный на листочке, передает капитан членам жюри.

Эстафета.

1. Вычислите 0,4 х 3,5 + 0,4 х 6,5.
2. Решите уравнение | x | = 3.
3.Укажите положительный корень уравнения: x(х + 4)(х – 2) = 0.
4. Найдите натуральный корень уравнения | x | = 5
5. Сколько заданий предлагают обычно в сказках претендентам на руку принцессы? (Ответ: ± 3)

Ведущая. Пока наши капитаны вычисляют, мы немного отдохнем. Какое число, согласно суевериям, считают самым несчастливым? (13)

Сценка «Число 13»

Из цифр «1» и «3» составляется число «13». Все от него разбегаются.

Ученик 1:

Что случилось?
Вот беда – разбежались кто куда?
Что случилось? Что случилось?
Ох «13» появилось!
Вот оно, вот оно –
Несчастливое число.

Ученик 2. Американский миллионер Поль Гети заявляет:

Поль Гети:

Где 13 человек, – я за стол не сяду!
Чертова дюжина не нужна за ужином!

Ученик 3. В итальянской лотерее нет номера 13.

Ученик 4. Во Франции нет домов с номером 13.

Ученик 5. В Женеве самолеты вылетают в 12 часов, а не в13.

Ученик 6. В самолетах нет 13-го места, но …

Ученик 7. Англичанин Симпсон, проживающий на 13-м этаже в 13-й квартире, получил уведомление, что его увольняют с 13-го числа, пошел с горя на футбольный матч и поставил вскоре на число 13 – миллион. Он выиграл 53457 фунтов стерлингов.

Все.

Мы не верим суеверьям,
Числам всем открыты двери.
И с числом 13 нам нельзя расстаться.

Ведущая. Наше уважаемое жюри готово подвести итоги этого тура.

Четвертый тур

Ведущая.

Вы, ребята, все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Так четвертый тур – «Игра»!

1. Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1)
2. Что легче пуд ваты или пуд железа? (Они равны)
3. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Они не ходят)
4. Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40 минут, а второй за 100 минут. Как это получается? (1 час 40 минут = 100 минут)
5. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)
6. Сколько будет трижды сорок и пять? (125)
7. Когда произведение двух чисел равно их частному? (ах1 = а : 1 0ха = 0 : а)
8. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (4 месяца)
9. Горело 5 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? (5)
10.(всем) Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел 3, 20, 12?
11. Сколько пьес во «Временах года» П.И. Чайковского? (12)
12. Старинная мера длины? (Аршин)
13.Сколько музыкантов в квартете? (Четыре)
14. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
15. Утверждения, которые не доказываются? (Аксиома)
16 . Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (Ноль)

Ведущий:

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился.
И в турнире отличился?

Жюри объявляет результаты, называет лучших участников туров. Награждение победителей.

Литература:

1. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика» 5–11 классы – Волгоград: Учитель, 2005.
2. Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе. Математика» – Волгоград: Учитель, 2002.
3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5–6 классов» – М.: Просвещение, 1995.