Информационные технологии на уроках русского языка для 3-го класса

Разделы: Начальная школа


Тема  урока: Сочинение  на  тему  «Обманули  волка».

Цели:

  • Познакомить с построением текста-повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
  • Формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения.
  • Развивать речь, способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в письменной речи.
  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетические чувства.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1), карточки со словарной работой, книжка А.Л.Барто со стихотворением «Дело было в январе».

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Объявление темы урока. (1 слайд).

2. Подготовительная работа к написанию сочинения

(2 слайд) Составьте предложение. Дана группа слов: в, жили, веселые, лесу, зайцы.

Вопросы:

1. О ком говориться?
2. Что о них говориться?
3. Из этого предложения можно ли узнать, что с ними будет происходить?
4. А что нужно нам предпринять, чтобы все узнали, что произошло с зайцами? (составить текст).

(3 слайд) Что такое текст? Какова наша тема? (О зайцах) Но о зайцах можно рассказать многое: написать как он от лисы прятался, или как лапку сломал. То есть мы должны определить главную  мысль – что о зайцах писать.

(4 слайд) Рассмотрите картинки и определите главную мысль нашего сочинения. (Даются рассматривать сразу 3 картинки. На первой-зайцы наряжают елку, на второй-появились волки, на третьей-зайцы повисли на елке.

(5 слайд) Рассмотрите 1 картинку. Вопросы: Кого мы видим? Что они делают? Когда елку наряжают?

(6 слайд) Рассмотрите 2 картинку. Вопросы: Кто появился? Что делать зайцам, как думаете?

(7 слайд) Рассмотрите 3 картинку. Вопрсы: Что сделали зайцы?  На что похожи зайцы? Главная мысль- как зайцы обманули, перехитрили волков. Главная мысль может уже видна в названии рассказа. А на самом деле такое могло произойти? Такое может случаться только где?

(8 слайд) Прочитаем, что нам сообщают ученые. Какие виды текстов мы знаем? Если используем одну картинку? (Текст-описание). Если несколько картинок? (Текст-повествование). Следовательно, какой текст мы будем составлять?

(9 слайд) Посмотрите на схему текста-повествования. Составим и запишем план нашего сочинения, опираясь на картинки. 1. Зайцы нарядили елку. 2. Волки! 3. Повисли, как игрушки. 4. Обманули!

3. Физминутка.

Зайчик  серенький сидит  и ушами шевелит.
Зайке  холодно   сидеть, надо  лапочки  погреть.
Прыг-скок,  прыг-скок. Начинается урок. (Имитируются движения зайчика)

4. Оформление тетради. Дети пишут тему сочинения, записывают, составленный план.

5. Орфографическая работа. Обговаривается содержание каждой части и к каждой части подбираются опорные слова. Далее идет устная орфографическая подготовка (раздаются карточки, примерно такого содержания). Дети объясняют  орфограммы.

под Новый го. по.вились прыгнули реш.ли
р.шили нар.дить пок.зались прижали п.думали, что
прин.сли и.пугались п.висли укр.шенная
укр.шения Что делать? уд.вились Ай да зайцы!
    игрушечные  

При подборе слов надо обращать внимание детей на то, что при составлении текста-повествования основными словами-помощниками являются глаголы, слова, обозначающие действия, последовательные действия.

6. Составление рассказа-сочинения примерного. Учитель поясняет, что писать сочинения можно не только в прозе, но и в стихах. Чтение стихотворения А.Л.Барто «Дело было в январе».

Дело было в январе.                                 Кому охота в Новый год
Стояла елка на горе.                                 Попасться в лапы к волку?
А возле этой елки                                      Зайчата бросились вперед
Бродили злые волки.                                И прыгнули на елку.
                  Вот как-то раз                                                                 Они прижали ушки,
                  Ночной порой,                                                                Повисли, как игрушки.
                   Когда в лесу так тихо,                                                   Десять маленьких зайчат
                  Встречает волка под горой                                          Висят на елке и молчат.
                  Зайчата и зайчиха.
 
                                                              Обманули волка.
                                                              Дело было в январе.
                                                              Подумал он, что на горе
                                                              Украшенная елка.

7.Самостоятельная работа. Дети пишут свои рассказы-сочинения.

8. Итог урока. Дети читают свои рассказы по желанию. Учитель благодарит детей за плодотворный урок.