Тема урока: Сочинение на тему «Обманули волка».
Цели:
- Познакомить с построением текста-повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
- Формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения.
- Развивать речь, способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в письменной речи.
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетические чувства.
Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1), карточки со словарной работой, книжка А.Л.Барто со стихотворением «Дело было в январе».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Объявление темы урока. (1 слайд).
2. Подготовительная работа к написанию сочинения
(2 слайд) Составьте предложение. Дана группа слов: в, жили, веселые, лесу, зайцы.
Вопросы:
1. О ком говориться?
2. Что о них говориться?
3. Из этого предложения можно ли узнать, что с ними
будет происходить?
4. А что нужно нам предпринять, чтобы все узнали,
что произошло с зайцами? (составить текст).
(3 слайд) Что такое текст? Какова наша тема? (О зайцах) Но о зайцах можно рассказать многое: написать как он от лисы прятался, или как лапку сломал. То есть мы должны определить главную мысль – что о зайцах писать.
(4 слайд) Рассмотрите картинки и определите главную мысль нашего сочинения. (Даются рассматривать сразу 3 картинки. На первой-зайцы наряжают елку, на второй-появились волки, на третьей-зайцы повисли на елке.
(5 слайд) Рассмотрите 1 картинку. Вопросы: Кого мы видим? Что они делают? Когда елку наряжают?
(6 слайд) Рассмотрите 2 картинку. Вопросы: Кто появился? Что делать зайцам, как думаете?
(7 слайд) Рассмотрите 3 картинку. Вопрсы: Что сделали зайцы? На что похожи зайцы? Главная мысль- как зайцы обманули, перехитрили волков. Главная мысль может уже видна в названии рассказа. А на самом деле такое могло произойти? Такое может случаться только где?
(8 слайд) Прочитаем, что нам сообщают ученые. Какие виды текстов мы знаем? Если используем одну картинку? (Текст-описание). Если несколько картинок? (Текст-повествование). Следовательно, какой текст мы будем составлять?
(9 слайд) Посмотрите на схему текста-повествования. Составим и запишем план нашего сочинения, опираясь на картинки. 1. Зайцы нарядили елку. 2. Волки! 3. Повисли, как игрушки. 4. Обманули!
3. Физминутка.
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо
лапочки погреть.
Прыг-скок, прыг-скок. Начинается урок.
(Имитируются движения зайчика)
4. Оформление тетради. Дети пишут тему сочинения, записывают, составленный план.
5. Орфографическая работа. Обговаривается содержание каждой части и к каждой части подбираются опорные слова. Далее идет устная орфографическая подготовка (раздаются карточки, примерно такого содержания). Дети объясняют орфограммы.
под Новый го. | по.вились | прыгнули | реш.ли |
р.шили нар.дить | пок.зались | прижали | п.думали, что |
прин.сли | и.пугались | п.висли | укр.шенная |
укр.шения | Что делать? | уд.вились | Ай да зайцы! |
игрушечные |
При подборе слов надо обращать внимание детей на то, что при составлении текста-повествования основными словами-помощниками являются глаголы, слова, обозначающие действия, последовательные действия.
6. Составление рассказа-сочинения примерного. Учитель поясняет, что писать сочинения можно не только в прозе, но и в стихах. Чтение стихотворения А.Л.Барто «Дело было в январе».
Дело было в январе. Кому охота в Новый год |
Стояла елка на горе. Попасться в лапы к волку? |
А возле этой елки Зайчата бросились вперед |
Бродили злые волки. И прыгнули на елку. |
Вот как-то раз Они прижали ушки, |
Ночной порой, Повисли, как игрушки. |
Когда в лесу так тихо, Десять маленьких зайчат |
Встречает волка под горой Висят на елке и молчат. |
Зайчата и зайчиха. |
Обманули волка. |
Дело было в январе. |
Подумал он, что на горе |
Украшенная елка. |
7.Самостоятельная работа. Дети пишут свои рассказы-сочинения.
8. Итог урока. Дети читают свои рассказы по желанию. Учитель благодарит детей за плодотворный урок.