ЦЕЛИ УРОКА.
Образовательные:
1)3акрепить полученные знания о многоугольниках, отрезках, окружностях.
2)Тренировать практические навыки построения геометрических фигур.
3)Отрабатывать умение строить параллельные и перпендикулярные линии.
4)Развивать познавательные интересы учащихся, внимание, мышление,
память, воображение.
Развивающие:
1)Развитие коммуникабельных способностей учащихся.
2)Развитие умения выделять главное.
3)Развитие умений анализировать, высказывать свою точку зрения и
отстаивать ее по проблеме урока.
Воспитательные:
1)Развивать культуру речи, взаимоотношения, речевой этикет.
2)Воспитывать уважение учащихся друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Линейки, треугольники, циркуль, карандаш, цветной мел, цветная бумага,
ножницы, ёлка, ёлочные игрушки.
НА ДОСКЕ ПЛАКАТ.
« Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».
А.С.Пушкин.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Учитель, Ребята проверьте, всё ли у вас готово к уроку геометрии.
Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи.
2.Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Старый год кончается,
Хороший старый год.
Не будем мы печалиться -
Ведь новый к нам идет.
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник ... (Новый год).
Учитель. Без какого дерева мы не можем представить новогодний праздник? Дети. Без ёлки.
Учитель. Кто и когда издал в России указ: « В знак... доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве... друг друга поздравлять с новым годом; между тем по большим улицам ... поставит украшения от древ и ветвей сосновых, еловых, можжевеловых... кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 по 7 января костры и смоляные бочки...»
Дети. Царь Петр 1. 20 декабря 1699 года. В Москве, на Красной площади, 200 орудий салютовали новому году в течении всей недели.
Учитель. Сегодня на уроке мы украсим ёлочку в нашем классе. Ёлка у нас уже есть. Вот игрушки для лесной красавицы. Но... для того, чтобы всё было готово к празднику нам надо показать все знания и умения, которые вы приобрели на уроках геометрии. Каждый правильный ответ даёт право повесить на ёлку игрушку.
3.Работа по теме урока.
Учитель. Отгадайте загадки.Учитель. Что вы знаете о квадрате? Что называют диагональю квадрата? Какими свойствами обладают диагонали квадрата?
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... Дети. Квадрат.
Дети .Квадрат - от латинского « кваттуор» (четыре) - фигура с четырьмя сторонами. Все стороны квадрата равны.
-Диагональ квадрата - это отрезок, соединяющий две любые несоседние вершины.
-Диагонали квадрата равны, при пересечении образуют прямые углы. Точка пересечения диагоналей делит их на равные отрезки.
Учитель. Каждый может быть свидетель,
Что в нём дышит добродетель. В нём четыре стороны, И по парно все равны, А углы прямые.
Дети. Прямоугольник.
Учитель .Что вы знаете о прямоугольнике? Какими свойствами обладают диагонали прямоугольника?
Дети. Прямоугольник - это фигура, у которой противоположные стороны равны и параллельны, а все углы прямые. Диагонали в точке пересечения делятся пополам. Диагональ прямоугольника делит его на два равных треугольника.
Учитель. Прямые, две подружки,
Встретится, хотели,
И шли к заветной цели,
Бежали побыстрее.
Когда же повстречались,
Согласно прошептали:
- Мы скрестились на пути
Под прямым углом.
И себя мы назовём..
Дети. Перпендикулярные прямые.
Учитель. Какие прямые называются перпендикулярными?
Дети. Перпендикулярные прямые - прямые, пересекающиеся под прямым углом.
Учитель. На все вопросы вы ответили, загадки отгадали. Можно установить подставку для ёлки. А сейчас самое приятное занятие, украшаем ёлку. Шары у нас волшебные, с заданиями. Три игрушки сразу повесите, если друг другу поможете. Работаем в группах. Практическая работа на нелинованной бумаге.
1 .группа — начертит прямоугольник на нелинованной бумаге и объяснит
правила построения.
2.группа - начертит квадрат на нелинованной бумаге и объяснит правила построения.
3.группа - начертит узор «розетки».
Учитель. Выберите ответственного, который будет защищать свою работу
у доски.
Учитель. Проверяем работу. Молодцы. Все справились с заданием.
Украшайте ёлочку.
4.Физкультминутка « Снежинки».
(Дети кружатся, делают плавные движения руками.)
Хором: Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.1-й ученик: Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.Хором: Встанем все в кружок-
Получается снежок.2-й ученик: Мы деревья побелили,
3-й ученик: Крыши пухом замели.
Хором: Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
5. Учитель. А сейчас графический диктант. Приготовьте лист бумаги в клеточку.
- Точка, 1 клетка вправо, 1 - вниз, 1- вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 -вправо, 1- вниз, 1 - вправо, 1 - вниз, 1- вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вниз.
1 клетка влево, 1 - вверх, 1 - влево, 1 - вверх, 1 - влево, 1 - вверх, 1 - влево, 1 -
вверх, 1 - влево, 1 - вверх,
1 клетка влево, 1 -вверх, 1 - влево, 1 - вверх, 1 -влево, 1 - вверх, 1 - влево, 1 -вверх
-От первой точки отступили 9 клеток вправо.
-Точка. 1 клетка влево, 1 - вниз, 1 - влево, 1 -вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 1 -влево,
1 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 1 - влево, 1 -вниз, 1 - влево, 1 -вниз, 1 - влево, 1 -
вниз, 1 - влево, 1 -вниз.
- Что у вас получилось? Снежинка. Достройте на ее концах лучики.
Молодцы, с заданием справились. Повесим игрушки на ёлочку.
6.Учитель.
-Сейчас мы поиграем в игру « Одним росчерком».
-Кто справится с заданием, вешает игрушку на ёлку.
7. Учитель.- Осталась последняя загадка.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
Дети. Собака.
Учитель.- Кто знает, какое животное будет символом наступающего года? Дети. Собака.
Учитель. - Сейчас мы с вами сделаем игрушку на ёлку сами. Оригами « Собачка».
1.Приготовьте два квадрата цветной бумаги размерами 15*15 и 10*10. 2. Делаем туловище. Квадрат сложить по диагонали. Острый угол наложить на прямой.
3.Делаем голову. Базовая форма « Треугольник». Наметьте складку. Согните уголки « долиной», получатся ушки. Сложите « горой верхнюю часть заготовки и таким же образом заверните назад сразу два слоя бумаги снизу. 4.Получился щенок. Нарисуйте ему забавную мордочку. Склейте детали туловища и головы.
8.Итог урока.
Учитель,- О каких геометрических фигурах мы говорили сегодня на уроке? - Повторите алгоритм построения прямоугольника на нелинованной бумаге. Дети. 1. Начертить окружность.
2. Провести в ней два любых диаметра.
3.Соединить концы диаметров отрезками. Получился прямоугольник. Учитель.- Повторите алгоритм построения квадрата. Дети. 1.Начертить окружность.
2. Провести диаметр.
3.Построить перпендикулярную прямую к этому диаметру.
4. Точки пересечения с окружностью соединить последовательно отрезками. Получится квадрат. Учитель. - Как начертить « розетку». Дети. 1. Начертить окружность.
2.Поделить окружность на 4 или 6 частей, раствором циркуля, равным радиусу.
3. Последовательно соединить по две точки.
Учитель. Молодцы. Ёлочка украшена. К Новому году готовы!