В наше время музей стал непреходящим фактором духовной жизни, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры.
Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в исследовании предметного и природного окружения человека, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания форм образовательной деятельности, в создании материальной базы познавательного туризма, в интеллектуальном наполнении досуга. Для миллионов людей - это неотъемлемый элемент свободного, духовно насыщенного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.
Благодаря хранящимся в музейных собраниях памятникам истории, культуры и природной среды, представляющим первоисточники знаний и эмоционального воздействия, обеспечивается преемственность и непрерывность культурно-исторического развития духовной жизни, воссоздаются исторические реалии, человек вовлекается в мир ожившей истории, утверждает свое национальное самосознание.
Роль и место музея в жизни общества нашли свое отражение в Федеральных Законах Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992, 1999 годы), «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 год), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 год) и иных директивных документах.
Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70» г. Чебоксар ведет работу по художественно-эстетическому развитию личности ребенка-дошкольника. Главная цель, которой – обогащение духовного мира детей через приобщение к лучшим сокровищам мирового искусства.
Основными задачами нашей работы стали:
- Формирование знаний детей о различных видах и жанрах изобразительного искусства, о своеобразии произведений разных эпох и народов, о создателях.
- Развитие способности к проявлению эстетических чувств, высказыванию художественных суждений о произведениях изобразительного искусства, к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и изобразительном искусстве как способе отображения.
- Воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям, выставкам изобразительного искусства, потребности в общении с произведениями изобразительного искусства.
В дошкольном учреждении созданы оптимальные условия: художественная минигалерея, детская изобразительная студия, центры детского творчества в группах детского сада, тематические уголки, ТСО и т.д.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К МИРУ ИСКУССТВА
II младшая группа
- книжная графика (Ю.А.Васнецов, Е.М.Рачев, В.А.Кузьмина, К.В.Овчинникова)
- народная игрушка (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, чувашские народные игрушки, богородская резная игрушка)
- музей (общие представления, предметы, художники)
- архитектура (здания г.Чебоксары, р. Волга)
- древние образы (культовая живопись, древнерусская архитектура, праздники)
Средняя группа
- жанры живописи (пейзаж, портрет)
- культовая живопись (иконы, древнерусская архитектура)
- скульптура (малые формы, садово-парковая)
- книжная графика (Ю.А.Васнецов, Е.М.Рачев, В.Г.Сутеев, Е.И.Чарушин, В.В.Лебедев)
- архитектура (достопримечательности г.Чебоксары, Проспект Ленина, церкви, соборы, памятники)
- народное искусство (Семеновские матрешки, Полхово-Майданские матрешки, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, чувашское декоративно-прикладное искусство, глиняные изделия чуваш)
Старшая группа (с выходом в музей, экскурсии)
- язык изобразительного искусства (цвет, линия, форма, фактура, свет, ритм, тень)
- жанры живописи (пейзаж, портрет, автопортрет, интерьер, натюрморт, исторические картины)
- графика (книжная графика, цветная графика)
- древнерусское искусство (древнерусская архитектура)
- скульптура (садово-парковая скульптура, станковая, монументальная, рельеф)
- музей (история, виды)
- архитектура (чувашские архитекторы, памятники)
- народное искусство (городецкая роспись, гжельская керамика, хохломская роспись, чувашская вышивка)
Подготовительная группа (с выходом в музей, проведение мастер-класса, экскурсии)
- язык изобразительного искусства (цвет, ритм, свет, тень, форма)
- жанры живописи (пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт, бытовая картина, исторический жанр)
- графика (книжная, плакатная)
- древнерусское искусство (иконопись)
- скульптура (станковая, монументальная, рельеф)
- музей
- архитектура (скульптурные памятники г.Чебоксар, архитектурные памятники г.Чебоксар )
- народное искусство (бисероплетение чуваш, Жостовские подносы, и др.)
Для работы с детьми мы разработали перспективные планы по ознакомлению детей с изобразительным искусством по всем возрастным группам.<Приложение 1>
В итоге систематической работы в данном направлении у детей формируется умение понимать произведения живописи, архитектуры, графики, народного искусства, скульптуры, чувственно воспринимать образ человека, устанавливать связь между содержанием и выразительными средствами. А самое главное достигнутая нами цель - обогащение духовного мира детей через приобщение к лучшим сокровищам мирового искусства, является достигнутой.
И уже в данное время для себя мы, воспитанники, педагоги и родители, поняли и «ощутили» слова Д.С. Лихачева: «Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».