Урок-воспоминание

Разделы:


Учебно-воспитательные задачи: развитие познавательного интереса к географической науке; систематизация и проверка основных географических знаний за курс 6 – 11 классов: понятий, терминов, научных выводов; умение работать с картами, пособиями в нестандартных ситуациях; расширение кругозора; формирование коммуникативных навыков; развитие творческих способностей.

Оборудование: учебные карты; видеокассеты; призы для аукциона и конкурса знатоков; выставка книг по краеведению, школьных учебников, атласов по географии с 6 по10 класс; карточки с ребусами, названиями тем каждого курса; плакат «Любить свою Родину – значит знать её»; презентация «Географические загадки»; к\ф «Урал»; анкета (проводится до урока).

Вопросы анкеты:

  1. Какой курс географии вам больше понравился?
  2. Назовите материк, который оставил наибольшее впечатление при изучении курса географии материков и океанов.
  3. Какая форма контроля даёт наибольший эффект для запоминания?
  4. Ваши впечатления от зачётных форм урока. Какой из них труднее, но по мере подготовки оказался интересным?
  5. Наиболее запомнившийся урок.
  6. Кого из одноклассников назовёте «Знатоком географии»?

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

География – наука путешествий и открытий,
Про неё вам всё расскажет географии учитель!
Вместе с ним перенесётесь вы в любую точку света,
И учитель вам покажет, где на карте будет это.
Вместе с ним вы побываете на уроках в разных странах,
Много нового узнаете об обычаях и нравах.
Вам учитель всё расскажет, объяснит и нарисует,
На вопросы все ответит, было так и дальше будет!

- Так начиналось наше знакомство. Сегодня мы проводим заключительный урок по курсу школьной географии. Давайте немного вернёмся назад, вспомним изученное, повторим, закрепим материал, подведём итоги.

- 6 лет назад мы открыли первую страницу школьной географии. (Группа ребят представляет 6 класс).

Здравствуй, география! Ты мне так нужна,
Как человеку воздух, а рыбам всем вода.
Ведь если б не было тебя, ничего не знала я.
Я б не знала острова, сели, страны, города,
Реки, горы и моря, и тебя, моя страна!
Здравствуй, география! Шлю тебе привет!
Я жду тебя и радуюсь, что есть такой предмет!

- Что означает слово «ГЕОГРАФИЯ?» С этого слова начинались первые уроки географии. (Обращаю внимание на выставку школьных учебников и атласов).

В 6 классе маршрут проходил через пункты «План и карта», где мы узнали, что такое карты, когда они возникли, их разнообразие, научились определять географические координаты.

Изучая «Литосферу», узнали, как выглядит наша планета, из каких горных пород состоит наша земная кора, можно ли предсказать землетрясения и извержения вулканов.

Познакомившись с «Гидросферой», сможем ответить, почему морская вода солёная, а речная нет; как образовалось озеро Байкал, что такое айсберг.

При изучении «Атмосферы» раскрыли тайны воздушного океана, узнали новые приборы, с помощью которых изучается эта оболочка, говорили об изменчивости погоды.

О разнообразии организмов на Земле, их взаимосвязях, распространении на планете, воздействии на атмосферу, литосферу, гидросферу поведала нам удивительная оболочка на планете – «Биосфера».

-Давайте проверим себя: насколько прочны наши знания.

(Даю задания по группам).

1 группа. По географическим координатам определить страны и море, по первым буквам сложить слово.

10°ю.ш. 75°з.д.  (Перу)
20°с.ш.  57°в.д. (Оман)
40°с.ш.  22°в.д. (Греция)
55°с.ш. 150°в.д. (Охотское)
56°с.ш. 10°в.д.  (Дания)
40°ю.ш. 65°з. д. (Аргентина)

(После решения задаю вопросы).

- В какой теме мы встречались с этим понятием?

-Что называется погодой?

2 группа. Отгадать ребусы (ж. «География в школе», №7-98г., стр.66).

-Какие темы отражают данные понятия?

3 группа. Решая логическую задачу, исключите из списка слов лишнее, не удовлетворяющее общему признаку. Объяснить почему. (Ряды слов составлены как по терминологическому, так и по номенклатурному признаку).

  1. Река, полуостров, море, залив, озеро.
  2. Уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ.
  3. Европа, Азия, Антарктида, Бразилия, Африка.
  4. Карпаты, Памир, Эльбрус, Монблан, Пиренеи, Урал, Алтай, Джомолунгма,
  5. Аконкагуа, Килиманджаро.
  6. Арабы, русские, китайцы, англичане, москвичи.

- Из каких тем 6 класса взяты эти ряды слов.

(Вопросы после выполнения заданий обобщают и систематизируют знания по основным темам данного курса.)

- Вторая страница – 7 класс. Вспомним ведущие темы.

(Группа подготовленных ребят рассказывает краткое содержание каждой темы).

«Литосфера и рельеф Земли». Здесь мы познакомились со строением литосферы, с гипотезами её происхождения, закономерностями расположения гор и равнин, сейсмических поясов; узнали о причинах разнообразия рельефа Земли.

- Посмотрите на карту «Строение земной коры».

-Назовите основные тектонические структуры. Какие существуют закономерности в их размещении?

«Атмосфера и климаты Земли». Эта тема раскрыла нам такие понятия, как роль атмосферы в жизни на Земле; распределение температур, осадков, давления, ветра, климатических поясов нашей планеты.

- Перечислите все климатические пояса Земли: 1) основные; 2) переходные.

Чем они отличаются друг от друга?

«Мировой океан – главная часть гидросферы». Мировой океан – голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. В нём не только прошлое, но и будущее нашей планеты. Чтобы понять великую роль океана – необходимо знать особенности её природы: свойства водных масс, понимать роль течений, значение взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Обо всём мы узнали, изучив данную тему.

- Самое большое и самое глубокое море на планете? (Филиппинское).

- Самое малое море по площади? (Мраморное).

- Самое мелкое море? (Азовское).

- Самое мощное течение? (Гольфстрим. 75-200 км. шириной; толщина 700-800 м; скорость от 3 до 10 км /час.; t – от 24° в феврале до 28° в августе).

- Рекордсмен глубины? (Марианская впадина).

«Географическая оболочка». Это её строение, свойства, природные комплексы, природные зоны, роль человека.

«Океаны». Мировой океан обнимает Землю неразделимыми водами и является по своей природе единой стихией, которая приобретает разные свойства с изменением широт.

«Материки». Изучая отдельные материки мы узнали, когда и кем они были открыты, кто их исследовал, каковы особенности их природы и чем они обусловлены, какие народы населяют каждый материк, какие государства там находятся, как они различаются по природным условиям, особенности быта и жизни населения.

- Обучаясь географии, вы овладели не только фактическим материалом, но искали ответ на вопрос «Почему?».

Например: «Почему река Конго – самая полноводная река Африки?» или «Почему в Андах преобладают рудные полезные ископаемые?»

В своих ответах на вопрос « Какой материк вам запомнился больше всех?» большинство называли Евразию.

-Почему? Евразия, Евразия – прекрасный материк.
Как много там народу – и белых, и цветных.
В Евразии, в Евразии есть Родина моя.
Столица нашей Родины – красавица Москва.

Переходя к третьей странице нашего школьного курса географии «Физическая география России», вспомните главный эпиграф, записанный в тетради перед началом 8 класса: «Любить свою Родину – значит знать её».

(В.Г.Белинский).

- Давайте проведём поэтическую минутку, которую вы так любили на наших уроках. ( На фоне грамзаписи дети читают стихи наизусть о природе России, её географическом положении, достопримечательностях).

( Напоминаю основные темы курса физической географии России.)

- Вспомним границы нашей необъятной Родины. (Провожу необычный диктант: в нём содержатся географические ошибки, ребята в тетрадь выписывают допущенные ошибки.)

Текст диктанта:

Россия – самая большая по площади и численности страна мира. Мы поставили цель совершить путешествие вдоль её границ с другими странами. Начнём свой путь с северо-запада, где наша Родина омывается Беринговым морем.

Корею, по территории которой мы проезжаем вдоль границы, действительно можно назвать голубоглазой, как поётся о ней в песне. Это край озёр, болот и рек. Озёра в основном тектонического происхождения. Граница с Латвией, Эстонией и Литвой проходит по степям.

Восточная граница проходит по границе с Белоруссией и Украиной. На юге Европейской части граница идёт по Карпатам, поэтому мы над Грузией и Арменией пролетели на самолёте. Когда пересекали Чёрное море, достигли границы с Казахстаном. И здесь были степи, степи, покрытые ковылём, или распаханные человеком поля.

Велика страна Россия и границы её протяжённости. Мы познакомились с границей стран Ближнего Зарубежья: Монголией и Карелией. Наконец мы достигли побережья Тихого океана – Баренцева моря.

Учитель: Мы часто повторяем слово «природа» рядом с такими, как «Родина», «мать». А с недавнего времени оно стало символом борьбы за жизнь. Ведь природа – это источник нашего существования. Всё, чем мы богаты, берёт начало в ней: и красота, и вдохновенье, и творчество. Она нас кормит, даёт запас жизненных сил. В ней, как в зеркале, отражаются наши мысли и чувства, характер и поступки. Заботимся о родной Земле, - и она цветёт: поднимаются ввысь земные леса, несут свои воды чистые реки, множится флора и фауна. А когда допускаем бесхозяйственность, безразличие, - всё вокруг постепенно угасает.

Поэтическая пауза (дети читают стихи на экологическую тему, раскрывающие проблемы Байкала, Арала, Волги, лесов России и т. д.)

- На уроках географии мы часто проводили занимательные минутки. Предлагаю отгадать географические загадки (через мультимедиапроектор демонстрирую презентацию «Географические загадки»)

- Изучая природные комплексы России, особое место занимает Урал, наша с вами Малая Родина: вспоминаем и показываем на карте Урала заповедники: Печоро-Илычский, Ильменский, Башкирский, Висимский. (на стендах оформлены материалы о них, обращаю внимание, чтобы ребята вспомнили.) Оформленная библиотечка по краеведению напоминает ребятам уроки по краеведению. Предлагаю ребятам назвать книги, которые у них есть дома, что они запомнили, кратко рассказать.

И завершают эту страничку ребята чтением стихов об Урале на фоне фильма «Уральские горы» (при отключенном звуке.)

(«…Живу я в глубине России…Л. Татьяничевой», «Урал – опорный край державы…»Твардовского, «Люблю я, Урал мой, просторы твои…»Е. Фейербенда.)

Следующая 4 страница школьной географии – 9класс «Экономическая география России».

Это один из самых сложных курсов. Знания природы, отдельных регионов страны помогали разобраться в основах экономики хозяйства России. Узловые темы курса, по которым ориентируется каждый ученик, раскрыты на доске.

- Сколько экономических районов на территории России?

- Назовите алгоритм изучения экономического района.

- Проверим знания в форме аукциона по одному из экономических районов, например, «Северный»

(миниаукцион помогает за 3-4 минуты вспомнить характеристику района).

- Ещё одно задание: включаю фрагмент фильма без звука. Вы должны угадать о каком районе идёт речь и назвать отрасли специализации данного района.

- И заключительная страница – 10 – 11 классы – «Экономическая и социальная география мира»

На вопрос анкеты «В каком классе вам больше всего понравилась география», почти все ответили: 10 – 11 класс

Построение курса по известной схеме: Общая часть и региональная. Сейчас мы при помощи различных форм и приёмов, которые часто имели место быть на наших уроках, постараемся вспомнить главное.

В методическом аппарате учебника среди обычных заданий есть «задания для удовольствия» - составление кроссвордов. Мы их отгадывали и на уроках, и дома, некоторые вы составляли сами.

- Попробуйте за3 минуты решить предлагаемый мною кроссворд. (У каждого на столе кроссворды, при проверке ученику, отгадавшему больше слов, вручаю на память буклет «По городам Золотого кольца».)

Очередной вопрос анкеты «Какая форма контроля даёт наибольший эффект для запоминания?», ответ почти единодушен – «зачёт».

Да, мы их проводили как обобщающие уроки, в качестве проверки отдельных понятий, терминов, географической номенклатуры; как в письменном виде, так и в устной форме; освоили электронное тестирование.

- продемонстрируйте знания на примере стран Зарубежной Азии. Вызываю 3 учеников (по желанию): 1 – называет страну, 2 – показывает её на карте, 3 – называет столицу.

- Сложным, но интересным вы называли зачёт по теме «штаты США» (ответ на вопрос анкеты.) Проверим насколько он оказался эффективным. Парная работа: 2 ученика (по желанию) поочереди называют штаты.

Побеждает последний. (Приз – набор открыток о г. Москве.)

Я вас спрашивала «Кого из одноклассников вы можете назвать знатоком географии?» Сейчас я озвучиваю этих ребят и приглашаю принять участие в «конкурсе знатоков географии».

  1. Крупнейший производитель судов, роботов, бытовой электроники, лидер мирового рыболовства, крупнейший импортёр зерна и других природных ресурсов. (Япония)
  2. Страна с большой численностью населения , столица – не самый крупный город в стране, аграрная экономика, но существуют крупные районы тяжёлой и лёгкой промышленности, в северных районах выращивается преимущественно пшеница, в восточных – рис и джут, в южных и центральных – чай, хлопок, арахис. (Индия)
  3. Одна из развитых стран Западной Европы, по численности населения сопоставима с Великобританией или Италией, но превосходит их по площади, по европейским меркам богата разнообразными природными ресурсами, Её роль заметна в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной технике, парфюмерно-косметической продукции, вина и сыра. (Франция)
  4. Европейская страна, не имеющая выхода в море, Столица – не самый крупный город, национальный состав неоднородный, развиты точное машиностроение, фармацевтика, пищевая промышленность, поддерживает постоянный политический нейтралитет. (Швейцария)
  5. Католическая европейская страна с однородным национальным составом, развитой угольной промышленностью, является крупным производителем картофеля. (Польша)
  6. Крупнейший производитель угля, цемента, велосипедов, швейных машин, х/б тканей, риса, имеет максимальное поголовье свиней. (Китай)
  7. В последние годы эту страну также стали относить к НИС, крупнейший в мире производитель натурального каучука, олова. (Малайзия)
  8. Наиболее урбанизированная страна Восточной Европы с высокоразвитым машиностроением, лёгкой промышленностью (обувь, бижутерия), интенсивным с/х с преобладанием животноводства. (Чехия)
  9. Самая протяжённая в длину страна Европы с максимальным душевым производством электроэнергии (в основном на ГЭС), развитым рыболовством, крупный «морской извозчик» (Норвегия)
  10. Нефтедобывающая страна, расположенная на самом большом материке, значительную её часть занимает низменность в междуречье двух извилистых рек, На которых ещё в древние времена выращивали на орошаемых землях пшеницу, хлопок, финики, столица страны – древний город, расположенный на берегу одной из этих рек. (Ирак)

Вам запомнились уроки пресс-конференция по США, семинар по Японии, семинар «Глобальные проблемы человечества» - так вы пишете в своей анкете.

- Итак, мы перелистали страницы школьной географии. Дайте свою оценку уроку-воспоминанию. (Высказывания ребят)

Заключительное слово учителя, где благодарю детей за сотрудничество, взаимопонимание, желание знать больше. На память дарю открытки с географической тематикой, где на обратной стороне – отметка за курс географии.