Цели урока:
- Ввести понятие ветвления.
- Ввести понятие условного оператора.
- Научить применять условный оператор при составлении программ
- Развить навыки программирования в среде Турбо Паскаль
- Развить алгоритмическое мышление учащихся
- Воспитывать культуру работы в парах.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация (устно)
- Тест + работа у доски
- Введение нового материала
- Домашнее задание
- Итоги урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие.
На протяжении прошлого месяца мы изучали разделы «Основы алгоритмизации и программирования» и раздел «Программирование на Турбо Паскаль». С какими понятиями вы познакомились на прошлых уроках (алгоритм, программа, структура программы в паскаль, некоторыми командами-операторами.)
2. Актуализация (дети отвечают устно)
- Что называется алгоритмом?
- Что называется программой?
- К какому типу языков программирования относится язык Турбо Паскаль?
- Что выполняет команда write?
- Чем отличается write от writeln?
- Что выполняет команда read? Readkey?
- Какова структура программы в Паскаль?
- Что содержит каждый блок программы?
- Что означает . ; = := ?
- Чем отличается = от := ?
- Как запустить программу?
- Какая программа называется линейной?
- Что такое блок-схема?
- Перечислите блоки.
3. Проверка знаний
Детям раздаются тесты следующего вида:
1 вариант
Ф. И. _______________________________
1. Что называется алгоритмом?
_____________________________________________
2. Что означает в Турбо Паскале:
точка______________________________________________
точка с запятой_____________________________________
3. Сколько и какие значения могут принимать логические переменные BOOLEAN?________________________________
4. Каким может быть имя программы?__________________
5. Как выглядят операторные скобки?____________________
2 вариант
Ф. И. _______________________________
1. К какому виду языков программирования относится Турбо Паскаль?
- Естественные
- Алгоритмические
- Логические
2. Чем отличается = от := в языке программирования ПАСКАЛЬ?
_________________________________________
3. Переменные какого типа описываются служебным словом INTEGER:
- действительные числа
- целые числа
- символьные переменные
- логические переменные
4. Общий вид строки заголовка:________________________________
5. Укажите порядок расположения основных блоков программы в языке программирования Турбо Паскаль:
- Раздел операторов
- Строка заголовка
- Begin
- Раздел описаний
- End
3 вариант
Ф. И. _______________________________
1. Что называется программой?____________________________
2. Что содержит раздел операторов?___________________________
3. Раздел описаний VAR используется для описания:
- констант
- переменных
- функций
- меток
4. Во что должен быть заключен текст в скобках команды WRITE?
______________________________________________________________
5. Как запустить программу в языке программирования ПАСКАЛЬ?
1. С помощью клавиатуры_________________________________
2. С помощью мыши______________________________________
4 вариант
Ф. И. _______________________________
1. Записать:
команду вывода на экран______________________________
команду считывания в память компьютера
______________
2. Как выглядят операторные скобки?_______________________________
3. Каким служебным словом описываются символьные переменные:
- INTEGER
- REAL
- CHAR
- BOOLEAN
4. Чего не может содержать раздел описаний
- label
- const
- title
- var
15. Чем отличается команда WRITE от команды WRITELN?_____________________
Во время выполнения учащимися теста на своих рабочих местах двое учащихся работают у доски и выполняют взаимопроверку.
Работа на интерактивной доске имеет следующий вид: (Рисунок 1)
Учащиеся должны провести соответствия, а потом друг друга проверить.
4. Введение нового материала.
А сейчас давайте вспомним ситуацию с которой вы все неоднократно сталкиваетесь в жизни. Это переход дороги по переходу с двухцветным светофором. Каким будет алгоритм перехода через дорогу (ОТВЕЧАЮТ ДЕТИ).
ПРИМЕР: если дождь, то открываем зонт; если хорошо выучил урок, то хорошая оценка, иначе плохая и т.д. Теперь ваши примеры. (ОТВЕЧАЮТ ДЕТИ). А теперь перейдем из жизненных примеров к примерам из математики и физики (корень из числа, дискриминант, кипение и замерзание воды…). Как выдумаете, это линейные алгоритмы? (ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ – «нет»). Так вот, алгоритмы такого типа называются разветвляющимися, и тема нашего сегодняшнего урока будет следующая: Ветвления в Турбо Паскаль. Условный оператор. (СЛАЙД № 1).
А теперь давайте предположим какие же будут цели сегодняшнего занятия. (ОТВЕЧАЮТ ДЕТИ) +(СЛАЙД № 2).
А теперь вспомните все приведенные примеры и скажите: с какого слова начинался любой разветвляющийся алгоритм? (ОТВЕЧАЮТ ДЕТИ «если»). И в зависимости от выполнения или невыполнения условия выполняются разные действия. А теперь, как вы думаете, какой алгоритм называется разветвляющимся? (ОТВЕЧАЮТ ДЕТИ)
(СЛАЙД № 3).
Разветвляющийся алгоритм - это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо первое, либо второе действие.
Шаблон разветвляющегося алгоритма: ЕСЛИ условие ТО действие1 ИНАЧЕ действие2
(Дети записывают определение в тетрадь)
(СЛАЙД № 4).
Рассматривается блок-схема. А учащимся раздается следующий рисунок, который они вклеивают в тетрадь: (Рисунок 2)
Блок-схема разветвляющегося алгоритма
Какая часть блок-схемы для вас нова? ( ОТВЕЧАЮТ ДЕТИ)
А что мы делали после составления блок схемы?
(ДЕТИ «описывали ее на Турбо Паскаль»)
Так вот для описания разветвляющейся части алгоритма в Турбо Паскаль используется условный оператор, который имеет вид: (Дети записывают в тетрадь)
IF условие THEN действие 1 ELSE действие 2
ЕСЛИ условие ТО действие1 ИНАЧЕ действие2
Если в качестве действия выполняется серия команд, то она заключается в операторные скобки!!!
А теперь посмотрим как применять условный оператор при составлении программ.
Составить программу для вычисления действительных корней из введенных чисел :
Составим блок-схему
А теперь переведем ее на Турбо Паскаль
Program Primer1(input,output);
Uses crt;
Var x,y: real;
Begin
Writeln(‘введите число’);
Read(x);
IF X>=0 THEN begin y=sqrt(x);
write(y)
end
ELSE write(“действительных корней нет”);
Read key
end.
(Дети записывают в тетрадь)
5. Домашнее задание (карточки)
Учащимся раздаются карточки разного уровня сложности и следующего содержания:
Домашнее задание
Составить программу, которая будет
определять развернутый или нет введенный
пользователем угол.
Домашнее задание
Составить программу, которая будет
определять тип треугольника, если
пользователь введет его самый больший угол.
Домашнее задание
Составить программу, которая будет
определять закипит или нет вода, если
пользователь введет температуру.
Домашнее задание
Составить программу, которая будет
определять замерзнет или нет вода, если
пользователь введет температуру.
Домашнее задание
Составить программу, которая будет
определять положительное или
отрицательное введенное пользователем
число.
Домашнее задание
Составить программу, которая будет
вычислять модуль числа.
6. Итоги урока.
- С чем вы познакомились сегодня?
- Какие алгоритмы называются разветвляющимися?
- С каким новым оператором вы сегодня познакомились?
- Какие служебные слова в нем применяются?
- Когда применяется условный оператор?
- На этом уроке мы научились:
* составлять блок-схемы для разветвляющегося алгоритма
* составлять программу с использованием условного оператора - Приведите примеры разветвляющихся алгоритмов из жизни (один разобрать)
- С какими учебными дисциплинами перекликался наш сегодняшний урок?
ОЦЕНКИ ЗА УРОК!!!!!
На следующем уроке мы с вами еще углубим знания в области ветвлений, научимся составлять более сложные программы, в том числе составим программу для вычисления корней квадратного уравнения.