Конспект урока русского языка в 4-м классе "Школа - 2100" по теме "Именительный и винительный падежи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
  2. Образовательные: пополнить знания учащихся об именительном и винительном падежах, тонкости употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.
  3. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

Оборудование: рисунки именительного и винительного падежей, карточки со словарными словами, индивидуальные задания на карточках, карточки с вопросами, предлогами и т. д. изучаемых падежей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.

2. Словарная работа.

2.1 - Начнем урок с разгадывания кроссворда.

- Но прежде, давайте вспомним, что такое синонимы.

  1. Синоним слова специальность
    - 1 ученик пишет на доске, остальные – прочитать четко, орфографически, и записать.(выставить карточку).
  2. То же, что и обычай.
  3. Сладкое, третье блюдо.
  4. Синоним слова «починка», «исправление».
  5. Синоним слова «золотистый», янтарный цвет.

– Поставьте ударения, подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Какое новое слово вы видите? ПАДЕЖ

- Запишите его.

- Назовите глухие согласные звуки[ п ] , [ ш ]

- Чем они отличаются? [ ш – непарный, твердый ]

- Как проверить согласный звук на конце слова?

- Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.

- Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ

- Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? ( форма слова, однокоренное слово).

Падеж – лексическое значение [ одна из категорий имени существительного ]

- Что вы знаете о существительном?

Постоянные признаки:

  • одушевленное, неодушевленное;
  • собственное, нарицательное;
  • имеют род.

Непостоянные признаки:

  • изменяется по числам, падежам;
  • главные и второстепенные члены предложения.

- Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?

3. Сообщение темы и задач урока.

Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.

- Каковы задачи урока?

  • Научиться отличать И.п. от В.п.
  • Учиться думать, мыслить и внимательно относиться к каждому слову.

- Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?

Работа в парах по карточкам.

- Установить соотношение между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

рад

И. п.

кем? чем?

вижу

Р. п.

кому? чему?

думаю

Д. п.

о ком? о чем?

нет

В. п.

кого? что?

доволен

Т. п.

кого? чего?

есть

П. п.

кого? что?

Проверка.

- Как вы думаете, для чего нужно знать падежи?

- А вот я знаю мальчика, который не хочет знать падежи.

Инсценирование стихотворения «Падежи» Граубина.

Автор:

Спросили Лежебокина:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:

Лежебокин:

В том не моя вина
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу.
Трудиться, а тем более творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит,
Отец во всякой мелочи
Во всем меня винит.

Автор:

Да, переделка кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?

Лежебокин:

Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный.

- Чтобы не быть Лежебокиными, нам необходимо научиться отличать И. п. от В. п.

4. Формирование новых знаний.

Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете?

На доске:

  • читали рассказ
  • рассказ рассмешил

- Как определить падеж существительного «рассказ»?

В таком же замешательстве были и придворные. Однажды Принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие. Заглянули они ив нам.

- Давайте встретим их на вокзале. (Вывешиваются на доске плакаты Принцев).

На доске:

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

Дети объясняют и подчеркивают орфограммы, записывают предложения.

 - Определите падеж существительного «вокзал».

- Можно ли с уверенностью сказать, что это слово стоит в одном и том же падеже?

- Как быть?

- Найдите грамматическую основу.

- Можем ли мы сейчас определить падеж существительного ВОКЗАЛ в первом предложении?

- Как определить падеж в других предложениях? (Дети называют словосочетания).

- Как вы думаете, почему В. п. получил такое название? (Является причиной, вызывающей само действие).

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: если существительное выполняет роль подлежащего, это слово И.п., если роль второстепенного члена – В. п.

Появляется запись на доске.

И. п.

В. п.

кто? что?

кого? что?

гл. член

в, на, за, про, через

 

вт. член

Физминутка.

Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

5. Формирование практических навыков.

- Что общего у существительных остров, город, рассказ?

(М. р., ед. ч., нулевое окончание).

Самостоятельное выполнение упр. 124, стр.74.

1в.- первый абзац.

2в.- второй абзац.

Третий абзац – индивидуально.

Проверка. Объяснить, какими членами предложения являются выделенные существительные.

- Какой вывод можно сделать?

ИТОГ УРОКА.

- Какие цели мы ставили на уроке?

- Чего достигли?

- Докажите, что цель урока достигнута.

Выдаются карточки с пословицами.

  • Вина голову клонит.
  • Пословица не зря молвится.
  • Без заботы и репу не вырастишь.
  • Всякая дорога вдвоем веселей.

Найдите пословицу, в которой нет существительного в В.п. Найдите пословицу, в которой нет существительного в И.п.

Пословицу, в которой нет существительного в И.п. и В.п.

Д. З.: стр. 76, правило.

Стихотворение-наказ. (читает ученица).
Кто только зубрит,
Чтоб от двоек бежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок,
            как на праздник,
Что каждый отличник –
            шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой!
Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
            веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как я!
В добрый час!

Приложение