Цели урока:
- Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
- Образовательные: пополнить знания учащихся об именительном и винительном падежах, тонкости употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.
- Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.
Оборудование: рисунки именительного и винительного падежей, карточки со словарными словами, индивидуальные задания на карточках, карточки с вопросами, предлогами и т. д. изучаемых падежей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.
2. Словарная работа.
2.1 - Начнем урок с разгадывания кроссворда.
- Но прежде, давайте вспомним, что такое синонимы.
- Синоним слова специальность
- 1 ученик пишет на доске, остальные – прочитать четко, орфографически, и записать.(выставить карточку). - То же, что и обычай.
- Сладкое, третье блюдо.
- Синоним слова «починка», «исправление».
- Синоним слова «золотистый», янтарный цвет.
– Поставьте ударения, подчеркните букву, которую надо запомнить.
- Какое новое слово вы видите? ПАДЕЖ
- Запишите его.
- Назовите глухие согласные звуки[ п ] , [ ш ]
- Чем они отличаются? [ ш – непарный, твердый ]
- Как проверить согласный звук на конце слова?
- Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.
- Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ
- Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? ( форма слова, однокоренное слово).
Падеж – лексическое значение [ одна из категорий имени существительного ]
- Что вы знаете о существительном?
Постоянные признаки:
- одушевленное, неодушевленное;
- собственное, нарицательное;
- имеют род.
Непостоянные признаки:
- изменяется по числам, падежам;
- главные и второстепенные члены предложения.
- Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?
3. Сообщение темы и задач урока.
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
- Каковы задачи урока?
- Научиться отличать И.п. от В.п.
- Учиться думать, мыслить и внимательно относиться к каждому слову.
- Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?
Работа в парах по карточкам.
- Установить соотношение между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
рад |
И. п. |
кем? чем? |
вижу |
Р. п. |
кому? чему? |
думаю |
Д. п. |
о ком? о чем? |
нет |
В. п. |
кого? что? |
доволен |
Т. п. |
кого? чего? |
есть |
П. п. |
кого? что? |
Проверка.
- Как вы думаете, для чего нужно знать падежи?
- А вот я знаю мальчика, который не хочет знать падежи.
Инсценирование стихотворения «Падежи» Граубина.
Автор:
Спросили Лежебокина:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
Лежебокин:
В том не моя вина
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу.
Трудиться, а тем более творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит,
Отец во всякой мелочи
Во всем меня винит.
Автор:
Да, переделка кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
Лежебокин:
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный.
- Чтобы не быть Лежебокиными, нам необходимо научиться отличать И. п. от В. п.
4. Формирование новых знаний.
Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете?
На доске:
- читали рассказ
- рассказ рассмешил
- Как определить падеж существительного «рассказ»?
В таком же замешательстве были и придворные. Однажды Принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие. Заглянули они ив нам.
- Давайте встретим их на вокзале. (Вывешиваются на доске плакаты Принцев).
На доске:
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
Дети объясняют и подчеркивают орфограммы, записывают предложения.
- Определите падеж существительного «вокзал».
- Можно ли с уверенностью сказать, что это слово стоит в одном и том же падеже?
- Как быть?
- Найдите грамматическую основу.
- Можем ли мы сейчас определить падеж существительного ВОКЗАЛ в первом предложении?
- Как определить падеж в других предложениях? (Дети называют словосочетания).
- Как вы думаете, почему В. п. получил такое название? (Является причиной, вызывающей само действие).
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: если существительное выполняет роль подлежащего, это слово И.п., если роль второстепенного члена – В. п.
Появляется запись на доске.
И. п. |
В. п. |
кто? что? |
кого? что? |
гл. член |
в, на, за, про, через |
вт. член |
Физминутка.
Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
5. Формирование практических навыков.
- Что общего у существительных остров, город, рассказ?
(М. р., ед. ч., нулевое окончание).
Самостоятельное выполнение упр. 124, стр.74.
1в.- первый абзац.
2в.- второй абзац.
Третий абзац – индивидуально.
Проверка. Объяснить, какими членами предложения являются выделенные существительные.
- Какой вывод можно сделать?
ИТОГ УРОКА.
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Чего достигли?
- Докажите, что цель урока достигнута.
Выдаются карточки с пословицами.
- Вина голову клонит.
- Пословица не зря молвится.
- Без заботы и репу не вырастишь.
- Всякая дорога вдвоем веселей.
Найдите пословицу, в которой нет существительного в В.п. Найдите пословицу, в которой нет существительного в И.п.
Пословицу, в которой нет существительного в И.п. и В.п.
Д. З.: стр. 76, правило.
Стихотворение-наказ. (читает ученица).
Кто только зубрит,
Чтоб от двоек бежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок,
как на праздник,
Что каждый отличник –
шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой!
Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как я!
В добрый час!