Урок художественного труда в 3-м классе "На стекле узор мороза"

Разделы: Начальная школа


Цель: активизация и развитие творческого потенциала учащихся с помощью различных изобразительных приемов и методов.

Задачи.

  1. Научить учащихся изображать узор мороза (морозную веточку) на листке с помощью воска (свеча) и проявлять с помощью воды и красок.
  2. Учить рисовать, используя правила композиции.
  3. Учить соединению различных частей в единое целое в соответствии с размером листа.
  4. Совершенствовать приемы работы с акварелью.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, тему урока: «На стекле узор мороза» (тема урока записана воском на стекле окна в классе).

Сегодня на уроке мы будем создавать необычные узоры. Для работы нам понадобятся: лист бумаги, краски, кисточка, губка, вода, воск.

Дети. Ученики проверяют наличие исходных материалов.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем учиться изображать морозную веточку с помощью воска и проявлять с помощью красок и воды, будем совершенствовать приемы работы с акварелью и учиться работать в коллективе.

2. Вступительная беседа.

Учитель. Издавна люди придумывали затейливые, красивые узоры на тканях, одежде, посуде, мебели, домах, металлических решётках. Красота радует, создает хорошее настроение.

Учитель демонстрирует образцы росписи на тканях, платках, посуде, обоях.

Кто, кроме людей, в природе может рисовать узоры?

Какой это мастер на стекла нанес
И ветки, и травы, и заросли роз?

Дети. Мороз.

Учитель. А, где вы видели морозные узоры?

Дети. На стекле.

Учитель. Сегодня на уроке мы попробуем нарисовать морозный узор сами. Мороз рисует узоры на стекле, а мы – на листке – свечкой.

3. Работа с воском. Объяснение материала.

Учитель. Узоры могут быть похожи на сказочные веточки.

Веточка может быть прямой.<Рисунок 1>

Веточка может быть изогнутой. <Рисунок 2>

Может быть композиция из веточек. <Рисунок 3>

Ребята, а вы знаете, что такое композиция?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель. Это составление, соединение различных частей в единое целое, в соответствии с какой- нибудь идеей. Мороз рисует не только узоры из веточек, но и точечки, штрихи, плавные линии, завитки. <Рисунок 4>

Так как мы рисуем свечкой на белом листе, то наш узор не будет видно.

Для того, чтобы увидеть свою работу нам надо наклониться в сторону и найти нужное положение головы, тогда вам будет видно изображение. Давайте сначала попробуем на обратной стороне листа.

Изобразите простую веточку, изогнутую, точечки, штрихи, завитки

Дети пробуют рисовать элементы узора под руководством учителя.

Учитель. Молодцы!

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем вместе рисовать.
Порисуем мы руками и украсим стекла сами!
Переход к самостоятельной работе.

Учитель. Изобразите свой морозный узор на листке с помощью свечки.

Мороз рисует по всему стеклу, и мы это изобразим тоже. Боковой поверхностью свечки, слегка, сильно не нажимая, закрасим наш лист сверху вниз (учитель показывает) придавая фон и подчеркивая тем самым красоту нашего узора.

Дети повторяют за учителем.

4. Работа с красками.

Учитель. Чтобы узор проявился, нужно смочить весь наш рисунок водой при помощи губки. Намочите губку и проведите ею по листку в одном направлении слева направо.

Художники цвет стекла обычно изображают синими, серыми, голубыми или фиолетовыми красками.

Выберите одну любую из этих красок и подготовьте её к работе. Для этого возьмите кисточку, обмакните её в воду и капните немного воды в выбранную вами краску.

Возьмем на кисточку краску и закрасим наш узор по горизонтали не оставляя белых пятен на листе. Дети закрашивают лист с узорами.

Учитель. Работа с красками закончилась. Помойте кисточку, закройте краски, баночку с водой отодвиньте на край стола. А теперь наши узоры подсохнут, а мы отдохнем.

5. Физминутка.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

Давайте подуем на окно, как делает это Мороз, и посмотрим какие узоры появятся на окне (дыхательная разминка). Молодцы!

Разгадывание ребусов и загадок.

Смотри <Приложение1> ,<Приложение2> , <Приложение3>.

6.Коллективная работа.

Оформление окон рисунками – узорами, выполненными детьми (Оконные рамы были подготовлены заранее на доске).

Учитель. А теперь посмотрим, как ваши узоры будут смотреться на окнах. Подходите по одному и наклеивайте узоры на окна.

Дети по одному подходят и наклеивают свои узоры.

Учитель.

На стекле - морозный иней. Сколько черточек и линий!
Знаем только мы одни, кто стоит там у избы?
На стекло Морозко дышит и узорами всё пишет.
Как вы думаете, кто в нашей избушке будет жить?

Дети. Дед Мороз.

Учитель «достраивает» избушку: прикрепляет над окнами крышу и портрет Деда Мороза.

7. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня на уроке вы все хорошо поработали. У нас получились сказочно-красивые окна для избушки Деда Мороза. Спасибо вам за совместную творческую работу.