Корпоративная этика - одно из слагаемых профессиональной культуры гимназии

Разделы: Администрирование школы


Корпорация – это группа лиц одной профессии, и, естественно, их в первую очередь объединяют общие профессиональные интересы. Но не только это. Существует и корпоративная этика – соответствующий свод норм и правил поведения.

Еще у античных философов (Демокрита, Платона, Аристотеля) можно найти суждения о профессиональном поведении педагога, а основные понятия современной учительской этики рассматривались основоположниками теории педагогики Я.А.Коменским и И.Г.Песталоцци. Кроме того, в рекомендациях ЮНЕСКО «О положении учителей», принятых 05.10.1966, говорится о необходимости выработки кодекса этики учителя.

Современная школа – это своеобразная «компания», в отношении к которой стали применимы многие экономические термины. Например, образовательные услуги, которыми можно привлечь детей и родителей в школу, конкурентоспособность, которая позволяет «выжить» любой компании, в том числе и нашей. Падение рождаемости, характерное для конца 20 – начала 21 века, жесткое подушевое финансирование привели школы, независимо от их статуса, к необходимости конкурентной борьбы за ученика. Для этого необходимо иметь не только положительный образ нашей «компании», но и единый, сплоченный коллектив, отвечающий требованиям профессионализма и взаимоответственности.

Поэтому в настоящее время для образовательного учреждения стали жизненно необходимыми выработка и принятие всеми членами трудового коллектива некоего свода этических норм, работающего на достижение целей, стоящих перед гимназией. Эти нормы могут быть лишь конвенцией, то есть договором о том, что есть «хорошо», а что «плохо» для педагога в той или иной ситуации, при осуществлении той или иной деятельности.

Под корпоративной этикой мы понимаем определенный негласный кодекс поведения, следование которому позволяет педагогическим работникам идентифицировать себя с профессией учителя. Корпоративная этика учителя, следовательно, подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.

1. Учитель в отношении с самим собой.

  • Мы пришли в школу, сделав сознательный самостоятельный выбор. У учителя был трудный период: когда в обществе статус учителя пал «ниже некуда». Сегодня это положение стало лучше. Это связано с уровнем зарплаты учителя, и, соответственно, с возможностями педагога. Для нас школа – это место, где мы можем реализовать свои высокие потребности. Школа достойна применения наших способностей.
    Теперь «трудный период» у администрации школ: если мнение о школе и об образовании в целом складывается из той информации, которую предоставляет ТВ, то получается, что все директора - взяточники (взятки берут не учителя, а руководители), поборы в школах организуют тоже директора, психическое давление на учеников в школе оказывают учителя под надежным прикрытием директора, самоубийства в школах из-за неудач на ЕГЭ тоже происходят по вине директора. Так думают люди, далекие от школы, но на сегодняшний исторический момент отношение к системе образования в обществе, пожалуй, скорее негативное. Но не к учителю.
  • У учителя всегда был свой образ, своя индивидуальность. И не случайно, желая человеку всего наилучшего, мы говорим о счастье в личной жизни. У учителя обязательно должна быть своя, «внешкольная», личная жизнь. Не стоит замыкаться в своем учительстве. Кто-то из нас сочиняет стихи, пишет картины, увлекается театром, туризмом. Мы должны быть интересны детям, но этого не получится, если сосредотачиваться только на себе. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии.
  • Есть и еще одна особенность нашего труда: мы все время на виду – у детей, у родителей, у коллег. И мы вынуждены «быть счастливыми», быть оптимистами. Мы не можем позволить себе плохого настроения, это неприлично, стыдно, когда дети, идя на урок, ставят свои успехи в зависимость от плохого настроения учителя.
  • Неудачников не любят: учитель своим собственным примером ежедневно показывает ученикам, что по-настоящему состояться как личность можно только в том случае, если ты образован, честен, порядочен, а иначе зачем мы их учим, если образование не приносит счастья?
  • И внешний вид учителя тоже оценивают, а мы вынуждены соответствовать. Сегодня мы можем себе это позволить. Кстати, требуя соблюдения официально-делового стиля от учащихся, мы аргументируем это требование тем, что школа – это официальное офисное помещение. Но ведь оно является офисным не только для учеников, но и для учителей!
  • И дети, и взрослые ценят естественность. Не будем казаться умнее и лучше, чем мы есть. Не будем воображать о себе больше того, что мы есть на самом деле. Иначе нам некуда будет расти. Вокруг нас много более умных и талантливых людей, но мы ценны такими. Однако и самоуничижать себя не надо (у нас все получится!), надо знать себе справедливую цену. Это позволит сохранить свое достоинство, не задирая нос.
  • И наконец, учитель без гражданской позиции – не учитель. Принципиальность и требовательность по отношению прежде всего к самому себе – это то, что дает нам право именоваться Гражданином.

2. Учитель в отношениях с коллегами.

  • Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно». А.С.Макаренко так определял источник авторитетности учителя: «…авторитет проистекает только от ответственности». Если каждый учитель поймет, что ответственность равна авторитету, то он сможет по степени полезности своей деятельности определить свое место в коллективе. Администрация гимназии в течение учебного года предлагает учителю дело, важное для нашей компании: организация питания, организация дежурства, руководство методической кафедрой, содержание школьных клумб, обновление сайта, организация школьной газеты и школьного ТВ, руководство детской организацией и др. Учительская работа состоит не только из уроков, поэтому не стоит отказываться от ответственности за другие дела, ведь из них также складывается авторитет учителя.
  • Творческая атмосфера – это профессиональные споры, борьба мнений, деловые разногласия. Отсутствие их ведет к разрушению творческой атмосферы. Это средство повышения производительности труда. Анализ, сделанный психологами и учеными, показывает, что коллективы, в которых бурлит мысль и учителя идут навстречу сложным вопросам обучения и воспитания, не боясь столкновений, не испытывают тягостных ссор, мелочных дрязг, без паники готовы преодолеть непредусмотренные затруднения, рождаемые жизнью. Однако споры полезны, когда они принципиальны, иначе создают отрицательный эмоциональный климат, порождающий взаимные обиды. Несмотря на то, что в основном наш коллектив женский, мы всегда умели обойти сплетни и мелочность, и этого правила постараемся придерживаться дальше.
  • Составной элемент творческой атмосферы – признание лидерства лучших учителей, мастеров. Творческий коллектив предусматривает совершенствование на примере самых преданных делу, талантливых педагогов. Задача же лидера – увлечь своими идеями, открытиями коллег. Если учитель не увлекает других, «сам себе режиссер», то он не воспринимается окружающими как лидер. Писатель Ю.Олеша говорил: «Творчество радиоактивно», происходит известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется здоровая неудовлетворенность собой. И когда в учительской появляется рейтинг по итогам за какой-то период, не стоит обижаться на весь свет и считать обиды, следует задуматься о себе.
  • О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. И ни с кем вслух не обсуждают недостатки коллег. Тем более их не обсуждают с родителями или учениками. А если на родительском или классном собрании только назревает конфликт, то его следует сразу же погасить, не дав разгореться. И, наверное, в некоторых случаях об искре конфликта надо сообщить администрации.

3. Учитель в отношениях с администрацией.

  • Администратор тоже человек. Если Вы прощаете себе некоторые слабости, то должны простить их и администратору.
  • Степень ответственности администратора неоправданно высока. В нынешней школе администрация отвечает за трубы, канализацию, зарплату, выборы, наркоманию и алкоголизм и еще много за что. Подставьте свое плечо.
  • Администрация заинтересована в том, чтобы Вы были лучшим учителем, ведь от этого выигрывает весь коллектив и гимназия в целом. Поэтому не отказывайтесь от любых курсов повышения квалификации, любых публикаций, участия в любых семинарах, конкурсах и педсоветах – это все способствует Вашему профессиональному росту. И относитесь мудро к факту посещения Ваших уроков администрацией гимназии: это больше нужно Вам, чем завучам или директору. Кто Вас оценит и похвалит, если не руководство Вашей компании? А кто подскажет, как исправить профессиональные недочеты и стать лучшим учителем? От имени всего руководства гимназии сообщаю Вам секрет: администрация приходит к Вам на уроке только с доброжелательными намерениями, чтобы открыть в учителе что-то еще не проявившееся и на этом поднять авторитет учителя еще выше.
  • В нашей гимназии Вас ценят за профессионализм. И порой мало учитывают особенности возраста, характера, личные обстоятельства, дружеские чувства. Школа – это не собес. Придя на «ковер» к администратору, помните: речь пойдет только о Ваших профессиональных действиях, но не о личных качествах. И профессиональные «разборки» никогда не должны сказаться на личных отношениях между нами.
  • Школьная административная команда – люди творческие, а потому поощряют творчество и инициативу с Вашей стороны. Не бойтесь их проявлять. Инициатива не наказуема!
  • Человек (и администратор) имеет право на ошибку. Простите её.

4. Учитель в отношениях с учениками.

  • Позиция учителя на уроке бывает двух типов:

1) учитель на пьедестале.

2) учитель без пьедестала.

Позиция учителя на пьедестале неоднородна. Есть разные стили учительского поведения, так сказать, разные «пьедесталы», на которые взбирается человек, чтобы спрятать от учеников свою личность. Американский психолог Вирджиния Сатир предложила типологию стилей ведения урока.

Учитель-начальник. Его пьедестал – власть. От учеников он требует прежде всего послушания. Он подчеркивает свою силу, все на свете знает. Он всех обвиняет: и самих учеников, и их родителей – и держит в страхе. Точка зрения учителя – единственно правильная. Перед уроком учителя-начальника ученики «дрожат и боятся». Они знают, что в случае их слабости или незнания последуют оскорбления.

Результаты такого стиля поведения – конфликты с учениками, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях учителя с учениками. Возможно, когда-нибудь ученики оценят высокий уровень знаний, полученный именно от этого учителя, но своих юношеских обид не простят никогда.

Учитель-компьютер. Его пьедестал – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Он считает, что в обучении и в воспитании главное – компетентность, а самый компетентный, конечно, он сам. Его речь богата обобщенно-личными и безличными предложениями: «Всем известно, что…», «Говорят, что…», « Есть мнение,…». Для него человек определяется оценками, а потому личность и ученик – это синонимы. Это закрытый, холодный учитель.

Результат такого стиля поведения – снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроке, снижение мотивации к обучению.

Учитель-мученик. Его пьедестал – бесконфликтность. Он хочет служить другим. Больше всего он боится конфликтов. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. Ему «неудобно» перед родителями за то, что они вынуждены сдавать деньги на ремонт, перед другими учителями за то, что его похвалили.

Результат – одних учеников это поведение провоцирует на манипулирование учителем, других раздражает, у третьих формирует страх возникновения проблемы (боится расстроить учителя, скрывает).

Учитель-приятель. Его пьедестал – популярность. От учеников он ждет хорошего к себе отношения. «Главное – чтобы меня любили дети», - говорит он. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от последствий). Может поругать ученика, но никогда не выдаст его завучу, директору или даже родителям, усугубляя проблему и делая ее безвыходной. По сути это проявление равнодушия к ученикам и их проблемам.

Результат – отсутствие у учеников чувства ответственности.

Все это – разновидности позиции «на пьедестале». Возможно, что в поведении конкретного учителя они смешаны, и в разных ситуациях учитель ведет себя то как начальник, то как компьютер, то как мученик, то как приятель. Узнали ли Вы себя или своих коллег? Нет? Это прекрасно, потому что идеальный учитель – это учитель без пьедестала, позиция которого – партнерская. Он знает, что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей незыблемой правоты за счет другого. Учитель-партнер – это вдохновитель, а не авторитарный руководитель. Это учитель, который любит не только преподаваемый предмет или себя в этом предмете, а прежде всего – своих учеников. Ставя ученикам оценки, мы оцениваем их знания, а не личностные качества, а потому недопустимы никакие личностные комментарии к оценке, как недопустимо ставить оценку или не пускать на урок за то, что не принес тетрадь (любя ребенка, мы найдем компромисс, мы же не выгоняем из дома мужа, который забыл купить хлеба).

5. Учитель в отношениях с родителями.

  • Родитель ребенка – уже не Ваш ученик, даже если когда-то он им был, не Ваш враг, Вы совместно воспитываете ребенка; потому отношения с родителями должны быть партнерскими: какими бы ни были родители, они, как и Вы, хотят видеть своего ребенка умным, успешным и счастливым.
  • Активнее привлекайте родителей к воспитательной работе, но не позволяйте родителям мешать Вам: Вы на работе;
  • На родительских собраниях говорите только об общем деле, не стоит говорить родителям в присутствии других родителей о недостатках его ребенка, публичного позора родители Вам не простят;
  • Не стоит стесняться просить родителей о помощи в воспитании их детей: съездить с Вами на экскурсию с классом, купить театральные билеты для всего класса – это и есть совместное воспитание, и если родители этого не понимают, им надо это тактично, но настойчиво объяснять.
  • Будьте осторожны с родителями лишь в одном вопросе – финансовом. Если мы честны, то нам нечего бояться. Собирая с родителей деньги на учебники, поездки, ремонты, охрану и пр., необходимо вести строгий учет денег. И ничего оскорбительного нет в том, что за принятые деньги Вас попросят отчитаться. Отчитываются и директор, и Глава района, и Президент страны. Открытость рождает доверие и уважение.

6. Учитель в отношениях с социальным окружением.

  • Любой аспект Вашей деятельности влияет на Вашу репутацию и престиж гимназии в целом, даже если вы этого не осознаете.
  • На репутацию работает все, даже то, что не входит в круг Ваших должностных обязанностей.
  • Если видите непорядок в школе, вмешайтесь: неравнодушие – обязательная черта нашей профессии.

Почему сегодня встал вопрос о педагогической этике? Причин несколько.

  1. За два – три года в гимназию пришли новые учителя, новые сотрудники, которых необходимо познакомить с неписаными правилами жизни в нашем коллективе.
  2. Жесткая конкуренция в условиях рыночных отношений позволяет ученику и родителям выбирать образовательное учреждение, следовательно, школа должна быть конкурентоспособна, потому через некоторое время и школа вынуждена будет выбирать только тех учителей, которые разделяют идеи и правила корпорации.
  3. В этом учебном году особое внимание на наших педагогических советах будет уделяться профессионализму и личностному потенциалу учителя. И сегодняшний педсовет – первая ступень к разговору об этом. Сегодня мы попытались определить «правила игры».

Приложение.