Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Разделы: Начальная школа


Цель: обогащение знаний о растениях.

Коррекционные задачи:

  • развитие зрительно-пространственной ориентировки в средней зоне пространства;
  • развитие зрительного восприятия, внимания, мышления;
  • развитие глазодвигательной функции, соотнесённой с движением руки;
  • совершенствование умения выделять главные признаки и сравнивать;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • развитие графомоторных навыков.

Материал: плакат "Природное сообщество луга (СПЕКТРА)", карточки магнитные к картине, загадки про растения, раздаточный материал с заданиями (приложения), цветные карандаши.

Ход урока

Организационный момент.

Загадки.

  • Посадили зернышко - вырастили солнышко. (Подсолнух);
  • Сырым не едят, варёным выкидывают. (Лавровый лист);
  • Не огонь, а жжётся. (Крапива);
  • На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. (Одуванчик);
  • В одежде пыльной у дороги стоит разбойник одноногий, и кто ни появляется -за каждого цепляется. (Репейник);
  • Дом без окон и дверей, как зелёный сундучок, в нём шесть кругленьких детей. Называется :..(стручок).

Ребята, вы, наверное, слышали выражение: "Растения - зелёная одежда Земли"?[5] И, действительно, на Земле почти всюду есть представители этого царства живой природы. Они образуют леса, луга. Мы видим их в парке, в саду, в поле, на улицах городов и сёл. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой! Но в царстве растений присутствует не только зелёный цвет: розы - розовые, лимоны - лимонные.

Задание на первой карточке будет связано именно с цветом: "Найди среди картинок справа такую же по цвету картинку. Соедини пары линией" .[1]

(Приложение 1)

Мы с вами говорили о том, что царство растений делится на несколько групп:

  • Водоросли;
  • Мхи;
  • Папоротники;
  • Хвойные растения;
  • Цветковые растения.

Также растения бывают

  • лекарственные (зверобой, одуванчик, череда, подорожник, пижма);
  • ядовитые (лютик);
  • съедобные (крапива, щавель);
  • редкие (кувшинка, купальница, волчье лыко);
  • занесенные в Красную Книгу России (подснежник, сон-трава);
  • кормовые (клевер);
  • сорняки (осот, пырей);
  • деревья.

Некоторые из названных растений можно соединить в одну группу, например, крапива. Она относится и к съедобным, и к лекарственным растениям.

Работа с карточками у плаката " Природное сообщество луга". Рассмотрим развитие одуванчика и некоторое луговые травы и цветковые растения ( пырей, зверобой, клевер, щавель, подснежник, лютик, крапива, примула). Рассматривание и беседа об этих растениях.

Работа за столами с карточками "Расставь растения в свой столбик". Задание: покажи стрелкой, к какому типу относятся эти растения. (Приложение 2)

Зрительная гимнастика [1]

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И - направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

Физминутка [1]

У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперёд вверх.),
А река текла, рябила, (повороты вправо, влево с плавными движениями рук.)
Посредине глубина. (наклоны вперёд, руки прямые.)
Там гуляла ры-би-на (приседания.)
Эта рыба - рыбий царь, (прыжки)
Называется - пескарь. (ходьба на месте).

Работа за столами с карточками:

  • "Как называются эти деревья? Покажи стрелкой, с какого дерева ветка. Какому дереву не хватило ветки?" [2] (Приложение 3);
  • "Обведи через кальку, не отрывая руки" [4] (Приложение 4).

Игра на ковре "Отгадай растение".

Правила игры. Выбирается ведущий, им может быть педагог.

Ведущий на ушко одному из детей загадывает любое растение. Этот ребёнок должен описать это дерево, растение (плоды, листья, крона, ствол, стебель). Тот, кто угадает это растение, становится ведущим.

Считалка. [1]

Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.

Подводится итог занятия.

Во всём мире и в нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Охранять надо не только редкие, но и другие, даже обычные виды растений. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, помогающие защитить растения. Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнениями воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, хищных насекомых, птиц.

Используемая литература

  1. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) /М.: Эксмо, 2007. - 512с.
  2. Серия "Готов ли Ваш ребёнок к школе?" окружающий мир. Составитель Е.В.Колесникова. М.: ООО "Ника-Пресс", 1996г.
  3. Лыкова И.А. Дидактика в природе. Уч-метод. пособие, М.: ИД "Карапуз", 2003г.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. "Готовим руку к письму". ООО Изд-во "Росмэн - Пресс", М., 2003г.
  5. Плешаков А.А. "Мир вокруг нас", учебник для 3класса нач.шк. в 2-х ч. Ч.1. - 2-е изд-е. - М.: Просвещение, АО "Московские учебники", 2002г.