Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"

Разделы: Русский язык


Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок-путешествие.

Формы работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная, работа у доски, в тетради, фронтальная беседа.

ЦЕЛЬ: создать условия для организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Синтаксис. Пунктуация».

ЗАДАЧИ:

  • развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды деятельности;
  • вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
  • содействовать развитию умения общаться между собой, помочь осознать ценность совместной деятельности;
  • воспитание ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам;
  • овладение правилами культурного поведения.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, тетради, карточки с заданиями и вопросами, сигнальные карточки, иллюстрации по теме урока, высказывания, эпиграф, толковый словарь, карта города Синтаксиса.

ДЕВИЗ УРОКА: «Ты сможешь все! Ты сильный теперь! И только в силы свои поверь!»

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. ОРГ. МОМЕНТ.

– Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга улыбками. Садитесь.

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКИ.

– Мы закончили изучение интересного раздела науки о языке. Каждая единица языка – звук, морфема, слово, словосочетание, предложение – выполняет свою роль в общении людей. Слова служат для наименования предметов, явлений. Каждое слово в отдельности понятно, но не ясно какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам предложения, связать их по смыслу.

– Какой раздел науки о языке изучает эти законы?

– Что называется синтаксисом? Пунктуацией?

– Сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут совершить небольшое путешествие в Страну Русского языка в город Синтаксис. Как и всякое путешествие наше тоже должно иметь свою цель. Так какова цель нашего путешествия? (Повторить и закрепить знания, полученные в процессе изучения этого раздела).

– Наша тетрадь будет не простой, она будет исполнять роль дневника нашего путешествия, куда мы будем записывать все, что увидели и сделали на уроке. Положите их перед собою и запишите число и тему урока.

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

– Пока мы оформляли дневники записей нашего путешествия, дорога привела нас к воротам города. Но мы не сможем сразу попасть туда, потому что он надежно охраняется стражниками, которые предлагают нам прочесть то, что написано здесь:

ЗАКОН, ЖИВУЩИЙ В НАС, НАЗЫВАЕТСЯ ЭТИКЕТОМ.
СЕНЕКА

– Кто такой Сенека?

– Что такое ЭТИКЕТ? ЭТИКА? ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА? (на доске):

ЭТИКА ЭТИКЕТ ЭТИЧНЫЙ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА

(значения слов написаны на карточках)

– Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.

Давайте запишем этикетные слова в свой дневник путешествий. (Ученик диктует слова, двое – у доски, остальные в тетради).

4. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

– Мы успешно справились с заданием, нас пропустили в город. И тут мы оказались на проезде Словосочетаний и чтобы продолжить путешествие, нам нужно выполнить следующее задание: необходимо заменить беспредложные сочетания двух существительных сочетаниями «прил. + сущ.». Разберите их.

(на доске слова, по 1 ученику от группы):

Помощь брата –
Совет друга –
Счастье семьи –

– При замене может сохраняться общее значение, но появляются различия в смысловых отношениях. В первом сочетании каждой пары речь идет о конкретном лице – брате, друге; тогда как братская помощь может оказать не только брат, но и неродственное лицо, дружеский совет может дать не только друг, а просто знакомый.

– Отправляемся дальше и попадаем в переулок Простых предложений.

– Для чего нужны предложения?

(задания по группам)

– Возьмите задание 1. Нам необходимо из данных слов правильно составить предложение и сделать его синтаксический разбор.

– Нам пора дальше. Повернув направо, мы попадаем на площадь Обращений, на которой находится очень красивый фонтан, где любят прогуливаться городские жители. Им приходится часто общаться друг с другом. Давайте поможем им в этом.

Задание: составьте предложение с обращениями, при помощи которых можно обратиться к продавцу мороженого, к знакомому, к другу, используя при этом «слова вежливости».

– Повернув налево, мы попадаем на улицу Однородных членов предложения. И тут нас ожидает интересная работа. Возьмите задание 2 и выполните его.

– Идем дальше, и, кажется, мы заблудились, попали в тупик «Прямая речь». Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскинули свои цепкие ветви-руки и приглашают отведать «двоечных плодов». Чтобы выбраться из тупика, нужно выполнить задание 3.

– Выбравшись из тупика, мы сразу же попадаем на проспект Сложных предложений. Здесь нам предлагают ответить на вопросы:

  1. Какие предложения являются сложными?
  2. Как связаны предложения, входящие в состав сложного?
  3. На какие 2 группы делятся сложные предложения?

(выполняется задание 4)

– Мы долго гуляли и вышли на Набережную Диалогов. Давайте вспомним: что такое диалог?

– Вспомните, что мы должны знать, разговаривая по телефону? Каких правил придерживаться?

  • Начиная разговор по телефону, не забудьте представиться и поздороваться.
  • Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомните слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.
  • По окончании разговора не забудьте попрощаться.

– Оказывается, город Синтаксис расположен на реке Пунктуация, через которую перекинут мост. Его охраняет пара графов Параграфов. Они передают нам послание от Принцессы Грамматики, которая живет на том берегу.

(Ученик читает стихотворение В. Кудлачева «Вежливые слова».)

– Какова же основная мысль стихотворения?

– Кому мы можем подарить «вежливые слова»?

– А как они еще называются?

– О каком же законе говорил Сенека еще в первом веке нашей эры?

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОЦЕНКИ.

– Вот и закончилось наше путешествие по городу Синтаксису. Мы с вами вспомнили многое. У каждого из вас карточка с нарисованным человечком. Подрисуйте ему рот, который соответствует твоему настроению после урока. На этих же листочках поставьте себе оценку. Мы должны быть к себе строгими и справедливыми.

(Комментирую оценки ребят)

– Что нового мы узнали на уроке?

– Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?

– До свидания! Спасибо за урок!

Карточки, задания, историческая справка и т.д. – Приложение 1.