Близорукость, миопия (от греч. "мио" - щуриться и "обсис" - взгляд, зрение) - один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят отдаленные предметы. Близорукость чаще всего развивается в школьные годы и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, черчение, письмо), особенно при недостатке или неправильном освещении. Если вовремя не принять меры, то близорукость быстро прогрессирует и приводит к значительной потере зрения.
Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. Так же на развитие близорукости оказывает влияние ряд причин: перенесенные заболевания, плохое питание. Чаще всего встречается приобретенная близорукость, а не врожденная.
В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и профилактика.
С целью профилактики близорукости, необходимо придерживаться следующих рекомендаций врачей:
- Правильно оборудовать рабочее место, чаще отдыхать. Через 40 мин. устраивать перемены на 5 - 10 минут.
- Освещение в классной комнате должно соответствовать норме.
- Следить за осанкой учеников.
- Чаще менять вид деятельности.
- Следить за тем, чтобы ученики пользовались очками, если выписал врач.
- Обязательно выполнять упражнения на расслабление глазных мышц.
27 Декабря 2007г. в 4 б классе был подготовлен праздник "Глаза - главные помощники человека " для детей начальных классов.
Мероприятие было подготовлено совместно с медицинскими работниками больницы.
По сценарию данного мероприятия было предусмотрено участие всех детей, присутствующих на празднике:
Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить ее. Когда вы ходили в садик, за вами все время ухаживала мама. Теперь вы пошли в школу, стали старше и должны уметь следить за своим здоровьем. Вы знаете много правил о том, как нужно правильно мыть руки, чистить зубы. А о чем мы сегодня будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадку:
Два братца через дорожку живут,
А друг друга не видят. (глаза)
Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
1. Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
2. Человек не такой зоркий как орел. И в темноте он не видит, как сова, но глаза являются главными помощниками человека.
-Почему? (Дети отвечают.)
-Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза.
-Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
-Каким бывает цвет глаз?
-Какие по размеру бывают глаза?
-Как глаза расположены?
-Что можно обнаружить в глазу , рассматривая его?
(Цветное колечко.) Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка-роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это-зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг и человек видит то , на что смотрит.
(Заучивание слов)
-Я здоровье сберегу,
-Сам себе я помогу.
-Ребята, при ярком свете зрачки сужаются, при слабом - расширяются. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
-Как защищены глаза?
-Да, ребята, брови, ресницы и веки не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Еще нужно делать гимнастику для глаз.
(Медсестра показывает упражнения (приложение, схема 1,2))
-А теперь, ребята, поиграем. Игра называется "Полезно - вредно"
(Объяснение правил игры)
Читать лежа.
- Смотреть на яркий свет.
- Смотреть близко телевизор.
- Оберегать глаза от ударов.
- Промывать по утрам глаза.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем освещении.
-А теперь послушайте и запомните какие правила нужно запомнить и выполнять, чтобы не испортить зрение.
- Умываться по утрам.
- Смотреть телевизор не более 1-2 часов вдень.
- Сидеть не ближе 3м от телевизора.
- Не читать лежа.
- Не читать в транспорте.
- Оберегать глаза от попадания соринок.
- При чтении и при письме свет должен падать с левой стороны.
- Расстояние от глаз до текста не меньше 30-35 см.
- Употреблять в пищу лук, морковь, петрушку.
- Делать гимнастику для глаз.
-Ребята, мы сегодня много узнали о том, как беречь свои глаза, чтобы они у нас всегда хорошо видели. А давайте вспомним, какое правило мы с вами выучили. (Повторяют правило)
- Помните и не забывайте о чем мы сегодня говорили. Ведь не зря в народе говорят, что:
- Здоровье дороже богатства.
- Здоровому все здорово.
- Без здоровья невозможно и счастье.
Профилактика близорукости
1. Очень часто для профилактики близорукости проводится игра "Послушный цыпленок".
Цель игры: коррекция зрения.
Суть игры заключается в том, что дети по команде преподавателя мысленно глазами передвигают цыпленка по таблице. Иногда даже сами дети дают команды. Как правило, игра им очень нравится.
На занятиях дети, в профилактических целях знакомятся с упражнением "Метка на стекле". Для выполнения этого упражнения на стекле необходимо закрепить круглую метку (или обвести фломастером), встать у окна на расстоянии 30 - 35 см. и поочередно переводить взгляд то на метку, то на удаленные предметы.
Занимаясь подобной зарядкой, необходимо соблюдать основные принципы:
- систематичность и последовательность применения;
- регулярность воздействия;
- длительность применения упражнения;
- постепенное увеличение нагрузки;
- индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- сочетание общей и специальной тренировки.
Так же используется метод аутотренинга. Аутотренинг позволяет контролировать и направлять целевым образом воздействие центральной нервной системы при помощи различных формул самовнушения. Научной основой методов самовнушения были заложены еще в трудах великих ученых В.Л. Бехтерева, И.П. Павлова, австрийского ученого И.Г. Шульца и др. С помощью аутотренинга человек может расслабить мышцы, создать состояние покоя, преодолеть боль, страх, упадок сил, утомление. Данный метод широко применяется для улучшения работы зрительного аппарата.
Используются следующие формулы аутотренинга:
- Я совершенно спокоен и невозмутим. Веки совершенно спокойны и свободны. Взгляд спокоен, свободен и ясен.
- Глазное дно хорошо снабжается кровью.
- Кровь хорошо омывает глазное дно.
- Я смотрю легко и вижу ясно и отчетливо.
- Глазное дно приятно теплое.
- Глаза видят отчетливо и резко.
Этот вид деятельности наиболее приемлем, поскольку не требует особых условий для проведения в классе.
Есть и другие способы профилактики близорукости.
Водные процедуры. Его предложил русский врач и физиолог Ф. Гилтебрант еще в 1804 году. Он советует промывать глаза чистой водой. Эту процедуру я посоветовала выполнять ребятам в домашних условиях (рис. 1).
2. Упражнение с использованием таблицы Шульте (рис. 2). Упражнение состоит в том, чтобы за 25 секунд показать числа в порядке натурального ряда. Чтобы исключить запоминание расположения чисел, используется комплект из 10 таблиц с разними сочетаниями. Эти упражнения способствуют расширению периферического поля зрения.
3. Упражнение с использованием числовых пирамид. Суть его в том, чтобы, фиксируя числа среднего ряда, распознать числа крайних рядов (рис. 3).
4. Улучшение зрения по методике американского врача У. Бейтса "Как приобрести хорошее зрение без очков".
При работе с детьми младшего школьного возраста всю профилактическую работу необходимо проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать, вовлекать всех ребят. Профилактике близорукости способствует укрепление организма (режим дня, достаточное пребывание на свежем воздухе, занятие физической культурой).
Я уверена, что для сохранения зрения и профилактики глазных заболеваний, весь комплекс упражнений необходимо выполнять ребятам не только на уроках в школе, но и дома. С этой целью проводилось родительское собрание, на котором родители были ознакомлены с комплексом упражнений (Приложение 1).