Внеклассное мероприятие в начальной школе "Глаза - главные помощники человека"

Разделы: Внеклассная работа


Близорукость, миопия (от греч. "мио" - щуриться и "обсис" - взгляд, зрение) - один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят отдаленные предметы. Близорукость чаще всего развивается в школьные годы и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, черчение, письмо), особенно при недостатке или неправильном освещении. Если вовремя не принять меры, то близорукость быстро прогрессирует и приводит к значительной потере зрения.

Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. Так же на развитие близорукости оказывает влияние ряд причин: перенесенные заболевания, плохое питание. Чаще всего встречается приобретенная близорукость, а не врожденная.

В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и профилактика.

С целью профилактики близорукости, необходимо придерживаться следующих рекомендаций врачей:

  1. Правильно оборудовать рабочее место, чаще отдыхать. Через 40 мин. устраивать перемены на 5 - 10 минут.
  2. Освещение в классной комнате должно соответствовать норме.
  3. Следить за осанкой учеников.
  4. Чаще менять вид деятельности.
  5. Следить за тем, чтобы ученики пользовались очками, если выписал врач.
  6. Обязательно выполнять упражнения на расслабление глазных мышц.

27 Декабря 2007г. в 4 б классе был подготовлен праздник "Глаза - главные помощники человека " для детей начальных классов.

Мероприятие было подготовлено совместно с медицинскими работниками больницы.

По сценарию данного мероприятия было предусмотрено участие всех детей, присутствующих на празднике:

Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить ее. Когда вы ходили в садик, за вами все время ухаживала мама. Теперь вы пошли в школу, стали старше и должны уметь следить за своим здоровьем. Вы знаете много правил о том, как нужно правильно мыть руки, чистить зубы. А о чем мы сегодня будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадку:

Два братца через дорожку живут,

А друг друга не видят. (глаза)

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

1. Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

2. Человек не такой зоркий как орел. И в темноте он не видит, как сова, но глаза являются главными помощниками человека.

-Почему? (Дети отвечают.)

-Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза.

-Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

-Каким бывает цвет глаз?

-Какие по размеру бывают глаза?

-Как глаза расположены?

-Что можно обнаружить в глазу , рассматривая его?

(Цветное колечко.) Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка-роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это-зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг и человек видит то , на что смотрит.

(Заучивание слов)

-Я здоровье сберегу,

-Сам себе я помогу.

-Ребята, при ярком свете зрачки сужаются, при слабом - расширяются. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

-Как защищены глаза?

-Да, ребята, брови, ресницы и веки не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Еще нужно делать гимнастику для глаз.

(Медсестра показывает упражнения (приложение, схема 1,2))

-А теперь, ребята, поиграем. Игра называется "Полезно - вредно"

(Объяснение правил игры)

Читать лежа.

  1. Смотреть на яркий свет.
  2. Смотреть близко телевизор.
  3. Оберегать глаза от ударов.
  4. Промывать по утрам глаза.
  5. Тереть глаза грязными руками.
  6. Читать при хорошем освещении.

-А теперь послушайте и запомните какие правила нужно запомнить и выполнять, чтобы не испортить зрение.

  1. Умываться по утрам.
  2. Смотреть телевизор не более 1-2 часов вдень.
  3. Сидеть не ближе 3м от телевизора.
  4. Не читать лежа.
  5. Не читать в транспорте.
  6. Оберегать глаза от попадания соринок.
  7. При чтении и при письме свет должен падать с левой стороны.
  8. Расстояние от глаз до текста не меньше 30-35 см.
  9. Употреблять в пищу лук, морковь, петрушку.
  10. Делать гимнастику для глаз.

-Ребята, мы сегодня много узнали о том, как беречь свои глаза, чтобы они у нас всегда хорошо видели. А давайте вспомним, какое правило мы с вами выучили. (Повторяют правило)

- Помните и не забывайте о чем мы сегодня говорили. Ведь не зря в народе говорят, что:

  1. Здоровье дороже богатства.
  2. Здоровому все здорово.
  3. Без здоровья невозможно и счастье.

Профилактика близорукости

1. Очень часто для профилактики близорукости проводится игра "Послушный цыпленок".

Цель игры: коррекция зрения.

Суть игры заключается в том, что дети по команде преподавателя мысленно глазами передвигают цыпленка по таблице. Иногда даже сами дети дают команды. Как правило, игра им очень нравится.

       
     
       

На занятиях дети, в профилактических целях знакомятся с упражнением "Метка на стекле". Для выполнения этого упражнения на стекле необходимо закрепить круглую метку (или обвести фломастером), встать у окна на расстоянии 30 - 35 см. и поочередно переводить взгляд то на метку, то на удаленные предметы.

Занимаясь подобной зарядкой, необходимо соблюдать основные принципы:

  • систематичность и последовательность применения;
  • регулярность воздействия;
  • длительность применения упражнения;
  • постепенное увеличение нагрузки;
  • индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста и состояния здоровья;
  • сочетание общей и специальной тренировки.

Так же используется метод аутотренинга. Аутотренинг позволяет контролировать и направлять целевым образом воздействие центральной нервной системы при помощи различных формул самовнушения. Научной основой методов самовнушения были заложены еще в трудах великих ученых В.Л. Бехтерева, И.П. Павлова, австрийского ученого И.Г. Шульца и др. С помощью аутотренинга человек может расслабить мышцы, создать состояние покоя, преодолеть боль, страх, упадок сил, утомление. Данный метод широко применяется для улучшения работы зрительного аппарата.

Используются следующие формулы аутотренинга:

- Я совершенно спокоен и невозмутим. Веки совершенно спокойны и свободны. Взгляд спокоен, свободен и ясен.

- Глазное дно хорошо снабжается кровью.

- Кровь хорошо омывает глазное дно.

- Я смотрю легко и вижу ясно и отчетливо.

- Глазное дно приятно теплое.

- Глаза видят отчетливо и резко.

Этот вид деятельности наиболее приемлем, поскольку не требует особых условий для проведения в классе.

Есть и другие способы профилактики близорукости.

Водные процедуры. Его предложил русский врач и физиолог Ф. Гилтебрант еще в 1804 году. Он советует промывать глаза чистой водой. Эту процедуру я посоветовала выполнять ребятам в домашних условиях (рис. 1).

2. Упражнение с использованием таблицы Шульте (рис. 2). Упражнение состоит в том, чтобы за 25 секунд показать числа в порядке натурального ряда. Чтобы исключить запоминание расположения чисел, используется комплект из 10 таблиц с разними сочетаниями. Эти упражнения способствуют расширению периферического поля зрения.

3. Упражнение с использованием числовых пирамид. Суть его в том, чтобы, фиксируя числа среднего ряда, распознать числа крайних рядов (рис. 3).

4. Улучшение зрения по методике американского врача У. Бейтса "Как приобрести хорошее зрение без очков".

 При работе с детьми младшего школьного возраста всю профилактическую работу необходимо проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать, вовлекать всех ребят. Профилактике близорукости способствует укрепление организма (режим дня, достаточное пребывание на свежем воздухе, занятие физической культурой).

Я уверена, что для сохранения зрения и профилактики глазных заболеваний, весь комплекс упражнений необходимо выполнять ребятам не только на уроках в школе, но и дома. С этой целью проводилось родительское собрание, на котором родители были ознакомлены с комплексом упражнений (Приложение 1).